Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»
методическая разработка (8 класс) на тему

Акимова Наталья Геннадьевна

Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление: роль книги, казалось бы, должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много. Но на сегодняшний день чтение  - это одно из самых здоровьесберегающих занятий!  Чтение сохраняет и  физическое, и душевное здоровье наших детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»

Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление, роль книги по идее должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много:

- жёсткая конкуренция телевидения, видео;

- нет мотивации на чтение;

- исчезает традиция семейного чтения и обсуждения книг;

- чтение современных произведений вытесняет классическую литературу, как более увлекательное, более понятное и близкое современным детям;

- детские книги сравнительно дороги;

- перегруженность родителей на работе;

- родители не любят читать;

- бюджет семьи не позволяет покупать книги, иметь дома свою библиотеку;

- программная литература – навязана взрослыми;

- библиотечные фонды мало пополняются.

А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

На сегодняшний день это одно из самых здоровьесберегающих занятий! Чтение сохраняет и  физическое, и душевное здоровье наших детей!

Важно отметить, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

Работа над развитием речи связана с развитием мышления. Так же, как устная речь связана с уровнем развития письменной речи.

Письменная форма монологической речи, наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная.

К письменной речи предъявляются высокие требования: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка и т.п.

Занков Л.В.: «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».

В основе высказывания ребенка должно лежать его желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и перечитанном.

Чтение предполагает ситуацию  живого общения с детьми.

Чтобы дети говорили живо, хорошо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика. Для этого необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (пишет). Попросите ребенка рассказать о прочитанном. Побывайте сами в роли рассказчика! Развитие ребенка начинается в семье и семьей же поддерживается. Дома он один, в классе их много. Чтобы высказаться в классе, ребенку нужно потренироваться, набраться уверенности дома среди самых близких и любимых.

Полноценное и эффективное развитие речи невозможно без развития навыков и умений чтения. Много лет работая над своей проблемой, я поняла - срочно нужно перестраиваться, ведь овладение навыками и умениями чтения является условием овладения любыми предметами, входящими в содержание, как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельности в последующий период.

Научить читать - не самоцель, важно добиться овладения навыками и умениями ориентировки в тексте. Проблема современных детей даже не в том, что они не читают, а в том, что они не понимают прочитанное, не умеют ориентироваться в тексте, выделять главное и важное, систематизировать прочитанное. Их слишком многое отвлекает от книги. Они стремятся к сильным ощущениям, а не к глубоким переживаниям. Количество спецэффектов важнее смысла жизни и самой жизни. Чтение становится скучным только тогда, когда не видишь глубины происходящего, а скользишь взглядом по поверхности. Научиться читать ему помогут в школе, но времени читать на уроке учителю не хватает. Читать важно еще и потому, что общение с книгой помогает детям определить личную позицию, проявить и реализовать  свою индивидуальность, формирует умение отстаивать свое мнение, соотносить его с мнением учителя, родителей и одноклассников, принимать доказательные аргументы противников, приходить к соглашению в наше непростое время.

Глубина восприятия текста зависит от эмоционального переживания, вызванного прочтением произведения, правильным пониманием его фактической стороны, ценностного отношения близких к прочитанному ребенком.

Чтение художественной литературы способствует развитию творческого мышления и потребности творчества.

Именно поэтому важна выразительность чтения, монотонность или неправильное интонирование говорит о том, что текст ребенком не усваивается, его внимание не сосредоточено на тексте, скорее всего он читает его машинально, поверхностно, не вдумываясь особенно в смысл прочитанного. Такое чтение мало результативно, прочитанное быстро забывается, не оказывает должного влияния на ребенка, становится неинтересным и скучным занятием.

Эмоциональный уровень восприятия позволяет ребенку сопереживать героям, помогает лучше усвоить фактический материал произведения. Знание отдельных фактов, умение сопоставлять их помогает ребенку находить связь между явлениями, делать выводы из прочитанного, проектировать свои личностные качества на конкретную жизненную ситуацию, описанную в книге. Помогает ненавязчиво, без нудной дидактики и морализаторства анализировать не только героев, но и себя. Задуматься о своей личности, характере лучше раньше. Самовоспитание не должно запаздывать.

Бытует мнение, что чтение – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова).

Но не для этого тратятся авторами годы, не для этого страницы классики буквально оплачены потом и кровью, и жизнью в том числе, не для совершенствования наших умений анализировать и демонстрировать знания при поступлении в вузы. Открывая потрепанные школьные томики классики, мы прикасаемся к великой, вечной русской и общечеловеческой боли, причин у нее достаточно. Мы передаем из рук в руки мечту о совершенстве, о близком и таком возможном счастье, мы прикасаемся к чуду созвучия человеческого сердца  красоте природы, любви, мы получаем и передаем другим предупреждение о разверзающихся, уносящих в пустоту безднах, мы творим свои великие и малые миры. И только такое чтение засчитывается нашей душе, как катарсис, воскрешение, волшебное зеркало, преображающее нас и мир вокруг нас.



Предварительный просмотр:

Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»

Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление, роль книги по идее должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много:

- жёсткая конкуренция телевидения, видео;

- нет мотивации на чтение;

- исчезает традиция семейного чтения и обсуждения книг;

- чтение современных произведений вытесняет классическую литературу, как более увлекательное, более понятное и близкое современным детям;

- детские книги сравнительно дороги;

- перегруженность родителей на работе;

- родители не любят читать;

- бюджет семьи не позволяет покупать книги, иметь дома свою библиотеку;

- программная литература – навязана взрослыми;

- библиотечные фонды мало пополняются.

А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

На сегодняшний день это одно из самых здоровьесберегающих занятий! Чтение сохраняет и  физическое, и душевное здоровье наших детей!

Важно отметить, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

Работа над развитием речи связана с развитием мышления. Так же, как устная речь связана с уровнем развития письменной речи.

Письменная форма монологической речи, наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная.

К письменной речи предъявляются высокие требования: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка и т.п.

Занков Л.В.: «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».

В основе высказывания ребенка должно лежать его желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и перечитанном.

Чтение предполагает ситуацию  живого общения с детьми.

Чтобы дети говорили живо, хорошо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика. Для этого необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (пишет). Попросите ребенка рассказать о прочитанном. Побывайте сами в роли рассказчика! Развитие ребенка начинается в семье и семьей же поддерживается. Дома он один, в классе их много. Чтобы высказаться в классе, ребенку нужно потренироваться, набраться уверенности дома среди самых близких и любимых.

Полноценное и эффективное развитие речи невозможно без развития навыков и умений чтения. Много лет работая над своей проблемой, я поняла - срочно нужно перестраиваться, ведь овладение навыками и умениями чтения является условием овладения любыми предметами, входящими в содержание, как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельности в последующий период.

Научить читать - не самоцель, важно добиться овладения навыками и умениями ориентировки в тексте. Проблема современных детей даже не в том, что они не читают, а в том, что они не понимают прочитанное, не умеют ориентироваться в тексте, выделять главное и важное, систематизировать прочитанное. Их слишком многое отвлекает от книги. Они стремятся к сильным ощущениям, а не к глубоким переживаниям. Количество спецэффектов важнее смысла жизни и самой жизни. Чтение становится скучным только тогда, когда не видишь глубины происходящего, а скользишь взглядом по поверхности. Научиться читать ему помогут в школе, но времени читать на уроке учителю не хватает. Читать важно еще и потому, что общение с книгой помогает детям определить личную позицию, проявить и реализовать  свою индивидуальность, формирует умение отстаивать свое мнение, соотносить его с мнением учителя, родителей и одноклассников, принимать доказательные аргументы противников, приходить к соглашению в наше непростое время.

Глубина восприятия текста зависит от эмоционального переживания, вызванного прочтением произведения, правильным пониманием его фактической стороны, ценностного отношения близких к прочитанному ребенком.

Чтение художественной литературы способствует развитию творческого мышления и потребности творчества.

Именно поэтому важна выразительность чтения, монотонность или неправильное интонирование говорит о том, что текст ребенком не усваивается, его внимание не сосредоточено на тексте, скорее всего он читает его машинально, поверхностно, не вдумываясь особенно в смысл прочитанного. Такое чтение мало результативно, прочитанное быстро забывается, не оказывает должного влияния на ребенка, становится неинтересным и скучным занятием.

Эмоциональный уровень восприятия позволяет ребенку сопереживать героям, помогает лучше усвоить фактический материал произведения. Знание отдельных фактов, умение сопоставлять их помогает ребенку находить связь между явлениями, делать выводы из прочитанного, проектировать свои личностные качества на конкретную жизненную ситуацию, описанную в книге. Помогает ненавязчиво, без нудной дидактики и морализаторства анализировать не только героев, но и себя. Задуматься о своей личности, характере лучше раньше. Самовоспитание не должно запаздывать.

Бытует мнение, что чтение – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова).

Но не для этого тратятся авторами годы, не для этого страницы классики буквально оплачены потом и кровью, и жизнью в том числе, не для совершенствования наших умений анализировать и демонстрировать знания при поступлении в вузы. Открывая потрепанные школьные томики классики, мы прикасаемся к великой, вечной русской и общечеловеческой боли, причин у нее достаточно. Мы передаем из рук в руки мечту о совершенстве, о близком и таком возможном счастье, мы прикасаемся к чуду созвучия человеческого сердца  красоте природы, любви, мы получаем и передаем другим предупреждение о разверзающихся, уносящих в пустоту безднах, мы творим свои великие и малые миры. И только такое чтение засчитывается нашей душе, как катарсис, воскрешение, волшебное зеркало, преображающее нас и мир вокруг нас.