Консультация для родителей "Семейное чтение"
консультация

Широкова Юлия Александровна

Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx159.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Семейное чтение»

https://xn----7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/upload/iblock/d6f/d6ffd1f777031293bd3454440a9cf01c.jpg

Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.

Оптимальное время для семейного чтения

Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.

Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.

Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим. Тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство.

Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.

Семейное чтение не заменить аудиокнигами

Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.   В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.

Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя. Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.

Нередко современные родители негативно относятся к русским народным сказкам — мол, они чересчур страшные. Конечно, если оставить ребенка наедине с аудиосказкой про Бабу Ягу, у него действительно запросто побегут мурашки по коже. Однако когда эти сказки бытовали, их рассказывали именно в кругу семьи, и дети учились справляться со страхом и другими негативными чувствами в безопасном окружении. А значит, когда отрицательные эмоции и стресс возникали в реальной жизни, детям легче было с ними справляться.

До какого возраста стоит читать детям книги

В идеале регулярно читать ребенку книги лучше до 12 лет. Дальше у детей, как правило, меняется график, их нужно начинать готовить к самостоятельной жизни. После этого возраста семейное чтение может остаться хорошей семейной традицией, но именно до средней школы читать с ребенком особенно важно. Увы, довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после 7–8 лет видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.

Родители старших дошкольников часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Ведь скоро в школу, и взрослые чувствуют повышенную ответственность за навыки ребенка (или их отсутствие). Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Например, учить чему бы то ни было детей эффективнее в первой половине дня. А вечер пусть станет временем, которое можно провести с удовольствием. Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»

Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление: роль книги, казалось бы, должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много. Но на сегодняшний день ...

Консультация для родителей "Чтение без увлечения"

Консультация для родителей.Чтение без увлечения или почему ребенок не хочет читать.«Человек рождается не в мир, а в семью – именно здесь будет его дом, если родители готовы позаботиться об этом» ...

Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...

Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"

Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...

Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость...

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....