Доклад по теме самообразования
статья по биологии на тему

Таюрская Людмила Николаевна

Доклад по теме самообразования "Интерактивные приёмы и методы как средство повышения качества знаний и активизации познавательной деятельности на уроках биологии и химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samoobrazovaniyu._interaktivnye_tehnologii.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

 «Уянская СОШ»

Доклад по самообразованию

Интерактивные приёмы и методы как средство повышения качества знаний и активизации познавательной деятельности на уроках

 биологии и химии

Докладчик учитель химии и биологии

Таюрская Л

2015 год

Цель темы:

 Использование  элементов интерактивных технологий  для активизации познавательной деятельности и повышения качества знаний обучающихся на уроках биологии и химии

Актуальность темы:

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

       В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее представление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. Привычное понимание процесса обучения связано с абстрагированием его от другой деятельности человека: обучающийся приходит в школу учиться. Однако любой человек учится постоянно в процессе любой деятельности. Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать – все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.

        Применение интерактивных  технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения.  В последнее время отмечают падение интереса обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению  естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний обучающихся по этим предметам является использование современных интерактивных  технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

      Характерной чертой современной педагогической науки является поиск и разработка новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, способствующих их самореализации. Важнейшей составляющей педагогического процесса при таком подходе становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика. В связи с этим учителя апробируют в учебном процессе различные инновационные технологии, исследуют их эффективность. Одна из инновационных технологий, направленная на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности обучающихся, основанная на диалогическом общении - это интерактивная технология обучения.

     

Термин «интерактивность» произошел от английских слов «Inter» и «act» и означает «взаимодействие». Интерактивность в обучении понимается современными исследователями как нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения.  Мы понимаем под интерактивным обучением специальную форму организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания, между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование личностных качеств субъектов обучения.

Теоретическая основатемы:

Основой проведенного исследования стала общая теория обучения  Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкого, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.В.Краевского, А.В.Хуторского. Теория личностно-ориентированного обучения Н.А.Алексеева, Е.В. Бондаревской, Л.В. Загрекова, В.В.Серикова, И.С. Якиманской. Концепция целостного развития личности Б.Г.Ананьева, Н.А.Бердяева, Э.В. Галажинского. Идеи педагогического взаимодействия  И.А.Зимней, Е.В. Коротаевой, И.Б. Котовой, E.H. Шиянова. Теории активизации личности в обучении  Н.М.Зверевой, Т.А.Ивановой, М.В.Кларина, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, Е.Н.Перевощиковой, П.И. Пидкасистого, И.С. Якиманской и др. Основные положения педагогики исследований  В.И.Загвязинского, Н.В.Кузьминой, Е.В.Симоненко. Теорию игрового и интерактивного обучения  рассматривали в своих работах такие авторы, как И.Г.Абрамова, Н.П. Аникеева, Б.Ц. Бадмаев, И.В. Балицкая, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, B.А.Вакуленко, П.Д.Гаджиева, Л.К.Гейхман, В.В.Гузеев, Ю.Н.Емельянов, И.П.Иванов, Д.Н.Кавтарадзе, М.В.Кларин.    

Теоретическая значимость исследования:

Состоит в том, что с целью модернизации естественнонаучного образования при использовании интерактивных  технологий обучения. Уточнена классификация интерактивных технологий  обучения в контексте  повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности обучающихся  при изучении биологии  и химии в учебной деятельности. Раскрыты сущностные характеристики интерактивных технологий обучения для повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности обучающихся  при изучении биологии.

Практическая значимость темы:

Заключается в возможности использования интерактивных технологий  обучения для повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности при изучении биологии ; при разработке элективных курсов с использованием интерактивных  технологий  обучения. Материалы диссертации могут стать основой для разработки учебных планов и методических пособий, использоваться на курсах повышения квалификации учителей.

Интерактивные технологии обучения

Это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех  участников процесса обучающего познания

     Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

         Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

   Совместная деятельность учащихся в процессе познания, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

   Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Модели обучения

Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Пассивная обучающиеся усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.

Активная    предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников

Интерактивная организация  комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование  этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность

Сущность интерактивных технологий

В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:

«Скажи мне, я забываю,

Покажи мне, я могу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда»

Приёмы интерактивного обучения:

  1.Работа в парах;

  2.Ротационные (сменные) тройки;

  3.Карусель;

  4. Аквариум;

  5. Незаконченное предложение;

 6. Инновационные задачи;

 7. Синквейн и другие

Рассмотрим некоторые из них

Работа в группах:

При групповой форме работы создаются условия, в которых обучающийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником к деятельности других членов группы.

              В группе создаётся атмосфера комфорта и «психологической безопасности», т.к. каждый учащийся становится полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Это способствует развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности, самосовершенствованию, самореализации (Миртов,1999).

Тематическое планирование уроков биологии, где применялся  приём Работа в группах (таблица № 1).

 Таблица №1

Приём активизации

Тема урока

Количество часов

Работа в группах

1.

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки

1

2.

Органические вещества. Липиды и углеводы

1

3.

Органические вещества. Белки

1

4.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

1

После изучения темы «Химическая организация живого вещества» проводился зачёт, результаты представлены в (таблицах № 2 и № 3)

Результаты зачёта по теме «Химическая организация живого вещества» в экспериментальном классе

Таблица № 2

Зачёт по теме «Химическая организация живого вещества»

Оценки, полученные за зачёт

% Качества

% Успеваемости

5

4

3

2

5

4

7

-

56

100

Результаты зачёта по теме «Химическая организация живого вещества» в контрольном  классе

Таблица № 3

Зачёт по теме «Химическая организация живого вещества»

Оценки, полученные за зачёт

% Качества

% Успеваемости

5

4

3

2

2

3

10

1

31

94

При анализе таблиц  можно сделать вывод, что при использовании групповых форм обучения по данной теме привело к тому, что качество знаний у школьников в экспериментальном классе выше на 25 %, успеваемость 100%, тогда как в контрольном классе  успеваемость составила всего 94%.

Метод проектов

Метод проектов – это организация исследовательской деятельности учащихся, что позволяет не только и не столько  помогать учить, сколько помогать  учиться,  направлять познавательную деятельность обучаемого. Ведущая роль отводится развитию умений пользоваться знаниями. Главное утверждение данной педагогической технологии - знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте.

Предпочтение целесообразнее отдать  межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по химии, биологии, экологии, основам медицины. Подобные проекты помогают преодолевать традиционную дробность и обрывочность знаний об окружающем мире.

Первый этап работы над проектом: выбор проблемы, формулировка темы, определение целей и задач исследования, формы выполнения (индивидуальная, парная, групповая).

Второй этап: работа с источниками информации.

Третий этап: проведение собственного исследования, анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе работы результатов.

Четвёртый этап: оформление проекта, выполнение презентации.

Заключительный этап: защита проекта.

Информационные технологии

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие, иначе жажда познания иссякнет в пылу игровых баталий или во время бесцельного времяпрепровождения в Интернете. Эффективно применение информационных технологий на уроках изучения нового материала (презентации для лекций); при отработке умений и навыков (тестирование);во время лекций применение слайд - фильмов (Power Point) обеспечивает динамичность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. Приведён пример презентации к уроку  в 7 классе Тип членистоногие. Класс ракообразные.

Домашнее задание по карточкам

позволяет учащимся творчески развиваться.  Например,  при изучении темы: «Формы размножения живых организмов» в 10 классе учащимся предлагается составить карточки-задания, а затем их самостоятельно выполнить при обмене с товарищами. Учащиеся сами придумывают незаполненные схемы или вопросы, записывают их на первой половине карточки, а на второй половине оформляют выполнение.

Систематическое применение таких карточек позволяет сделать усвоение материала более осознанным, а учащиеся получают возможность развивать творческие способности, а также вносит вклад в оформление кабинета.

Мозговой штурм 

     Мозговой штурм - метод группового творческого мышления. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Правила мозгового штурма: не относитесь к очевидному свысока: иногда очевидное решение может быть наилучшим, все идеи хороши (на самом деле, меньшая часть мнений, высказываемых в ходе принятия группового решения, часто служит трамплином для новаторского решения проблемы), проследите, чтобы каждая идея была представлена в завершенном виде, не используйте излишне краткие описания, чтобы избежать недоразумений, не бойтесь повторений: позднее, при обсуждении, одинаковые идеи могут оказаться разными или вызвать в разное время различную реакцию, записывайте и представляйте коллегам каждую идею, добивайтесь количества, а не качества, будьте изобретательны, выйдите за привычные рамки мышления, не судите сгоряча, не останавливайтесь, продолжайте обсуждение, не надо редактировать, держите темп и напряжение обсуждения.

Этапы и правила мозгового штурма:

Постановка проблемы. Предварительный этап. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа:  главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Приложение  к мозговому штурму

Тема: "Пищеварение". "Затяжной обед"

1. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – 24 раза. Объясните эти факты.

Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет, какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком?

Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется.

Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи – т.е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.

2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.

Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается.

Синквейн

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна,  на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна, на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой, пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Составляя синквейн, обучающийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой организации образовательной деятельности является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, обучающийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный  синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно -ориентированной.

Синквейн 1

 Мутация

 Случайная, стойкая

Изменяет, проявляется, наследуется

Не было счастья, да несчастье помогло!

 Эволюция

Синквейн 2

 Белки

 Трехмерные, уникальные

 Ускоряют, регулируют, защищают

 Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

 Трудяги!

Инновационные задачи
Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.
Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?
Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.

 Аквариум

   Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени, обучающиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков, стимулирует участников к практической работе.

Пример представить Биогеоценоз

Вывод: Применение элементов  интерактивных технологий способствует повышению качества знаний, активизации познавательной деятельности на уроках биологии и химии.

Заключение:

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии.  Вопросы взаимосвязи технологий обучения, выработки критериев отбора технологий обучения являются на сегодняшний день одним из сложнейших проблем дидактики.

Выбор конкретных нетрадиционных педагогических технологий обусловливается целевой ориентацией, содержательной спецификой, индивидуализацией обучения, технической оснащенностью образовательного учреждения и др.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие: интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Применение интеллектуальных технологий обучения позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Самообразование учащихся на уроках математики".

В своём докладе я хотела отразить геометрический материал о вписанном угле, рассмотреть задачи на построение, задачи на построение,предоставить задачи для самостоятельного решения....

Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».

Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики"....

Доклад по теме самообразования

Моя тема самообразования "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"Работаю над этой темой третий год. Особый интерес у меня вызывает методика А.Г. Ривина....

доклад по теме "Самообразование"

Тема  самообразования: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»....

Доклад по теме самообразования "Методика работы с иноязычным текстом"

В реферате обобщены и перечислены виды работы с иноязычным текстом....

Доклад по теме самообразования «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают  на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в мало...

Доклад по теме самообразования "Возможности Microsoft Power Point"

Презентация отбражает работу учителя...