Обобщающий урок по теме "Вселенная"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Конспект урока по природоведению в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок – путешествие по теме «Вселенная»

Природоведение 5 класс

Ход урока

I Организационный момент

II Вступительное слово.

Учитель:

Мы закончили изучать тему «Вселенная» и сегодня проводим обобщающий урок по изученному материалу. Я предлагаю совершить космическое путешествие к далёкой звезде Альфа Центавра.

В нашем путешествии принимает участие 3 звездолёта, которые укомплектованы экипажами.

Командир 1 звездолёта – Коробов Сергей.

Командир 2 звездолёта – Пономарёв Евгений.

Командир 3 звездолёта – Ерёмин Дмитрий.

Экипажи готовы совершить звёздное путешествие. Но сначала проверим их готовность.

1 задание.

Вам необходимо дать экспресс ответы на вопросы:

  1. Что такое Вселенная?
  2. Что такое Солнечная система?
  3. Что такое звёзды?
  4. Что такое метеор?
  5. Что такое метеорит?
  6. Что такое астероид?
  7. Что такое комета?
  8. Что такое Галактика?
  9. Что такое созвездие?

(вопросы задаются поочерёдно то одной, то другой команде; можно дополнительно задать уточняющие вопросы, например: Как называется наша Галактика? и т.д.)

Учитель:

  • Старт дан, и звездолёты стартуют с планеты Земля. Мы удаляемся от Солнца.

Внимание!

2 задание.

У вас на столах лежат таблички с названиями планет Солнечной системы. Вы их должны расположить таким образом, чтобы показать мимо каких планет вам предстоит пролететь, стартуя с Земли.

Вы на табличках проставьте №, в каком порядке будете пролетать их.

(1 минута)

Учитель:

Представители команд при помощи магнита на доске прикрепят таблички в соответствии с теми номерами, которые вы проставили.

Проверяем правильность расположения планет

МАРС – ЮПИТЕР – САТУРН – УРАН – НЕПТУН – ПЛУТОН

Дополнительные вопросы:

1.Мимо каких планет мы не пролетим?

2.На какие две группы можно разделить планеты Солнечной системы?

3.Почему Солнечная система так называется?

Учитель:

А чтобы лучше запомнить расположение планет, Мартынова Рита прочитает стихотворение и расположит планеты вокруг Солнца на доске.

Мы тему урока давайте наметим:

Планеты у Солнца танцуют, как дети.

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера

В пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной,

И огненный Марс, что кружит над Землёй.

За ними Юпитер – из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видиться нам.

Последние три едва различимы,

Малы, холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон.

( получается модель Солнечной системы)

Учитель:

Что-то мы сбились с маршрута. Необходимо вернуться на заданный курс. Для этого необходимо пройти лабиринт.

3 задание.

У вас на столах лежат лабиринты. Вам необходимо их пройти от первого номера и до последнего. На вопрос вы отвечаете «Да» или «Нет» и идёте по стрелочки к следующему вопросу. Ход своего движения по лабиринту вы записывает крупно на листе белой бумаги.

(выполнение задания)

Учитель:

Представители команд вывешивают свои результаты прохождения по лабиринту.

(учитель вывешивает свои варианты ответов, сравнивают и оценивают ответы)

Учитель:

Мы снова на правильном курсе. Но нам необходимо пройти пояс астероидов.

Где мы?   (между Марсом и Юпитером)

Капитаны команд подходят ко мне и выбирают конверты с заданием.

На  конвертах написано:  

 на 1 - «Земля»,

на 2 -  «Солнце»,

на 3 - «Астероид».

4 задание

Из перечня утверждений вы должны выбрать номера верных для вас утверждений и записать крупно на листе бумаги.

Номера верных для вас утверждений запишите на листе бумаги.

1. Центр Солнечной системы.

2. Малая планета неправильной формы.

3. Третья планета системы.

4. Небесное тело.

5. Раскалённое небесное тело, излучающее свет.

6. Имеет ядро и хвост.

7. Не раскаленное небесное тело.

8. Образует обширный «пояс» между Марсом и Юпитером.

9. Спутник Земли.

10.Имеет атмосферу.

11. Температура на поверхности 6000ºC.

12. Планета.

13. Небесное тело, на котором побывали американские астронавты.

14. Небесные тела, которые состоят из замёрших газов и пыли.

15. Входят в Солнечную систему.

16. Звезда.

17. Излучает свет.

18. Небесные тела, движущиеся по очень вытянутым орбитам.

19. Может быть «рождающейся» или «стареющей».

20. Появление этого небесного тела считалось предвестником беды (войны, эпидемии и т.д.).

Ответы:

ЗЕМЛЯ

3,4,7,10,12,15.

СОЛНЦЕ

                 1,4,5,11,15,1617.

АСТЕРОИД

2,4,7,8,12,15.

(Представители команд вывешивают ответы на доске, учитель вывешивает свои ответы, проверяют, оценивают ответы.)

Учитель:

А сейчас у экипажа время отдыха. Я ставлю музыкальную паузу.

( учащиеся исполняют песню «Ты мне, веришь или нет?»).

Прослушав песню, вы должны выписать названия связанные с нашей темой, которые прозвучали в песне. (Луна, звездопад, звезда)

(зачитывают свои ответы)

Учитель:

А вы были на Луне?

А кто там побывал?

Оказывается там побывал и барон Мюнхгаузен и он прислал вам письмо. Но вы же знаете, какой он выдумщик?

5 задание

 Вот сейчас вам и предстоит определить, в чём же он был не прав.

(команды получают письма)

Вы текстовым маркером выделяете места, где барон солгал.

Барон Мюнхгаузен на Луне.

   

     Наконец-то моя ракета прилунилась! Я дождался лунного утра, освободился от скафандра, снял шлем и спустился на лунную поверхность. Мои ноги по колено погрузились в пыль.

     Я, зная, что Луна необитаема, но  на всякий случай громко закричал. Никого! Только мой собственный голос, отразившись от соседней горы, вернулся ко мне.

     Было жарко: градусов 30 или 40. Хорошо, что я захватил с собой солнечный зонтик.

     Оказалось, что идти по Луне гораздо труднее, чем по Земле. Я еле-еле передвигал ноги. А мой чемодан так и тянул меня вниз.

     Вдруг подул сильный ветер. Началась пыльная буря. Я закрыл зонтик и поплотнее закутался в плащ.

     Несколько часов пути и я у моря Спокойствия. Его поверхность оправдывала название: ни одной волны, ни одного всплеска. Надув резиновую лодку я отплыл от берега и закинул удочку. Вот это была рыбалка! Я едва успевал менять наживку на крючке. Кстати, лунные дождевые черви намного крупнее своих земных собратьев. Однако пора грести к берегу – наступает лунная ночь. Над моей головой замерцали звёзды. Изредка их закрывали, плывущие по небу облака. Я развёл костёр и сварил уху. Это была самая вкусная уха в моей жизни.

     Честное слово Барона Мюнхгаузена – самого честного человека на Земле и единственного правдивого – на Луне.

( проверяем)

Учитель:

А сейчас поработаем с бортовыми журналами.

6 задание

 Приготовили учебники. Открыли стр.39.

Вы должны ответить верно, ли это утверждение и подтвердить его текстом из учебника.

(оцениваем ответы)

Учитель:

Из иллюминатора видна комета. Чтобы не столкнуться с ней, необходимо просчитать  траекторию её полёта.

7 задание

У вас на столах лежат шаблоны комет. Мы знаем, что она движется по вытянутой орбите. И по мере приближения или удаления от Солнца хвост кометы меняется.

Вы должны расположить их на орбите движения кометы вокруг Солнца, соответственно их размерам. Представители от команд совместно выполняют эту работу у доски, где нарисована траектория полёта кометы.

(проверяем выполнение, оцениваем)

III Заключение

Учитель:

Рабочий день экипажа закончен. Звездолёты летят к далёкой звезде, а мы подведём итоги работы экипажей. Капитаны команд подсчитают количество баллов, которые экипаж получил в течение полёта.

(идёт подсчёт, выясняем, кто выиграл соревнование, награждение победителей)

Учитель:

На этом наш урок закончен,  всем большое спасибо за активное участие в ходе нашего путешествия.

Дополнительно:

ЗАГАДКИ

  1. Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

  1. Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделька только –

От него осталась долька. (Луна)

  1. Белые цветочки вечером расцветают,

А утром увядают. (Звёзды)

  1. Рогалик, рогалик, золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки.  (Месяц)

  1. Выше леса выше, гор расстилается ковёр.

Он всегда – всегда раскинут над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко голубой.  (Небо)

  1. Кто в году четыре раза переодевается?  (Земля)
  2. Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет.   (Солнце)

  1. Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)
  2. Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.  (Спутник)

  1. Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят.  (Созвездие Большая Медведица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....