«Формирование у учащихся умения учиться через развитие универсальных учебных действий на уроках биологии.»
методическая разработка по биологии на тему
Материалы выступления на методическом совещании учителей биологии «Формирование у учащихся умения учиться через развитиеуниверсальных учебных действийна уроках биологии.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_v_sdp_lezovoy.docx | 27.27 КБ |
sis_deyat_pod_hlezova.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лукновская средняя общеобразовательная школа»
Материалы выступления
на методическом совещании
учителей биологии
«Формирование у учащихся
умения учиться
через развитие
универсальных учебных действий
на уроках биологии.»
Учитель биологии
МБОУ « Лукновская сош»
Лезова Ирина Викторовна
2016 год
«Формирование у учащихся умения учиться
через развитие универсальных учебных действий
на уроках биологии.»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци)
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов , которые призваны реализовать развивающий потенциал основного общего образования. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход .
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу).
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которых должен достичь каждый учащийся. Задача системы образования сегодня состоит не столько в передаче объема знаний, сколько в том, чтобы научить учащихся учиться. Современные условия жизни, основные программные образовательные документы, в частности, президентская инициатива «Наша новая школа» требуют перехода к компетентному – ориентированному образованию. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять их познавательной деятельностью. Отсюда, меняются подходы в организации образовательного процесса.
Перестройка методической системы преподавания биологии на основе деятельностного подхода должна строиться от учащихся, диагностики их реальных возможностей, на основе развития самостоятельной познавательной деятельности, поиска и преобразования разных источников информации, выдвижения гипотез, исследований проблем, моделирования путей их решения. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Дидактический аппарат учебников по биологии позволяет учащимся использовать разнообразные способы деятельности на уроке по преобразованию информации, в т.ч. на электронных носителях: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения. Серьёзные изменения в проектировании образовательного процесса с учётом требований нового Стандарта должны произойти в использовании технологий обучения. Ведущими становятся: работа в малых группах, технология проблемного обучения, диалоговое обучение, сравнительный метод, метод исследований, информационно-коммуникационные методы обучения, ролевые, деловые и имитационные игры.
В преподавании биологии по УМК В.В Пасечника в рамках системно-деятельного подхода можно использовать следующие приёмы и методы.
1.Работа в малых группах. Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в деятельности, формировать навыки сотрудничества, межличностного общения. В зависимости от состава группы подбираются дифференцированные задания.
2. Технология проблемного обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют разные способы создания проблемной ситуации. Использование технологии проблемного обучения создаёт благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.
3.Диалоговое обучение. Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося. Использование этой технологии способствует формированию умений определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод), возможности критиковать и даже отвергать любое мнение, осуществлять поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения, взаимодействовать в ходе дискуссии на уважительном обращении друг к другу, углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Данная технология требует от учащихся вступать в диалог, вести дискуссию на основе различных источников биологических знаний, слушать друг друга, резюмировать выводы.
4.Сравнительный метод. Метод позволяет установить причины сходства и различия. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Сравнение следует проводить по плану: 1. Определить объекты сравнения; 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться; 3. Найти общие черты; 4. Найти черты отличия; 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
5.Метод исследований. Большой вклад в формулирование исследовательской культуры вносят биологические задачи исследуемого типа.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» (Георг Лихтенберг, немецкий писатель и высокообразованный человек).
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность [3].
Виды УУД и способы их формирования:
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
- Познавательные УУД включают: общеучебные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), логические учебные действия, постановку проблемы, решение проблемы.
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
- Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка – осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».
Приведу несколько примеров использования деятельностного метода на уроках биологии из личного опыта.
1. Проблемное обучение через постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Чем объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? Как объяснить высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит космическая роль.
2. Задания на сравнение и выдвижение гипотез: найти на рисунке сходство и различие в строении растительной и животной клетки, митоза и мейоза.
3. Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Например, из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных: Умение обобщать. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Например, что является лишним в данном перечне: 1) Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии; 2) Яблоко, яблоня, осина, береза. Почему? Выстроить логические цепочки слов: 1) Плод, почка, семя, цветок; 2) Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
4. При изучении темы «Кровь» (8 кл.) в качестве актуализации учащиеся разгадывают кроссворд, где ключевое слово - кровь.
Системно – деятельностный подход на основе формирования УУД позволяет эффективно применять разнообразные формы организации учебной деятельности. Системно- деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении биологии в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.
.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
6. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
7. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци )
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которых должен достичь каждый учащийся .
Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать средства и способы достижения, оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности « научить учиться»; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Личностные Регулятивные Познавательные самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование общеучебные, логические, знаково-символические , познавательная и интеллектуальная деятельность компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках Коммуникативные
1. Проблемное обучение через постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Чем объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? Как объяснить высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит космическая роль.
2. Задания на сравнение и выдвижение гипотез : найти на рисунке сходство и различие в строении растительной и животной клетки, митоза и мейоза. 2. Задания на сравнение и выдвижение гипотез : найти на рисунке сходство и различие в строении растительной и животной клетки, митоза и мейоза.
3. Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Например, из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
Умение обобщать. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Например, что является лишним в данном перечне: 1) Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии; 2) Яблоко, яблоня, осина, береза. Почему? Выстроить логические цепочки слов: 1) Плод, почка, семя, цветок; 2) Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист. 4. При изучении темы «Кровь» (8 кл.) в качестве актуализации учащиеся разгадывают кроссворд, где ключевое слово - кровь. Примеры использования деятельностного метода на уроках биологии
Системно – деятельностный подход на основе формирования УУД позволяет эффективно применять разнообразные формы организации учебной деятельности.
Системно- деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении биологии в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому , И я научусь. (китайская мудрость)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии....
статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"
Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»
Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно...
Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе....
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"
Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского конкурс...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...