Краевой этап. Конкурсное задание конспект урока "Класс Млекопитающие. Звери"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Оразмагамедова Зарема Алитбековна

Подробный конспект урока биологии по теме "Класс Млекопитающие.Звери" для 7 класса. Учебник - Биология. Животные. Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevoy_etap_konkursa._konspekt_uroka_mlekopitayushchie.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии (7 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: «Класс Млекопитающие. Звери»

Основная цель:

 - сформировать у учащихся знания о прогрессивных чертах класса Млекопитающие и их классификации.

Оборудование, демонстрационный материал: презентация, видеофильмы, сигнальные карточки.

  1. Задания для проверки усвоенного материала

№1

  • 1)Птицы произошли от древних пресмыкающихся (правда)
  • В коже птиц имеются сальные, потовые и ядовитые железы (ложь)
  • Скелет птиц облегчен, кости заполнены воздухом (правда)
  • Легкие соединены с воздушными мешками (правда)
  • Температура тела непостоянная (ложь)
  • Сердце двухкамерное, артериальная и венозная кровь смешиваются (ложь)

№2

      Выбрать из 4 фото птиц 1 лишнее (фото птицы из отряда воробьинообразные).

Дать краткую характеристику отряда Голенастые (Птицы имеют удлиненный клюв, иногда расширенный на конце, крупные крылья, длинные ноги. Многие представители имеют неоперенные участки кожи на голове. Хвост короткий. Питаются земноводными, рыбой, ракообразными, моллюсками).

№3

      Выбрать из 4 фото птиц 1 лишнее (фото самки).

Дать краткую характеристику отряда Воробьинообразные (Мелкие и средние птицы. Клюв длинный или короткий, хвост разных форм. Самцы крупнее и ярче самок. Питаются чаще всего насекомыми, но есть всеядные и растительноядные виды).

  1. Задания для актуализации знаний.

№1 Образец выполнения задания на сопоставление классов и их представителей

Голубь – Класс Птицы

Крокодил – Класс Пресмыкающиеся

Лягушка – Класс Земноводные

Медведь – еще не изученный класс

№2 Образец выполнения задания на определение сред обитания

Крот – почвенная среда

Кит – водная

Медведь – наземно-воздушная

  1. Задание для ознакомления с новым материалом, проверки гипотезы.

Работа с текстом параграфа, заполнение пропусков

•        Все млекопитающие – теплокровные животные, то есть имеют постояннуютемпературу тела

•        Самки рождают живых детенышей и выкармливают молоком, которое образуется в млечных железах.

•        Для большинства характерно наличиеволосяного покрова на теле

•        Почти у всех млекопитающих на верхней и нижней челюсти расположенспециализированные зубы

•        Сердце четырехкамерное.  Кругов кровообращения – два.

•        Развита кора головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние.

  1. Задания для закрепления изученного материала.

Образец выполнения задания «Дальше, дальше!»

1)        Животное, питающееся только эвкалиптовыми листьями (коала)

2)        К какому подклассу относится ехидна? (первозвери)

3)        Сумчатое древесное животное, с черным или рыжим мехом и длинным хвостом, голым на конце (кускус)

4)        Кого называют «братом ехидны»? (утконос)

5)        Второе название класса Млекопитающие (звери)

6)        Место, в котором развивается и растет новорожденный кенгуру (сумка)

7)        Какие сигналы воспринимают специальные рецепторы на клюве утконоса и ехидны? (электрические)

8)        Чем покрыто тело ехидны, наряду с шерстью (иглами)

9)        Чем опасна шпора на задней ноге утконоса? (яд)

Ход урока.

  1. Самоопределение к учебной деятельности (1 мин) (Слайд№1)

Цель этапа:включить учащихся в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь.   Надеюсь, вы будете сегодня проявлять свою познавательную и творческую активность. Помните мудрые слова Максима Горького «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Я желаю вам успехов на  уроке.

2. Повторение и актуализации знаний (5 мин) (Слайд №2)

Цель этапа:

  1. повторить пройденный материал: общая характеристика класса птицы, отряд воробьинообразные, отряд голенастые.
  2. актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)Учитель. Сейчас мы повторим материал прошлого занятия. Поиграем в игру «Правда – ложь». Правила следующие: я читаю предложение. А ваша задача – решить, ложь это или правда. Если вы считаете сказанное верным, поднимайте зеленую карточку, которая лежит на вашем столе. Если вы не согласны с утверждением, то поднимаете красную карточку. Все увидели карточки на столах?

Первое утверждение:

  • Птицы произошли от древних пресмыкающихся (правда)
  • В коже птиц имеются сальные, потовые и ядовитые железы (ложь)
  • Скелет птиц облегчен, кости заполнены воздухом (правда)
  • Легкие соединены с воздушными мешками (правда)
  • Температура тела непостоянная (ложь)
  • Сердце двухкамерное, артериальная и венозная кровь смешиваются (ложь)

2)(Слайд №3)На слайдах даны фотографии 4 птиц. Необходимо определить лишнее фото (три птицы из отряда голенастых, одна принадлежит к воробьинообразным) и дать характеристику отряда голенастые.

3)(Слайд №4)На слайде даны фотографии 4 птиц из отряда воробьинообразные. Учащиеся должны найти лишнее изображение  (три птицы – ярко окрашенные самцы, а четвертая - самка) и дать характеристику отряду воробьинообразные.

4) Учитель рассказывает классу историю, которая много лет назад произошла в Китае. (Слайд №5)

Учитель: В истории человечества было много экологических трагедий, но мало что может сравниться с той, которая началась в 1958 году в Китае. Мао Цзэдун, лидер Китайской Народной Республики объявил, что пернатые съедают слишком много зерна на полях и призвал народ к их полномуистреблению. Китайцы массово вышли на улицы, вооружившисьбарабанами, палками и флагами. Они доводили птиц до смерти от истощения, не давая приземлиться, разбивали гнезда и устраивали ловушки.  Всего были уничтожены сотни миллионов пернатых.

О какой птице идет речь? Как вы считаете, чем закончилась эта история?

(Слайд №6)(Речь идет о воробьях.После уничтожения воробьев увеличилось количество саранчи и в Китае разразился голод).

  1. Постановка цели деятельности (2 мин).

Цель этапа: согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

1)На слайде даны фотографии представителей классов пресмыкающихся,земноводных, птиц и млекопитающих. А также – названия классов«Земноводные», «Пресмыкающиеся»,  «Птицы». Задача учащихся – распределить животных по классам.(Слайд №7)

Учитель:Посмотрите на слайд. Вам необходимо соотнести животное склассом, к которому оно относится.

Учитель:Ребята, вы верно распределили представителей по их классам. Номедведя не поместили ни в одну систематическую группу. Почему?

Учащиеся:Это животное принадлежит к другому классу, с которым мы еще не знакомились.

Учитель:Да. В нашу схему нужно добавить название еще однойсистематической группы.  Внимание на слайд.(Слайд №8)

(На слайде даны изображения кошки, кормящей котят, коровы и теленка)

Учитель:Какую главную черту, характеризующую этот отряд, я хотелапоказать с помощью фото?

Учащиеся: Эти животные вскармливают детенышей молоком.

Учитель:Совершенно верно. В таком случае, вы можете сказать мне, какназывается класс, который мы сегодня начнем изучать.

Учащиеся:Млекопитающие.

Учитель:Да. Как же звучиттема нашего урока?

Учащиеся:Млекопитающие

Учитель: (Слайд №9) Запишите тему урока в тетради.

  1. Усвоение новых знаний. ( 12 мин)

Цель этапа: познакомиться с общей характеристикой и классификацией млекопитающих.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Учитель:Млекопитающие появились на Земле примерно 170 млн лет назадот мелких насекомоядных  предков. (Слайд №10) Внимание на слайд. Какие среды обитания занимают эти животные?

На слайде – фото крота, кита, медведя. Задача учащихся – назвать их средыобитания (почвенная, водная, наземно-воздушная).

Учитель:Правильно. Что же позволило млекопитающим занятьгосподствующее положение в природе? Ваши предположения. ( Гипотеза:более совершенное строение организма позволило млекопитающим занятьгосподствующее положение в природе). Обратимся к учебнику на странице 157 -158.

(Слайд №11-12)На слайде дан текст с пробелами под заголовком «Прогрессивные черты млекопитающих». Задача учащихся – заполнить пробелы, используя текст учебника.

  • Все млекопитающие – теплокровные животные, то есть имеют …………… температуру тела
  • Самки рождают …… детенышей и выкармливают …….., которое образуется в ……………….
  • Для большинства характерно наличие ……………….. покрова на теле
  • Почти у всех млекопитающих на верхней и нижней челюстирасположены ……………….. зубы
  • Сердце …………………….Кругов кровообращения - ….
  • Развита кора головного мозга и органы чувств: ………………………

Учитель:Верно. И с этим заданием вы успешно справились.

(Слайд №13)Ребята, класс Млекопитающие делится на два подкласса: Первозвери (более древняя и примитивная группа) и Настоящие звери. Запишите схему со слайда в тетрадь.

Познакомимся с представителями первого подклассаПервозвери. В нем – всего один отряд, у представителей которого мочеполовой синус и кишечник впадают в клоаку. По этой причине отряд получил название Однопроходные.  Но прежде, чем мы познакомимся с представителями однопроходных, я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд.  (На слайде даны изображения мифических существ: химеры, сфинкса, грифона). (Слайд №14)

Вы знаете, что за существа перед вами?

Учащиеся:Это сфинкс, химера, грифон. Мифические существа.

А есть ли между ними что-то общее?

- Все они «слеплены» из разных, реально существующихживотных.

Учитель:Как вы думаете, подобные «смешанные» животные существуют наЗемле сегодня? (Да или нет)

Учащиеся:Да

Просмотр видеоролика.

Учитель: В восточной Австралии обитает удивительное существо - утконос. Когда его шкуру впервые привезли в Англию в 1797, тамошние зоологи просто не поверили своим глазам. Они посчитали это подделкой китайских чучельников (которые в то время славились своими шутками), сшивших части тела бобра, утки и крота. Целых 25 лет ученые ломали голову над тем, к какой группе можно отнести это животное. Птицы? Рептилии? Выделить в отдельный класс? Но как только у самок были обнаружены молочные железы, сомнения разрешились. Утконос ядовит, яд вырабатывается у самцов в бедренной железе и поступает в шпору на задней ноге.(Слайд №16)

Учитель: В подкласс первозвери входит еще одно удивительное животное. Внимание на экран.

Просмотр видео.

Учитель: Ехидна. Иногда ее называют «колючей сестрой утконоса». Ее тело покрыто густой шерстью и острыми иглами. Подобно ежам, ехидны в момент опасности могут сворачиваться в клубок. Самца ехидны, как и утконосы, имеют ядовитую шпору на ноге. Кроме ехидны в семейство ехидновые входит проехидна. Оличается она лишь размерами тела, длиной конечностей и более редкими иглами.(Слайд №18)

Учитель: Скажите, какую уникальную способность используют при поиске пищи утконосы и ехидны?

Учащиеся: Способность определять местонахождение животных по их электромагнитным сигналам

Учитель: Первозвери являются живородящими животными?

Учащиеся: Нет, они откладывают яйца.

Учитель:Запишем представителей отряда в нашу схему.(Слайд №19)Теперь, пришло время познакомиться со вторым подклассом класса Млекопитающие – Настоящие звери. Из огромного количества его отрядов, мы рассмотрим сегодня один – отряд Сумчатые.

Просмотр видеоролика о сумчатых.

Учитель: Помимо кенгуру, в Австралии обитает ряд не менее интересных сумчатых млекопитающих. Кускус – небольшой зверь, обитающий на деревьях. Весь, за исключением кончика длинного хвоста, покрыт пушистой черной или рыжей шерстью. Питается листьями, насекомыми и птичьими яйцами. Коала. Тоже редко спускается на землю с деревьев. Листья эвкалипта, ядовитые для других животных, являются для нее и едой и питьем. 22 часа в сутки коала спит и активизируется лишь ночью. (Слайд №21)

Запись представителей отряда в схему.(Слайд №22)

  1. Закрепление нового материала (7 мин)

Цель этапа: закрепление знаний и умений учащихся, необходимых для самостоятельной работы по изученному материалу.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Учитель:Почему отряд сумчатые относится к подклассу настоящие звери. В чем отличие его представителей от первозверей? (наводящие вопросы)

(Сумчатым присуще живорождение и постоянная температура тела).

Игра «Дальше, дальше!» Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя. Заполняется кроссворд на слайде.

  1. Животное, питающееся только эвкалиптовыми листьями (коала)
  2. К какому подклассу относится ехидна? (первозвери)
  3. Сумчатое древесное животное, с черным или рыжим мехом и длиннымхвостом, голым на конце (кускус)
  4. Кого называют «братом ехидны»? (утконос)
  5. Второе название класса Млекопитающие (звери)
  6. Место, в котором развивается и растет новорожденный кенгуру (сумка)
  7. Какие сигналы воспринимают специальные рецепторы на клювеутконоса и ехидны? (электрические)
  8. Чем покрыто тело ехидны, наряду с шерстью (иглами)
  9. Чем опасна шпора на задней ноге утконоса? (Яд)

Учитель: Какое слово мы получили из выделенных букв?

Учащиеся: Австралия.

Учитель:Почему было зашифровано название именно этого континента?

Учащиеся: Это родина животных из отрядов однопроходные и сумчатые, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

6. Рефлексия деятельности на уроке (1 мин)(Слайд №24)

Цель этапа:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке
  2. оценить собственную деятельность на уроке
  3. зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности
  4. обсудить и записать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся продолжают фразы:

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Меня удивило….

- С этим я уже была знакома…

- Вызвало затруднение….

Домашнее задание: (1 мин) (Слайд №23)

Параграф 31, устно ответить на вопросы после параграфа.Iряд – подготовить интересную информацию о представителях отряда Однопроходные. II ряд – о представителях отряда Сумчатые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....

Презентация к уроку "Млекопитающие .Звери"

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Млекопитающие.Звери" ....

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВа «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА                              «ПЕДАГОГ ГОДА...