Главные вкладки

    Многообразие и значение грибов.
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Шинкарь Лидия Ивановна

    Технологическая карта урока по теме "Многообразие и значение грибов" (5 класс) по УМК Пономарёва И.Н., разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon griby.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Грибы

    Цель: создать условия для знакомства с царством грибов, установить сходство гриба с растениями и животными;

     развивать умение  описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; определять место представителей царства Грибы среди эукариот; называть знакомые виды грибов; характеризовать питание грибов; давать определения терминам:  «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами;

    воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование; таблица «Строение грибов», презентация к уроку «Грибы», натуральные грибы-трутовики, муляжи шляпочных грибов, электронный учебник по УМК Пономарёва 6класс, дидактический раздаточный материал

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания) 

    Этап урока

    Содержание учебного материала.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    ФОУД

    Формирование УУД

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок.

    Ф

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    Актуализация и пробное учебное действие 

    - Выберите иллюстрации растений, животных, бактерий. Как их отличить от других организмов?  (остались изображения грибов).                                                                        (Слайд 1)

    - Что оказалось лишним?

    -  По каким признакам вы отнесли их к грибам?

    - Какие грибы вы знаете?

    - Почему такие разные на вид организмы вдруг учёные объединили в одно царство – грибы? (Слайд 2)

    Беседа с учителем.

    Работают с информацией, представленной в виде рисунков.

    Отстаивание своей точки зрения

    Самооценка, взаимооценка

    Ф

    И

    Познавательные:

    общеучебные: умение структурировать знания,

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    логические: анализ.

    Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.

    Выявление места и причины затруднения

    - Что хотели бы узнать?

    - Каким способом можно получить нужную информацию?

    Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

    Ф

    Познавательные: умение структурировать знания;

    постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

    высказывание.

    общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

    задач в зависимости от конкретных условий

    Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

    перед его выполнением).

    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    - Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

    - Предположите тему урока.

    - Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  (Слайд 3)

    Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

    Ф

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

    поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

    Познавательные:

    общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

    высказывание;

    логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

    УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

    Реализация построечного проекта.

    1. Отличительные особенности грибов  от других организмов

    - Выясните,  по каким признакам грибы отличаются от представителей других царств, используя  маршрутный лист №1, работая в парах.

    Маршрутный лист №1

    (изучение нового материала)

    Выясните общие признаки царства Грибы.

    1.  Имеют ли клетки грибов ядра? К какой группе они относятся: прокариот или эукариот?

    1. Определите черты сходства грибов с растениями.
    2. Определите черты сходства грибов с животными.
    3. Выясните, что такое грибница, гифы, плодовое тело.
    4. Чем размножаются грибы?

    Маршрутный лист №2

    (записи в тетради)

    Грибы входят в группу …, так как в их клетках … ядро.

    Черты сходства грибов с растениями

    Черты сходства грибов с животными

    1.

    2.

    3.

    1.

    Тело гриба называется…, которое состоит из тонких ветвящихся трубчатых нитей… . Плодовое тело гриба образует …, обеспечивающие размножение.

     2). Изучение питания грибов (рассказ учителя)

    Способы питания грибов

    сапрофиты   паразиты   хищники   симбионты

    Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

    Устное представление результатов совместной работы.

    Самостоятельное

    оформление записей в тетради.

    Проверка, взаимооценка

    Прослушивание объяснения, составление опорной схемы.

    П

    П

    И

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

    поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

    Познавательные:

    общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

    информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

    логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

    УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    1). Что означает цифра 100000 относительно грибов?

    2). Имеют ли клетки грибов ядра? Следовательно, они относятся к группе…

    3).Чем схожи грибы с растениями? С животными?

    4).Объясните термины: грибница, гифы, плодовое тело.

    5). Как могут питаться грибы?

    6). Что значит сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники?

     Выполняют задания

    Ф

    Коммуникативные:

    управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Выберите правильные суждения                              (Слайд 5)

    1.Грибы состоят из грибницы, которая представлена гифами.

    2.Клетки грибов не имеют ядер, они прокариоты.

    3.Грибы, как и растения, могут  образовывать органические вещества.

    4.Грибы неподвижны.

    5.Грибы размножаются семенами.

    6.По способу питания грибы делятся на сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники.

    Проверьте правильность выполнения задания.

     Ответы (1,4,5,6)

    Самопроверка  

    самооценка

    И

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

    качества и уровня усвоения; коррекция.

    Познавательные:

    общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

    Включение в систему знаний и повторение.

    Дайте обоснованный ответ.

    - Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»

    - После дождя  шляпочные грибы растут особенно быстро. Почему?                                      (Слайд 6)

    - Можно ли помочь дереву избавиться от гриба-трутовика?

                                                             (Слайд 7)

    Решение биологических задач

    Ф

    Регулятивные: прогнозирование

    Информация о домашнем задании

    П.13, ответить на вопросы стр.51

    Приготовить  информацию о грибах (индивидуально)                                                             (Слайд 10)

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    - Достигнуты ли цель и задачи урока?        

    - Я узнал (а)…

    - Меня удивило…

    - Работая в группе, я  …

    - Мне трудно представить, что…                                (Слайд 11)

     Оценка деятельности учащихся.

    Анализируют выполнение цели и задач урока.

    Ф

    Познавательные:

    общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"

    Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....

    Многообразие и значение грибов

    Пояснительная записка.Урок биологии в 5 классе  «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-ме...

    разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

    Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта "Фестиваль ...

    Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"

    План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...

    "Многообразие и значение грибов"

    Презентация "Многобразие и значение грибов". Выделяется проблема урока, рассматриваются разные виды и типы грибов по разным признакам....

    Многообразие и значение грибов

    На уроке  рассматривают особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных  и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей, понятие о  съедобных и ядовитых грибах; раскрыва...

    Конспект урока в форме виртуальной экскурсии "Многообразие и значение грибов"

    Тип урока: открытие новых знаний.Цель:  формирование  представлений о многообразии и значении грибов природе и жизни человека; расширение знаний о производстве хлебобулочных изделий, а также...