Многообразие и значение грибов.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока по теме "Многообразие и значение грибов" (5 класс) по УМК Пономарёва И.Н., разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Грибы

Цель: создать условия для знакомства с царством грибов, установить сходство гриба с растениями и животными;

 развивать умение  описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; определять место представителей царства Грибы среди эукариот; называть знакомые виды грибов; характеризовать питание грибов; давать определения терминам:  «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование; таблица «Строение грибов», презентация к уроку «Грибы», натуральные грибы-трутовики, муляжи шляпочных грибов, электронный учебник по УМК Пономарёва 6класс, дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания) 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

- Выберите иллюстрации растений, животных, бактерий. Как их отличить от других организмов?  (остались изображения грибов).                                                                        (Слайд 1)

- Что оказалось лишним?

-  По каким признакам вы отнесли их к грибам?

- Какие грибы вы знаете?

- Почему такие разные на вид организмы вдруг учёные объединили в одно царство – грибы? (Слайд 2)

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков.

Отстаивание своей точки зрения

Самооценка, взаимооценка

Ф

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.

Выявление места и причины затруднения

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  (Слайд 3)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Отличительные особенности грибов  от других организмов

- Выясните,  по каким признакам грибы отличаются от представителей других царств, используя  маршрутный лист №1, работая в парах.

Маршрутный лист №1

(изучение нового материала)

Выясните общие признаки царства Грибы.

1.  Имеют ли клетки грибов ядра? К какой группе они относятся: прокариот или эукариот?

  1. Определите черты сходства грибов с растениями.
  2. Определите черты сходства грибов с животными.
  3. Выясните, что такое грибница, гифы, плодовое тело.
  4. Чем размножаются грибы?

Маршрутный лист №2

(записи в тетради)

Грибы входят в группу …, так как в их клетках … ядро.

Черты сходства грибов с растениями

Черты сходства грибов с животными

1.

2.

3.

1.

Тело гриба называется…, которое состоит из тонких ветвящихся трубчатых нитей… . Плодовое тело гриба образует …, обеспечивающие размножение.

 2). Изучение питания грибов (рассказ учителя)

Способы питания грибов

сапрофиты   паразиты   хищники   симбионты

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Устное представление результатов совместной работы.

Самостоятельное

оформление записей в тетради.

Проверка, взаимооценка

Прослушивание объяснения, составление опорной схемы.

П

П

И

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1). Что означает цифра 100000 относительно грибов?

2). Имеют ли клетки грибов ядра? Следовательно, они относятся к группе…

3).Чем схожи грибы с растениями? С животными?

4).Объясните термины: грибница, гифы, плодовое тело.

5). Как могут питаться грибы?

6). Что значит сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники?

 Выполняют задания

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения                              (Слайд 5)

1.Грибы состоят из грибницы, которая представлена гифами.

2.Клетки грибов не имеют ядер, они прокариоты.

3.Грибы, как и растения, могут  образовывать органические вещества.

4.Грибы неподвижны.

5.Грибы размножаются семенами.

6.По способу питания грибы делятся на сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники.

Проверьте правильность выполнения задания.

 Ответы (1,4,5,6)

Самопроверка  

самооценка

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Дайте обоснованный ответ.

- Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»

- После дождя  шляпочные грибы растут особенно быстро. Почему?                                      (Слайд 6)

- Можно ли помочь дереву избавиться от гриба-трутовика?

                                                         (Слайд 7)

Решение биологических задач

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

П.13, ответить на вопросы стр.51

Приготовить  информацию о грибах (индивидуально)                                                             (Слайд 10)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 11)

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"

Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....

Многообразие и значение грибов

Пояснительная записка.Урок биологии в 5 классе  «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-ме...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"

План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...

"Многообразие и значение грибов"

Презентация "Многобразие и значение грибов". Выделяется проблема урока, рассматриваются разные виды и типы грибов по разным признакам....

Многообразие и значение грибов

На уроке  рассматривают особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных  и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей, понятие о  съедобных и ядовитых грибах; раскрыва...

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...