Презентация "Генотип как целостная система. Взаимодействие генов"
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему
Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 773.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из отношений чисто человечьих, Дающих вездесущей жизни ход, Рождающих и радость, и кручины, Есть отношенья женщины с мужчиной. А можно говорить наоборот. Всё остальное, если Вам угодно, От этих отношений производно. Василий Федоров.
Тема. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Мне необходимо разобраться самому. А чтобы разобраться самому, нужно думать сообща... Борис Васильев
Цели: 1. Знать : типы взаимодействия генов, генетическую терминологию; 2. Понимать суть различных взаимодействий генов; 3. Уметь : оперировать генетическими понятиями, объяснять целостность генотипа; 4. Применять термины и понятия в ситуациях повседневной жизни. 5. Оценивать результаты взаимодействия генов с точки зрения их значимости для конкретного организма.
Ген Признак Плейотропное (от греч. pleion – множество и tropos – направление) или множественное действие гена – это влияние одного гена на формирование нескольких признаков. Признак 1 Признак 3 2
Ген Признак Взаимодействие генов – это влияние нескольких генов на развитие одного признака. Ген 1 Ген 3 2
Взаимодействие генов Неаллельных Аллельных 1. Комплементарность. 2. Эпистаз. 3. Полимерия. 1. Полное доминирование. 3. Кодоминирование. 2. Неполное доминирование.
Экспресс - лотерея ! 1 2 3 4 5
Выводы: 1. Генотип – это система, взаимодействующих генов. 2. Целостность этой системы характеризуется взаимосвязью и согласованностью биохимических и физиологических процессов. 3. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом.
Творческое задание. Буриме. Создайте поэтическое произведение, используя рифмы: 1. Наследственность – ответственность. 2. Локус – фокус. 3. Генотип – фенотип. 4. Раз – эпистаз. 5. Плейотропия – утопия. 6. Комплементарность – благодарность. 7. Век – человек. Разрешается: 1. Любая последовательность. 2. Использование рифм с другими генетическими терминами. Критерии оценки: 1. Содержание. 2. Благозвучие.
Полное доминирование A – желтая окраска горошин a – зеленая окраска горошин P ♀ AA ♂ aa желтые зеленые гаметы A a F 1 Aa желтые x
Неполное доминирование B – пурпурная окраска лепестков b – белая окраска лепестков P ♀ BB ♂ bb пурпурные белые гаметы B b F 1 Bb розовые x
Кодоминирование I A – антигены A I B – антигены B тип взаимодействия аллельных генов, при котором у гетерозиготных организмов проявляются оба аллельных гена. i 0 – отсутствие антигенов Генотип Антигены на поверхности эритроцитов Группа крови i 0 i 0 0 (I) I A I A I A i 0 A (II) I B I B I B i 0 B (III) I A I B AB (IV) отсутствие антигенов антигены A антигены B антигены A и B (кодоминир.)
(от лат. kompementum – дополнение) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов. A и B – нормальный слух другие варианты – глухота глухая глухой гаметы Ab aB Комплементарность нормальный слух (комплементарность) P ♀ AAbb ♂ aaBB x F 1 AaBb
Эпистаз (от греч. epistasis – остановка,препятствие) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного гена. S – подавляет I A и I B гр. крови 0 гр. крови B гаметы i 0 S I B s I A – антигены A I B – антигены B i 0 – отсутствие антигенов s – не подавляет I A и I B гр. крови 0 (эпистаз) P ♀ i 0 i 0 SS ♂ I B I B ss x F 1 I B i 0 Ss
(от греч. poly - много) тип взаимодействия неаллельных генов, при котором степень проявления признака зависит от числа доминантных неаллельных генов в генотипе организма. A – темная окраска кожи негритянка белый мулат гаметы AB ab a – светлая окраска кожи B – темная окраска кожи b – светлая окраска кожи P ♀ AABB ♂ aabb x F 1 AaBb Полимерия
1 О целостности генотипа свидетельствует взаимодействие генов. В чем оно проявляется?
Особенности любого организма определяют белки, входящие в состав клеток. Почему же считают, что формирование признаков организма происходит под воздействием генов? 2
В чем проявляется связь между генами, белками и признаками организма? 3
Генотип нельзя рассматривать как сумму генов. Объясните почему? 4
О чем свидетельствует взаимодействие и множественное действие генов? В чем проявляются различия между этими явлениями? 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-101092-1426776334.jpg)
Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
Опорный конспект к уроку "Взаимодействие генов", для самостоятельной работы учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/28/picture-370771-1711649426.jpg)
Создание целостной системы работы с одаренными детьми
Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427379-1396006130.jpg)
Задача аллельное взаимодействие генов.
Данный материал содержит комплект заданий для отработки навыка решения задач по аллельному взаимодействию генов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-433245-1396866465.jpg)
Урок биологии по теме "Взаимодействие генов"
Урок посвящен изучению типов взаимодействия аллельных и неаллельных генов...
Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"
Технологическая карта урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/09/picture-252400-1368113554.jpg)
Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.
Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность....
урок биологии по теме "Взаимодействие генов."
В помощь моим ученикам предлагается презентация и видеурок. Для закрепления необходимо решить задания по образцу....