Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Технологическая карта   урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока « Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов».

1.Уровень  общего образования: уровень  среднего общего  образования, профильный уровень

2. Курс биологии: Общая биология
3.Класс: 10 класс

Время проведения урока: 1 академический час (45 мин.)

Тип  урока-  урок  «открытия» нового знания ( ОНЗ).

Цели  образования:

Деятельностная:  формирование у обучающихся умений  реализации новых способов  действия, связанных с поиском  и выделением необходимой    информации,  с прогнозированием своей деятельности; формирование   ключевых компетенций ; личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных УУД.

Содержательная:  расширение понятийной  базы за счет включения  в нее  новых элементов; с помощью  практической составляющей урока обеспечить  понимание  учащихся типов  взаимодействия неаллельных генов.

Место в учебной теме: раздел  6.  « Основы генетики и селекции»,  тема 6.2. «Основные закономерности наследственности»,  урок в  теме №14.  

№ п/п

Этапы урока

Использу-емые формы  и способы организации деятельности

Приемы и методы

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания  благоприятной  эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока.

Фронтальная

Индивидуаль-ная

 Информационный метод.

Интеллектуальная   разминка

Интеллектуальная разминка с использованием

информационно- коммуникативного  ресурса – «Биоуроки- Тестер 2.0» режим доступа: http:// biouroki.ru

 Вводное слово  педагога, высказывание о генетике как важной науки  21 века.

( слайды №1,2  презентации «Генотип как целостная система .Взаимодействие неаллельных генов»)

-  Вопрос классу: Вспомним, какие проблемы решает современная генетика?

- Инструктаж, определение алгоритма действий учащихся  при поэтапном  переходе  от одного исследования  на уроке к другому. Ознакомление  со структурой блокнот карты и маршрутной карты.

 Этап 1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке  обучающимся предлагается  в блокнот- карте  условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

 -Организация  фронтального опроса, позволяющая провести  самодиагностику знаний

 (интеллектуальная разминка по  основным генетическим закономерностям)  

 (слайды №3 -№18 )

 

Во время фронтального опроса определение  4 учеников, выполняющих индивидуальную работу.

Выберите пару аллельных генов. A, b, c, D, B, a, d, C ( слайд № 19).

Анализируют  высказывание.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют задание, проверяющее теоретическую  базу знаний учащихся., осуществляют  коррекцию и самокоррекцию  ответов, формулируют  правильные утверждения. (взаимодействие ученик-ученик)

Осуществляют выполнение работы, самоконтроль, выставление  в блокнот – карте отметки по результатам  собственных  действий.

Выполнение индивидуальной работы

Аргументируют ответ

(A и a, B и b, C и c, D и d), дают определение аллельных генов.

Личностные УУД:

-самоопределе-ние

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-контроль

-коррекция

-оценка

Коммуникативные УУД:

-определение цели,

 функций, способов взаимодействия

обучающихся с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

Индивидуальная  работа по вариантам, работа в мини-группах, обсуждение и взаимопроверка выполненных действий, оценивание  по представлен-ным критериям.

 Предоставление возможности осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, и   выбора  учащимися  возможности  определить объем выполняемых  заданий.

Создание проблемной ситуации на уроке.  

Предлагает учащимся выполнить  2  этап маршрутной карты,

предварительно ознакомившись   с критериями оценивания  действий. (слайды № 20,21)

Учитель предлагает перейти ко 3  этапу – обсуждение и взаимопроверка выполненной работы.  (слайды № 21-27)

4 этап- оценивание по представлен-ным критериям.(слайд №28)

Создает  проблемную  ситуацию, предлагая   вернуться  к результату задачи №3. Ставит перед  учениками проблему, показывая , что  в реальности дети от этого брака имели четвертую и первую группу крови. (Это явление назвали “бомбейский” феномен.) Как можно научно объяснить явление “бомбейского” феномена?  (слайд №29)

 

 Учащиеся работают самостоятельно, решая задачи,  иллюстрирующие  взаимодействие аллельных генов по типу полного  и  неполного доминирования, кодоминирования  по  двум вариантам.

 

Обсуждают в мини- группах полученные результаты, осуществляют взаимопроверку по представленным критериям

Выставляют отметку  однокласснику  мини- группы.

 

Обмен мнениям, фиксируют затруднения в объяснении явления, пытаясь найти ответ на поставленный учителем вопрос.

 

Личностные УУД:

  • -смыслообразо-вание

Регулятивные УУД

-коррекция

-оценка

  • -выполнение пробного учебного действия,
  • - фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии
  • -волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникати-вные УУД:

  • -умение полно и точно выражать свои мысли, Познаватель-ные  УУД:

-логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков

3

Локализация затруднений (проблемы). Этап выявления места и причины затруднения.

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого формулируется  тема  урока;

-обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

Индивиду-альная и коллективная работа

Проблемное изложение

Обращает внимание учеников на запись (Слайд №30) A, b, c, D, B, a, d, C.Какие гены можно считать неаллельными? (Слайд № 31)

Если с позиции взаимодействия аллельных генов нельзя объяснить “бомбейский” феномен, то,  какую версию можно предположить?

Определите самостоятельно  цель  нашего занятия.

 5 этап – Записать  тему урока  в тетради. (Слайд № 32,33)

A и B, a и b, D и C, d и c… В ходе анализа объектов дают определение неаллельных генов.

Выдвижение гипотезы.- В организме есть признаки, которые  определяются взаимодействием неаллельных генов.

 В ходе совместного обсуждения определяют тему  и цель урока, выстраивают индивидуальную цель урока, моделируют индивидуальные задачи. записывают тему урока в тетради.

Личностные УУД:

-выдвижение гипотез, их доказательство

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-планирование

-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познаватель-ные УУД:

-самостоя-тельное выделение познаватель-ной цели;  

-формулирова-ние проблемы;

Коммуникатив-ные УУД:

  • -умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли,
  • -владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Валеологический компонент урока (  реализация  здоровьесберегающих технологий) . Физминутка на ОДС. 

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

-построить проект  выхода из затруднения.

Коллективная работа

Коллективное составление алгоритма определения  типов взаимодействия неаллельных генов.

Совместно  с учащимися  определяет  тактику дальнейших действий -через изучение теоретических основ к  формированию познавательной компетенции-  иметь представления о тех признаках, которые наследуются по типу взаимодействия неаллельных генов, уметь решать генетические задачи  данного типа.

Определяет  исследовательскую  роль каждого учащегося.

Определение  направления поиска ответа  на возникшую проблему.

Личностные УУД:

-смыслообразо-вание

Регулятивные УУД:

-прогнозиро-вание

-контроль

Познавательные УУД:

-самостояте-льное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-поиск и выделение информации;

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив-ные УУД:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5

Реализация построенного проекта.

Цель:

-реализовать построенный проект

Индивидуаль-ная  работа

 Исследователь-ский метод

Учитель  предлагает перейти   к  6  этапу  маршрутной карты.  ( слайд №34,35)

Этап 7. Используя приложение 1, прочитайте  и определите тип взаимодействия генов, определяющий “Бомбейский” феномен.  

 

Работа в блокнот – карте, решение задачи “бомбейский феномен”  с учетом условия задачи №4

 Вывод учеников “Бомбейский” феномен определяется тем, что в генотипе детей есть ген h, подавляющий действие генов А и В.

Познавательные УУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

6

Первичное  закрепление  с проговариванием  во внешней речи.

Цель:

-проговорить новый способ действия во внешней речи;

-установить состоятельность этого способа;

-организовать усвоение обучающимися нового знания при решении типовых задач.

Групповая работа.

Составление кластера

«Типы взаимодействия неаллельных  генов».  Стратегия «Исследователь»

 (реализуется  через использование ЦОР  из  Единой  коллекции цифровых образовательных ресурсов.(Режим  доступа: http://school-ollection.edu.ru).

Исследовательский метод.

Контролирует процесс, выступает в роли  тьютера.

Предлагает  ученикам поэтапное выполнение   заданий маршрутной карты. 

 

Этап 8. .В ходе реализации стратегии

 « Исследователь»  учащиеся  знакомятся  с информационным модулем «Понятие о генотипе как о целостной системе»  (интерактивные страницы 1-4),  с приложением 1, составляют   кластер «Типы взаимодействия неаллельных  генов».  

Выполняют работу по группам:

1 группа - изучает тип взаимодействия

« Полимерия»;

2 группа- «Эпистаз. Виды эпистаза»;

 3 группа - «Комплементарность»

Этап 9. Выступление представителей групп с мини-сообщениями о типах взаимодействия  неаллельных генов с использованием  ЦОР  и  (слайды 36-38) .

Личностные УУД:

-смыслообразо-вание

Регулятивные УУД:

-контроль

-коррекция

-оценка

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-анализ объектов с целью выделения признаков

-умение структурировать знания,

Коммуникатив-ные УУД:

-умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Валеологический компонент урока ( реализация  здоровьесберегающих технологий)  .  Физминутка для глаз ( слайд №39)

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

организовать  самоконт-роль и самооценку;

-проверить свое умение применять изученный способ;

-развивать умение самостоятельной проверки по эталону

Индивидуальная работа

Самооценивание,   работа с  представленными эталонами  в тексте  учебника с. 292-295.

Беседа о расовом  неравенстве и толерантности. (слайды №40,41)

Выполнение  учащимися  этапов 10-11 ( слайды 42-45)

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

-коррекция

-оценка

8

Включение в систему знаний повторение

Цель:

-выявить  границы применимости нового знания  и

-научить использовать  его в системе изученных ранее знаний;

-повторить  учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Групповая работа.

Использование ЦОР  из  Единой  коллекции цифровых образовательных ресурсов.(Режим  доступа: http://school-ollection.edu.ru

Наблюдает за выполнением  учащимися задания модуля,

Предлагает вставить недостающее слово в фразе:   «Генотип – это  не механическая совокупность генов, а  система ……..  генов» ( слайд №46  )

 Этап 12. Выполнение   задания  практического модуля «Понятие о генотипе  как о целостной системе»  (интерактивная  страница 1).

Поводя итог уроку, учащиеся приходят к выводу , что генотип – это  не механическая совокупность генов, а  система взаимодействующих  генов.

Познаватель-ные УУД:

-анализ, синтез, сравнение, обощение, классификация;

- использование знаково- символических средств,;

-установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

-контроль,

- коррекция,

- оценка

 оммуникатив-ное УУД:

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Личностные УУД:

-осознание ответственности  за общее дело.

9

Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Цель:

-оценить результаты собственной деятельности

- согласовать домашнее задание.

Коллективная работа

Обсуждение  эффективности урока, достижения  индивидуальных цели и задач.

Этап 13. Домашнее задание.  (слайд № 47), выставление отметок в дневник

1базовый – проработать  материал учебника , выделить из текста учебника  типы взаимодействия неаллельных генов, их характеристику, решить задачи   индивидуального блокнот- карты №2.

2. повышенный – используя Интернет- ресурсы, найти примеры проявления в природе  неаллельных генов.  

3. творческий-  задание используя   в результате  поиска данные информационного поля, составить генетические задачи на изученную тему.

В  заключении (Слайд № 49- Изречение  мудрых)   «Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой» .

( А. Гумбольдт).

 Этап 14. В  конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске  « Сегодня на уроке»

( слайд № 48 )

Личностные УУД:

-смыслообразо-вание

-нравственно-этическая ориентация,

-оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

-коррекция

-оценка

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС

технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Презентация "Генотип как целостная система. Взаимодействие генов"

Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...