Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Технологическая карта урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока « Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов».
1.Уровень общего образования: уровень среднего общего образования, профильный уровень
2. Курс биологии: Общая биология
3.Класс: 10 класс
Время проведения урока: 1 академический час (45 мин.)
Тип урока- урок «открытия» нового знания ( ОНЗ).
Цели образования:
Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением необходимой информации, с прогнозированием своей деятельности; формирование ключевых компетенций ; личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практической составляющей урока обеспечить понимание учащихся типов взаимодействия неаллельных генов.
Место в учебной теме: раздел 6. « Основы генетики и селекции», тема 6.2. «Основные закономерности наследственности», урок в теме №14.
№ п/п | Этапы урока | Использу-емые формы и способы организации деятельности | Приемы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока. | Фронтальная Индивидуаль-ная | Информационный метод. Интеллектуальная разминка Интеллектуальная разминка с использованием информационно- коммуникативного ресурса – «Биоуроки- Тестер 2.0» режим доступа: http:// biouroki.ru | Вводное слово педагога, высказывание о генетике как важной науки 21 века. ( слайды №1,2 презентации «Генотип как целостная система .Взаимодействие неаллельных генов») - Вопрос классу: Вспомним, какие проблемы решает современная генетика? - Инструктаж, определение алгоритма действий учащихся при поэтапном переходе от одного исследования на уроке к другому. Ознакомление со структурой блокнот карты и маршрутной карты. Этап 1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке обучающимся предлагается в блокнот- карте условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. -Организация фронтального опроса, позволяющая провести самодиагностику знаний (интеллектуальная разминка по основным генетическим закономерностям) (слайды №3 -№18 )
Во время фронтального опроса определение 4 учеников, выполняющих индивидуальную работу. Выберите пару аллельных генов. A, b, c, D, B, a, d, C ( слайд № 19). | Анализируют высказывание. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний учащихся., осуществляют коррекцию и самокоррекцию ответов, формулируют правильные утверждения. (взаимодействие ученик-ученик) Осуществляют выполнение работы, самоконтроль, выставление в блокнот – карте отметки по результатам собственных действий. Выполнение индивидуальной работы Аргументируют ответ (A и a, B и b, C и c, D и d), дают определение аллельных генов. | Личностные УУД: -самоопределе-ние Регулятивные УУД: -целеполагание -контроль -коррекция -оценка Коммуникативные УУД: -определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками | ||
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Индивидуальная работа по вариантам, работа в мини-группах, обсуждение и взаимопроверка выполненных действий, оценивание по представлен-ным критериям. | Предоставление возможности осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, и выбора учащимися возможности определить объем выполняемых заданий. Создание проблемной ситуации на уроке. | Предлагает учащимся выполнить 2 этап маршрутной карты, предварительно ознакомившись с критериями оценивания действий. (слайды № 20,21) Учитель предлагает перейти ко 3 этапу – обсуждение и взаимопроверка выполненной работы. (слайды № 21-27) 4 этап- оценивание по представлен-ным критериям.(слайд №28) Создает проблемную ситуацию, предлагая вернуться к результату задачи №3. Ставит перед учениками проблему, показывая , что в реальности дети от этого брака имели четвертую и первую группу крови. (Это явление назвали “бомбейский” феномен.) Как можно научно объяснить явление “бомбейского” феномена? (слайд №29)
| Учащиеся работают самостоятельно, решая задачи, иллюстрирующие взаимодействие аллельных генов по типу полного и неполного доминирования, кодоминирования по двум вариантам.
Обсуждают в мини- группах полученные результаты, осуществляют взаимопроверку по представленным критериям Выставляют отметку однокласснику мини- группы.
Обмен мнениям, фиксируют затруднения в объяснении явления, пытаясь найти ответ на поставленный учителем вопрос.
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД -коррекция -оценка
Коммуникати-вные УУД:
-логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков | ||
3 | Локализация затруднений (проблемы). Этап выявления места и причины затруднения. Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого формулируется тема урока; -обозначить логическую необходимость изучения этой темы. | Индивиду-альная и коллективная работа | Проблемное изложение | Обращает внимание учеников на запись (Слайд №30) A, b, c, D, B, a, d, C.Какие гены можно считать неаллельными? (Слайд № 31) Если с позиции взаимодействия аллельных генов нельзя объяснить “бомбейский” феномен, то, какую версию можно предположить? Определите самостоятельно цель нашего занятия. 5 этап – Записать тему урока в тетради. (Слайд № 32,33) | A и B, a и b, D и C, d и c… В ходе анализа объектов дают определение неаллельных генов. Выдвижение гипотезы.- В организме есть признаки, которые определяются взаимодействием неаллельных генов. В ходе совместного обсуждения определяют тему и цель урока, выстраивают индивидуальную цель урока, моделируют индивидуальные задачи. записывают тему урока в тетради. | Личностные УУД: -выдвижение гипотез, их доказательство Регулятивные УУД: -целеполагание -планирование -оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Познаватель-ные УУД: -самостоя-тельное выделение познаватель-ной цели; -формулирова-ние проблемы; Коммуникатив-ные УУД:
| ||
Валеологический компонент урока ( реализация здоровьесберегающих технологий) . Физминутка на ОДС. | ||||||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; -построить проект выхода из затруднения. | Коллективная работа | Коллективное составление алгоритма определения типов взаимодействия неаллельных генов. | Совместно с учащимися определяет тактику дальнейших действий -через изучение теоретических основ к формированию познавательной компетенции- иметь представления о тех признаках, которые наследуются по типу взаимодействия неаллельных генов, уметь решать генетические задачи данного типа. Определяет исследовательскую роль каждого учащегося. | Определение направления поиска ответа на возникшую проблему. | Личностные УУД: -смыслообразо-вание Регулятивные УУД: -прогнозиро-вание -контроль Познавательные УУД: -самостояте-льное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -поиск и выделение информации; -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив-ные УУД: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | ||
5 | Реализация построенного проекта. Цель: -реализовать построенный проект | Индивидуаль-ная работа | Исследователь-ский метод | Учитель предлагает перейти к 6 этапу маршрутной карты. ( слайд №34,35) Этап 7. Используя приложение 1, прочитайте и определите тип взаимодействия генов, определяющий “Бомбейский” феномен.
| Работа в блокнот – карте, решение задачи “бомбейский феномен” с учетом условия задачи №4 Вывод учеников “Бомбейский” феномен определяется тем, что в генотипе детей есть ген h, подавляющий действие генов А и В. | Познавательные УУД: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) -синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. | ||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: -проговорить новый способ действия во внешней речи; -установить состоятельность этого способа; -организовать усвоение обучающимися нового знания при решении типовых задач. | Групповая работа. | Составление кластера «Типы взаимодействия неаллельных генов». Стратегия «Исследователь» (реализуется через использование ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.(Режим доступа: http://school-ollection.edu.ru). Исследовательский метод. | Контролирует процесс, выступает в роли тьютера. Предлагает ученикам поэтапное выполнение заданий маршрутной карты.
| Этап 8. .В ходе реализации стратегии « Исследователь» учащиеся знакомятся с информационным модулем «Понятие о генотипе как о целостной системе» (интерактивные страницы 1-4), с приложением 1, составляют кластер «Типы взаимодействия неаллельных генов». Выполняют работу по группам: 1 группа - изучает тип взаимодействия « Полимерия»; 2 группа- «Эпистаз. Виды эпистаза»; 3 группа - «Комплементарность» Этап 9. Выступление представителей групп с мини-сообщениями о типах взаимодействия неаллельных генов с использованием ЦОР и (слайды 36-38) . | Личностные УУД: -смыслообразо-вание Регулятивные УУД: -контроль -коррекция -оценка Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -анализ объектов с целью выделения признаков -умение структурировать знания, Коммуникатив-ные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
Валеологический компонент урока ( реализация здоровьесберегающих технологий) . Физминутка для глаз ( слайд №39) | ||||||||
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: организовать самоконт-роль и самооценку; -проверить свое умение применять изученный способ; -развивать умение самостоятельной проверки по эталону | Индивидуальная работа | Самооценивание, работа с представленными эталонами в тексте учебника с. 292-295. | Беседа о расовом неравенстве и толерантности. (слайды №40,41) | Выполнение учащимися этапов 10-11 ( слайды 42-45) | Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона -коррекция -оценка | ||
8 | Включение в систему знаний повторение Цель: -выявить границы применимости нового знания и -научить использовать его в системе изученных ранее знаний; -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности | Групповая работа. | Использование ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.(Режим доступа: http://school-ollection.edu.ru | Наблюдает за выполнением учащимися задания модуля, Предлагает вставить недостающее слово в фразе: «Генотип – это не механическая совокупность генов, а система …….. генов» ( слайд №46 ) | Этап 12. Выполнение задания практического модуля «Понятие о генотипе как о целостной системе» (интерактивная страница 1). Поводя итог уроку, учащиеся приходят к выводу , что генотип – это не механическая совокупность генов, а система взаимодействующих генов. | Познаватель-ные УУД: -анализ, синтез, сравнение, обощение, классификация; - использование знаково- символических средств,; -установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: -контроль, - коррекция, - оценка оммуникатив-ное УУД: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Личностные УУД: -осознание ответственности за общее дело. | ||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -оценить результаты собственной деятельности - согласовать домашнее задание. | Коллективная работа | Обсуждение эффективности урока, достижения индивидуальных цели и задач. | Этап 13. Домашнее задание. (слайд № 47), выставление отметок в дневник 1базовый – проработать материал учебника , выделить из текста учебника типы взаимодействия неаллельных генов, их характеристику, решить задачи индивидуального блокнот- карты №2. 2. повышенный – используя Интернет- ресурсы, найти примеры проявления в природе неаллельных генов. 3. творческий- задание используя в результате поиска данные информационного поля, составить генетические задачи на изученную тему. В заключении (Слайд № 49- Изречение мудрых) «Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой» . ( А. Гумбольдт). | Этап 14. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске « Сегодня на уроке» ( слайд № 48 ) | Личностные УУД: -смыслообразо-вание -нравственно-этическая ориентация, -оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона -коррекция -оценка Коммуникативные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС
технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Тема: Взаимосвязи живых организмов....
Презентация "Генотип как целостная система. Взаимодействие генов"
Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...