Урок "Мхи" (6 класс)
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме

Чекменёва Зоя Николаевна

Разработка урока для 6 класса по теме "МХИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mhi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе по теме « Мхи».

Тип и форма урока:   урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – путешествие.

Методы обучения:  частично – поисковый,  словесный ,наглядный

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Используемые технологии обучения:

Технология РКМ, технология « проблемного обучения», игровая технология

Цель урока: Объяснить учащимся особенности организации мхов.

Задачи урока

Образовательные:

-развивать понятие о многообразии живых организмов

-познакомить учащихся с особенностями строения мхов

- показать практическое значение мха сфагнума

- сформировать знания о среде обитания и распространении мхов

Развивающие:

-продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать

- работать с текстом ученика

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету

- продолжать формировать культуру общения

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: лупы, пинцеты,  гербарные образцы мха сфагнума, кукушкиного льна, коллекция « Торф и продукты его переработки»,   мультимедийная презентация  по  мхам.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-особенности строения мха сфагнума, кукушкиного льна

-условия жизни мхов

-значение мхов в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

-узнавать на рисунках, среди живых объектов мхи

План урока:

  1. Организация класса
  2. Стадия « вызов». Актуализация, мотивация.
  3. Осмысление содержания. Изучение нового материала, путешествуя

по станциям.

  1. Рефлексия . Подведение итого урока

Ход урока:

  1. Организация класса

Приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Актуализация. Мотивация.

Учитель сообщает тему урока, цель, форму проведения.

Мотивация учащихся:

« Накопление знаний подобно росту дерева» писал Винсон Браун.

На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о мхах.

Учитель предлагает учащимся подумать и записать в тетрадь , чтобы они хотели узнать о мхах на уроке.

Знания вы приобретёте,  путешествуя по следующим станциям;

Информационная, Географическая, Исследовательская, Промышленная,

Историческая, Экологическая

  1. Изучение нового материала

1 станция Информационная

 Наука о мхах  - бриология ( запишите в тетрадь)

Мхи – группа высших споровых растений. Они произошли около 350 млн. лет назад от первых наземных растений псилофитов потомков прибрежных водорослей.

В мире насчитывается 25 000 видов мхов. Это многолетние растения, обычно низкорослые, размеры от 1ммдо несколько см.

Различают печёночные и листостебельные мхи.

 На стр 66 учебника , рисунок 44 изображены печёночные мхи,  назовите их. ( запись в тетрадь)

Морщанция- тело представляет пластину ( таллом)

Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень.

В аквариуме – мох риччия.

 Тело печёночных мхов состоит из слоевища.

У каких изученных растений тело имеет таллом или слоевище? ( у водорослей)

На что это указывает? ( на родство)

Листостебельные мхи  - кукушкин лён и мох сфагнум.

Где в природе встречаются мхи? Какие условия для роста им необходимы? Ответы на эти вопросы найдём на следующей станции.

2 станция Географическая

Мы находимся на западной части Томской области на огромных Васюганских болотах, на  одном из крупнейших болот в мире. И оказались здесь не случайно.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь , растет.

 На болотах растёт мох сфагнум,   здесь же и просто во влажных местах можно увидеть и кукушкин лён.

Почему мхи растут во влажных местах?  Для чего им нужна вода? (проблемный вопрос)

Предположение : учащиеся высказывают свои мнения.

Для ответа отправляемся на следующую станцию.

3 станция Исследовательская

Самостоятельная работа с учебником. Прочитать материал учебника

на стр.67 -68 и  выполните лабораторную работу.

Цель работы: выяснить особенности строения  мха, найти черты сходства и различия между мхами и водорослями.

Работа в парах : один ученик выполнят работу для мха кукушкин лён, второй для сфагнума. Затем  они обмениваются информацией.

Чтобы отправиться дальше в наше путешествие , ответим  на следующие вопросы:

Почему мхи растут во влажных местах?

Что образует мох сфагнум при отмирании?

4 станция Промышленная

Росли на болоте растения

А теперь это топливо и удобрение ( слайд)

Торф применяют как удобрение, в качестве топлива. Торф используется в качестве сырья  в промышленности. Торф – ценное сырьё для получения различной продукции – химикатов, витаминов, кормовых дрожжей, пластмасс, смолы, изоляционных плит и др.

В годы войны мох сфагнум использовали в качестве ваты.

Сообщение ученика ( приложение)

5 станция Историческая

 сообщение ученика ( приложение)

6 станция Экологическая

Мхи выделяют кислород, участвуют в круговороте веществ, входя в состав природных сообществ.  Мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействия этих растений и животных и сами оказывают на них влияние. Сфагновые болота – это места обитания многих, в том числе промысловых животных и ягодные угодья.  Особенно велика роль болот как аккумуляторов и хранителей запасов  пресной воды. Мох сфагнум способен захватывать её даже из тумана и надёжно сохранять от испарения.

В болотах вода очищается. Сфагнум выделяет вещества, убивающие микробов, и удерживает вредные соединения из атмосферы. Установлено , что в Томской области на 1 га верхового болота выпадает около300 кг пыли, содержащей азот, калий, сера, хлор, тяжёлые металлы . и мох удерживает их.

Мохообразные реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей.

Существуют и специальные живые приборы бриометры – маленькие коробочки с мхами определённых видов.  Бриометры выставляют в разных местах города. За сутки мхи хорошо « запоминают» режим задымления атмосферы.

Наше путешествие закончилось , но чтобы вернуться, нам нужно ответить на вопросы  на каждой станции в обратном порядке ( приложение)

Станция Экологическая

Два учёных разговаривали о мхах. Один из них воскликнул « Представляете, на земле исчезли мхи!» Как вы думаете, к каким последствиям это приведёт?

Станция Историческая

На торфоразработках Брянщины в 1986 году нашли самолёт времён Великой Отечественной войны ( 1941- 1945г), вместе с лётчиком. И дочь лётчика увидела отца таким, каким он был молодым. Дайте объяснение этому явлению.

Станция Промышленная

Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?

    Станция Исследовательская

Выполните тест

1.Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?

А) ризоиды    б) листья  в)корни    г) стебель

2.Мхи размножаются

А)семенами   б)спорами  в) корнями    г) стеблями

3.Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как он :

А) поглощает корнями большое количество воды

Б)содержит в тканях листа много хлоропластов

В) растёт на болотах

Г) содержит мёртвые полые клетки

4.Какой торф служит источником образования торфа

А) сфагновый мох   б)кукушкин лён     в) риччия

Ответ: 1-в, 2-б,  3-г, 4-а

Станция Географическая

Мхи распространены на всех континентах, но очень неравномерно. В тропиках мхи встречаются преимущественно в горах. Совсем нет мхов в пустынях и мало в степях. Большинство видов произрастает в областях с умеренным и холодным климатом. Почему?

Станция Информационная

Выполните тест

1.Какие из перечисленных признаков характерны для мхов?

А) наличия стебля и листьев   б) отсутствие тканей и органов

В) наличия корня, стебля, листьев   г) размножение с помощью семян

2. Какой из мхов не имеет стебля и листьев?

А) кукушкин лён   б)сфагнум    в)риччия    г) родобриум

Ответ: 1-а ,  2-в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....