Урок "Расы" (11 класс)
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Чекменёва Зоя Николаевна

Разработка урока по теме "Расы" для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rasy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Расы и их происхождение»

Задачи: 

  1. Образовательная: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причины их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
  2. Развивающая: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, развития исследовательских умений, речевых навыков.
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативных качеств личности.

Технологии: элементы критического мышления, ИКТ, проблемное обучение.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, и в парах.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование: плакаты, иллюстрирующие существующие расы, презентация, приложения, тексты.

Ход урока.

Стадии вызова.

1 этап: на стадии неонтропов, такие мощные факторы эволюции, как естественный отбор и внутривидовая борьба потеряли своё значение и заменились социальными, однако, в первобытных обществах продолжали идти те же генетические процессы, что и в популяциях других животных. Все это привело к возникновению наследственных, внутривидовых группировок, которые французский ученый Бернье в 1864 г. назвал расами. Сообщается тема урока (слайд 1).

Что вы знаете о расах? (запишем на доске).

Что хотим узнать о расах? (слайд 2).

2-ая стадия: осмысление:

1. Морфологические признаки рас. Работа в парах - 1-ая пара: приложение 2;2-ая пара – работа с текстом №1.

Выводы по данному этапу: в основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки; не все группы, народности можно разделить по трем основным расам. Большие расы тоже неоднородны по своим морфологическим признакам (рис.116 учебник). Задание: определить свою принадлежность к расам по данной классификации (слайд 3).

Как можно доказать принадлежность человеческих рас к одному биологическому виду? Приложение 3.

Выводы по данному этапу: все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам. Они имеют неограниченные возможности, от смешанных браков рождается плодовитое потомство, это указывает на то, что все расы биологически равноценны и относятся к одному виду H. Sapiens.

2 этап: возникновение рас и механизм расогенеза.

Существуют различные гипотезы, объясняющие происхождение рас (слайд 4): 

  1. Полицентрическая – расы возникли независимо друг от друга и от разных предков в разных местах.
  2. Моноцентрическая – расы возникли в одном месте от одного предка в одном месте.

Гипотеза моноцентризма является более обоснованной и доказательной.

Какая гипотеза ближе вам?

Как могли образоваться разные человеческие расы? Предположите.

Вывод: основные факторы расогенеза, наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция (слайд 5).

3 этап: чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов разных рас? (слайд 6). Работа с текстом №3.

Вывод: неприятие расизма должно заключаться не только в том, чтобы отрицать его корни, а чтобы обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непохожим людям.

4 этап: будущее рас, работа с текстом №2.

Вывод: предполагают, что в результате подвижности популяции человека и межрасовых браков в будущем может сформироваться единая человеческая раса.

Закрепление изученного материала: тест (слайд 7).

Заключение: возвращаемся к началу урока – что хотели узнать о расах. Все узнали, что хотели?

Выводы по урокам (слайд 8):

1.  Все современное человечество принадлежит к одному виду.

2. Единство человечества вытекает из общности происхождения и сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей.

3. Различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида выделять большие расы. Современные социальные условия жизни людей создают благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности независимо от расовой принадлежности.

Домашнее задание: параграф 73, составить синквейн на тему расы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....