Главные вкладки

    Школьный тур олимпиады по биологии. 7 класс. Дидактический материал.
    олимпиадные задания по биологии (7 класс) по теме

    Степаненко Елена Михайловна

    Школьный тур олимпиады с  прошлого года организуют по единым заданиям от оргкомитета района. Публикую вариант заданий для 7 класса с ответами. Эти задания учащиеся Невского района СПб решали в 2016-2017 году. Пробуйте, отвечайте, узнавайте!!!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Школьный этап Всероссийской

     олимпиады по биологии

     2016/2017 учебный год

         7  класс           Невский район

    Раздел 1. Тест 1 из 4.

    Выберите один правильный ответ на вопрос.

    1.Тип плода арахиса – это:

    1. орех                              2. боб

    3. стручок                        4.  ягода

    2. Кладонию альпийскую относят к:

    1.   папоротникам        2. лишайникам

    3.    водорослям           4. простейшим

    3. Осоковые - растения:    

    1. преимущественно с трехгранным стеблем

    2. стебель имеет полые междоузлия

    3. содержат мало механических тканей

    4. не образуют корневищ

    4. Вещество соланин характерно растениям:

    1. Сем. Крестоцветные   2. Сем. Пасленовые

    3. Сем. Злаковые              4. Сем. Розовые

    5. К двулетним растениям относится:

    1.овес и горох                    2. укроп и кукуруза              

    3. сельдерей и свекла            4. морковь и барбарис

    6. Антони Ван Левенгук в 17 веке:

    1. открыл существование бактерий и простейших

    2. описал принципы классификации

    3. открыл мейоз животной клетки

    4. доказал механизм дробления зиготы

    7. Для декоративных посадок из-за красноватой листвы в Санкт-Петербурге используют:

    1. сирень и жимолость      2. акацию и лох

    3. рябинник и барбарис   4. рябину и иву

    8. Люцерна посевная характеризуется:

    1. непарноперистосложными листьями

    2. развитием клубеньковых бактерий на корнях

    3. яркими плодами – ягодами

    4. 6 - лепестковыми правильными цветками         

    9.  Спорофит кукушкина льна развивается:

    1. как коробочка со спорангием на гаметофите

    2. как отдельное листостебельное растение со спорангиями

    3. как половое поколение  

    4. при отмирании гаметофита

     10. Лист имеет параллельное жилкование:

      1. сирень и аспарагус    2. подорожник и рис

      3. осока и овес                4.  лилия и орешник

     11.  К паразитическим простейшим принято

       относить:

    1. лямблии                    2. радиолярии
    1. ночесветки               4.  фораминиферы

     12. Одно из ядер «поделено на четки»:

       1. у инфузории- туфельки    2. у сувойки

       3. у инфузории-трубача      4. у всех инфузорий

      13. Из кремнезема построен скелет:

        1. стеклянных губок        2. споровиков

        3.  бадяги                            4. аурелии

      14. В Африке обитают:

         1. колибри                          2. нектарница

         3. лирохвост                       4. глухарь

       15. Вертикальный зрачок имеют:

         1. лисы   2. козы 3. лошади 4. волки

       

      16. Клеточная стенка грибной клетки содержит:

         1. муреин                              2. хитин 

         3. только целлюлозу          4. крахмал

       17. На земле или очень близко к ней вьют

             гнездо:

        1. зимородок и козодой    2. пеночка и соловей

        3.  голубь и стриж                4. сорока и ласточка

        18. Камбий обеспечивает:

        1. появление почек           2. цветение

        3. рост стебля в толщину 4.  рост корня в длину

        19. Наиболее многочисленные из всех

               клеточных типов у гидры:

    1. железистые                 2. мускульные  

    3.   нервные                        4. стрекательные

    20. К голосеменным из ниже названных современных растений относятся:

    1. лиственница, тисс, барбарис

    2. агава, самшит, саксаул

    3. инжир, можжевельник, баньян

    4. кипарис, секвойя, тисc

    Раздел 2. Работа с рисунками.

    1. Рассмотри рисунок.

    А) Какой вид размножения растений изображен?

    Б) Выбери растения, которым характерно так размножаться: малина, ландыш, смородина, осина, пырей, яблоня, одуванчик

    В) Могут ли другие организмы использовать сходный тип размножения? Если «да», то подтвердите ответ двумя примерами. Если «нет», то объясните ответ.

    Г) Сохраняются ли свойства(признаки) вида растения при вегетативном размножении? Почему?

    Д) Назовите два аргумента в пользу такого способа размножения в агрокомплексе.

    http://biolicey2vrn.ru/Jizn_rasten/it10_9.jpg

    1. Рассмотри рисунок.

    А) К какому классу и семейству относят данное растение?

    Б) Укажи тип плода растения

    В) Как называется схематичное изображение в правом верхнем углу? Что оно отражает?

    Г) Является ли цветок правильным? Почему?

    Д) Укажите формулу данного цветка

    http://900igr.net/datai/biologija/Dvudolnye-rastenija/0013-011-TSvetki-plody-semejstva-paslenovykh.png

    1. Рассмотри рисунок.

    А) Назови, что обозначено цифрой 1?

    Б) Назови основной тип питания грибов.

    В) Что образуют вместе части 2 и 3 у гриба?

    Г) Что служит грибам для размножения?

    Д) Относят ли этот гриб к пластинчатым?

         В чем состоит преимущество «пластинчатого» строения?

    https://fs00.infourok.ru/images/doc/254/259494/hello_html_454aaef7.png

    7 класс Школьный тур   Раздел 2. стр.2.                                                                                      

    1. Рассмотри рисунок.

    А) Назови объект и сделай подписи к рисунку (органоиды).

    Б) Укажи тип и способ питания объекта.

    В) Укажи тип и способ размножение объекта?

    Г) Что можно сказать о цитоплазме

    (однородность, движение, значение).

    http://refy.ru/images/10/1394501004_1.jpg

    Д) Способ перенесения неблагоприятных условий (временного пересыхания водоема)

    1. Рассмотри рисунок.

    А) Представители какой систематической  

         группы организмов изображены на

              рисунке?

    Б) Дайте определение термину «прокариоты».

    В) Назовите морфологические типы (классификация по форме), характерные этим

         организмам (слева направо 1-2-3)

         

                                                                                       

    Г) Существуют ли бактерии, способные к фотосинтезу?

    Д) В 1850-х годах этот ученый положил начало изучению особенностей строения и физиологии бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

    Раздел 3.

    Впиши биологический термин:

    • Способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые утраченные органы называется (1).

    • Значение термина происходит от греч. eu — хорошо, полностью и karyon — ядро; организмы, клетки которых содержат оформленные ядра (ядерные) относят к (2)

    • Все физиологические процессы (рост, цветение, плодоношение и т.д.), происходящие в растительных организмах, регулируются биологически активными веществами, вырабатываемыми в различных клетках. Эти вещества называются (3). При указании термина используйте приставку ФИТО…

    • Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство называется (4).

    • Часть оптического прибора (например, микроскопа), обращенная к глазу наблюдателя и предназначенная для рассматривания биологического объекта, называется (5).

    Раздел 4.

    Определи правильные ответы («да» или «нет»)

    1. Айва и ежевика относятся Розоцветным;

    2. Плод семянка характерен Пасленовым;

    3. Ягуар обитает в Северной и Южной Америке;

    4. Карл Линней - шведский естествоиспытатель и врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира;

    5. Кашель и чихание являются защитными механизмами организма;

    6. Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью;

    7.Все черви – многоклеточные беспозвоночные;

    8. Эфа – ядовитая змея Ленинградской области;

    9.Тростник и рогоз характерны для верховых болот.

    Раздел 5.

    Юный следопыт изучает Ленинградскую область. Он записал в свой блокнот следующих животных и растения:

    «Паук –серебрянка, большой черный слизень, широкопалый рак, кузнечик певчий, пяденица цветочная, медуница, волчье лыко, плаун булавовидный, колокольчик персиколистный, любка двулистная»

     Как вы полагаете, почему именно эти организмы попали в этот список?  

    Предложите краткий научно-популярный комментарий к этому списку.

    Можно ли добавить в этот список эфу и тушканчика? Поясните ваш ответ.

    Что означает запись «Деятельность ученых по изучению ООПТ Ленинградской области имеет большое значение»? Почему такая работа, действительно, важна? Аргументируйте.

     



    Предварительный просмотр:

     Школьный этап Всероссийской            Бланк ответов   

    № регистрации

     олимпиады по биологии

     2016/2017    учебный год    Невский район          

    Раздел 1. Тест 1 из 4.  За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 20 баллов)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    1

    2

    3

    4

    Раздел 2. Работа с рисунками (максимально 51 балл)

    Рисунок 1

    Баллы

    Рисунок 2

    Баллы

        А

           

                                       

    А

    Б

    Б

    В

    В

    Г

    Г

    Д

    Д

    Всего баллов

    Всего баллов

    Рисунок 3

    Баллы

    Рисунок 4

    Баллы

    А

    А

    Б

    Б

    В

    В

    Г

    Д

    Всего баллов

    Всего баллов

    Рисунок 5

    Баллы

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Всего баллов

     Раздел 3.

    Впиши биологический термин (макс.10 баллов)

    биологические термины

    баллы

    1

    2

    3

    4

    5

    итог

    Раздел 4.

    Определи правильные ответы (макс.9 баллов)

    «Да» -    

     «Нет» -

    Раздел 5. (макс.10 баллов)

    Ответ полный, четкий, аргументированный .



    Предварительный просмотр:

     Школьный этап Всероссийской

     олимпиады по биологии

     2016/2017    учебный год

                        Невский район          Ключ проверки 7 класс  Максимально – 100 баллов

    Раздел 1. Тест 1 из 4.  За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 20 баллов)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    1

    2

    3

    4

    Раздел 2. Работа с рисунками (максимально 51 балл)

    Рисунок 1

    Баллы

    Рисунок 2

    Баллы

        А

    Вегетативное

    Бесполое                                          

    1

    1

    А

    Двудольные

    Пасленовые

    1

    1

    Б

    Малина

    Смородина

    1

    1

    Б

    Сочный многосемянный, ягода

    1

    1

    В

    Да

    Кишечнополостные, черви, грибы, водоросли

    1

    1

    В

    Диаграмма цветка

    Особенности строения цветка

    1

    1

    Г

    Да, увеличение численности вида без повышения их генетического разнообразия, т. е. все особи являются точной копией материнского организма.

    1

    1

    Г

    Да, цветок правильный

    Можно провести несколько плоскостей симметрии

    1

    1

    Д

    если нужно быстро размножить, то или иное растение или его отдельный сорт, сохранив его свойства, получить большое число посадочного материала; если растение в условиях культуры не образует или мало дает семян;

    для многих культурных растений оно является единственным способом сохранения ценных сортовых признаков и свойств.

    1

    1

    Д

    * Male and female sign.svg Ч(5)Л(5)Т5П1

    Или

    в ответе более точный и сложный вариант формулы, то оцениваем выше

    * Ca(5) Co(5) A5 G(2)

    2

    3

    Всего баллов

    10

    Всего баллов

    11

    Рисунок 3

    Баллы

    Рисунок 4

    Баллы

    А

    Мицелий

    Гифы

    1

    1

    А

    Амеба протей:

    1.ядро 2. пищеварительная вакуоль 3.сократительная вакуоль 4. псевдоподии или ложноножки 5.фагоцитоз (но! возможно, укажут выброс непереваренных остатков пищи)

    1

    По 0,5 за подпись

    Итого: 3,5 балла

    Б

    Гетеротрофы

    2

    Б

    Гетеротрофный

    фагоцитоз

    1

    1

    В

    Плодовое тело (ножка и шляпка)

    1

    1

    В

    Бесполое

    Деление клетки - митоз

    1

    1

    Г

    Споры (образование половым и бесполым путем)

    Вегетативно- частями мицелия

    1

    1

    Г

    Неоднородна (эктоплазма и эндоплазма), движение, образование ложноножек и придание формы тела, связь между органоидами клетки, место обменных процессов

    1

    1

    Д

    Да

    поверхность сильно развита, это позволяет грибу производить большее количество спор в плодовом теле.

    1

    1

    Д

    Способ перенесения неблагоприятных условий среды - циста

    0,5

    Всего баллов

    10

    Всего баллов

    10

    Рисунок 5

    Баллы

    А

    Бактерии

    1

    Б

    Прокариоты (от др. -греч. pro — «перед» , «до» + karyon — «ядро») , или безъядерные — как правило, одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром.

    2

    В

    кокки (стрептококки)

    вибрионы

    бациллы

    1 или 2

    1

    1

    Г

    Цианобактерии

    2

    Д

    Луи Пастер

    1

    Всего баллов

    10

     Раздел 3.

    Впиши биологический термин (макс.10 баллов)

    биологические термины

    баллы

    1

    регенерация

    2

    2

    эукариоты

    2

    3

    фитогормоны

    2

    4

    вид

    2

    5

    окуляр

    2

    итог

    10

    Раздел 4.

    Определи правильные ответы (макс.9 баллов)

    «Да» - 1,3,4,5,6,7    «Нет» - 2, 8, 9

    Раздел 5. (макс.10 баллов)

    Ответ полный, четкий, аргументированный (это охраняемые виды, эфа и тушканчик не обитают в Лен.обл., отмечена важность природоохранных мер для сохранения видов организмов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьный этап олимпиады по биологии 7 класса

    Тестовые задания школьного этапы по биологии за 7 класс, включают основные темы по разделам Растения (в основном), Грибы, Бактерии. В первой части задания на выбор одного правильного ответа, вторая ча...

    Школьный этап олимпиады по биологии 10 класс.

    Олимпиада по биологии в 10 классе с матрицей ответов. Школьный этап...

    Школьный этап олимпиады по биологии 9 класс

    Школьная олимпиада по биологии с матрицей ответов 9 класс...

    Школьный этап олимпиады по биологии 8 класс

    Школьная олимпиада по биологии с матрицей ответов...

    Школьный этап олимпиады по биологии 7 класс

    Школьная олимпиада по биологии с матрицами ответов 7 класс...

    7 класс Биология Земноводные Дидактический материал

    Цифровые диктанты к уроку биологии 7 класс Земноводные...

    Материал для проведения школьного этапа олимпиады по биологии

    Предлагаемый материал содержит вопросы, матрицы для ответов и ответы на вопросы школьной биологической олимпиады для 7 - 11 классов....