урок по биологии в 9 классе "Бесполое размножение"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Беляева Наталья Александровна

Данная разработка поможет учителю подготовиться и провести качественно урок в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_bespoloe_razmnozhenie.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект урока биологии для 9 класса по теме

                                     « Бесполое размножение»

Беляева Н.А.,учитель биологии  МКОУ «Борковская ООШ»

                                     по    УМК  В.В.Пасечник

Цель урока:  - Изучить основные способы бесполого размножения;

                        -дать сравнительную характеристику бесполого размножения как у растений , так и у животных.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть особенности бесполого размножения,
  • показать многообразие способов бесполого размножения, выявить его роль.
  • подчеркнуть тесную взаимосвязь между понятиями «размножение», «наследственность» «дискретность».

Развивающие: 

  • формировать умения и навыки самостоятельной работы с  информационными источниками
  • обсуждать проблему, делать выводы, анализировать, выделять главное.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к биологии через игровые формы проведения урока,
  • подчеркнуть ценность самой жизни, определить роль данной темы для расширения кругозора учащихся, осуществления практической деятельности (комнатное цветоводство, огородное хозяйство, выбор профессии)

Тип урока: изучение нового материала

Методы  проведения: словесный, частично-поисковый, проблемные

Ученик должен:

  • -иметь представление об основных формах размножения организмов
  • -знать понятия «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование», «партеногенез».
  • -уметь объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.

Оборудование: компьютер, презентация «Бесполое размножение», проектор, магнитная доска, раздаточный материал, натуральные объекты - комнатные растения (фиалка, хлорофитум)

Структура урока:

1.Организационный момент.(приветствие, готовность к уроку)

2.Терминологический диктант

3.Мотивация учебной деятельности

4 Изучение новой темы

5.Закрепление

6.Практическая часть

7.Рефлексия.

8.Итоги урока. Дом.задание.

                                                       Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Настроимся на творческую и продуктивную работу.  Проверьте ,пожалуйста готовность к уроку. Сейчас, как обычно терминологический диктант.  (проводится диктант)

   Сегодня у нас с вами необычный урок. Почему необычный? Так как в изучении новой темы помогут нам известные телепередачи. Прослушаем прогноз нашего урока (этапы урока).

                                         Звучит заставка «Прогноз погоды»

Учитель: Итак,  сегодня мы с вами заочно побываем в «Останкино» и примем участие в различных передачах, на разных этапах урока. Поэтому в ближайшие 45 минут в Новобурковской школе ожидается солнечная , теплая  и спокойная погода, грозовых туч в кабинете биологии и ливневых дождей на лицах учеников не ожидается.

       Программа телепередач на сегодня:

  • «Что? Где? Когда» (изучение новой темы)
  • Кто хочет стать биологом (закрепление)
  • Огород - круглый год (практическая)
  • Вести- итоги  урока

Учитель: Сегодня  у нас новая тема, а какая вы мне подскажите сами.

   Живая природа разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ. Каковы причины этих трагедий?

Ответы учащихся:

- Старость, болезни, уничтожают хищники, паразитизм, катастрофы, недостаток пищи, антропогенное воздействие.

  Вопрос: Благодаря какому универсальному свойству организмов

                 жизнь на Земле продолжается?

-  Учитель: Верно, благодаря размножению. Размножение организмов – основное свойство живого.

Учитель: С 6 класса вы знаете, что существуют два типа размножения. Какие?

 (ответы учащихся).

                   Значит, тема нашего урока звучит «Бесполое размножение  и его формы»

  Учитель: Каковы задачи? Что мы должны узнать нового?(ответы учащихся)

            Учащиеся: записывают тему в тетрадь.

Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

Учитель: Сегодня мы вспомним об особенностях и способах бесполого размножения.

Учитель: Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?

Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.

Учитель: Итак, размножение-это ….

    Благодаря этому уникальному свойству всех живых организмов жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого  живого организма. Про этот процесс  еще говорят « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

Учитель: Что лежит в основе размножения? (деление клетки)

Учитель: Какое размножение называют бесполым?

- принимает участие одна особь

- без участия половых клеток

-в основе митоз

-дочерние организмы – копия материнского

Преимущество - быстрое увеличение численности

Недостаток?- не обеспечивает выживания  в непостоянной среде.

Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?(ответы учащихся)

-деление клетки, спорообразование, вегетативный, почкование, фрагментация

Учитель: Итак, составим схему вы в тетрадях, а у меня на доске.

                                                               Размножение

Деление клетки              Бесполое                                 половое(образование половых клеток)

                                Почкование

                                Фрагментация

                                Спорообразование

                         Вегетативное размножение

черенки

Луковицы              усы

        клубни

                                  корневища

Учитель:  Дадим краткую характеристику каждого способа размножения. Давая характеристику каждому способу, вы заполняете таблицу у себя.

    Деление – способ бесполого размножения, при котором материнская особь делится на две и более дочерние клетки. Этот способ характерен для одноклеточных организмов.

 Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты)

                               б) митотическое бинарное деление(простейшие, одноклеточные водоросли)

                               в) множественное деление , или  шизогонию (малярийный

                                   плазмодий,  трипаносомы).

Почкование – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи

Фрагментация -  способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации. Если мы нечаянно разделим медузу или червя, то, что произойдет? Правильно восстановление частей тела утраченных. И называется это- регенерация.

         Можем резать гидру смело

         Восстановит свое тело

         Это не сенсация

         А регенерация.

Спорообразование или споруляция – размножение посредством спор.  Споры – специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах спорангиях. (мхи, лишайники, грибы) У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз. (хвощи, плауны, папоротники)

Для  10 класса информация:

Полиэмбриония – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион.

Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола. Сиамские близнецы Чанг и Энг (Таиланд, ранее Сиам)

Учитель:  Как мы увидели из предыдущих  примеров на слайдах процесс бесполого размножения  возможен не только у растений, но и у животных. Такое размножение встречается редко (из-за высокой специализации клеток), но встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей.

Учитель: Еще один способ бесполого размножения, который мы с вами не рассмотрели - это вегетативный. Вегетативное - что это такое?

Ученики - частями организма.

Учитель: Назовите какими.(ответы учащихся)

Учитель: Ребята у вас на партах лежат карточки, возьмите их и заполните, пожалуйста.(самостоятельная работа).-3 мин. После заполнения ,обменяйтесь карточками и проверьте  друг у друга (взаимопроверка идет).

    Учитель: А теперь сравним наши ответы (просмотр слайда)

                       Слайд – угадайте какими частями размножаются эти растения?

Учитель: Чем отличается вегетативное размножение от спорообразования, деления клеток, почкования?

     Эти  способы бесполого размножения жизнь начинают из одной клетки, а вегетативное размножение из клеток частей  тела многоклеточного организма.

Учитель: Размножаться вегетативно как было сказано выше могут и животные?

Учитель: НА улице 21 век и наука не стоит на месте, разум человека ищет способы продлить не только человеческую жизнь, но и воспроизвести  виды живых организмов ,живших миллионы лет назад.  Есть искусственный способ бесполого размножения животных ?-КЛОНИРОВАНИЕ. Что это такое?

Учитель: Об этом на расскажет Чуднов Алексей ,у него было задание найти информацию о возникновении клонирования.

Клонирование-выращивание целой особи из соматической клетки, образование идентичных потомков(клонов)

Пример овца Долли (сообщение ученика)

Учитель: Процесс размножения неразрывно связан со свойствами живых организмов: наследственностью, изменчивостью, дискретностью.

    Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены “износившихся” структурных элементов (молекул, ферментов, органоидов клетки, целых клеток) без прекращения выполняемой функции. Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путём гибели или устранения от размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.

    Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

    Изменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать отличия от особей, как других видов, так и своего вида.

Процесс размножения исключительно сложен и связан не только с передачей генетической информации от родителей к потомству, но и анатомическими и физиологическими свойствами организмов, их поведением, гормональным контролем.

В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клетки. Клетка не только единица строения, но и единица размножения, и единица развития, клетка – генетическая единица живого.

   Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели бесполое размножение - его преимущества и недостатки. Так же мы знаем преимущества полового размножения. Но у меня возник вопрос при подготовке к уроку.

Вопрос:

                «Почему в эволюционном развитии организмов  один тип размножения

                                       не вытеснил другой?» (ответы учащихся)

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока

 «Кто хочет стать биологом?»

Проводится  экспресс-тест:

                              Затем взаимопроверка, и правильные ответы на слайдах

 Учитель: Широко используется бесполое размножение в практической деятельности человека. Например, в сельском хозяйстве для размножения растений с набором признаков, полезных для человека активно применяется черенкование плодовых деревьев и кустарников, клубнями картофеля, усами – землянику и другие культуры.  Это очень выгодно, так как за короткое время можно умножить количество полезных растений и получить урожай овощей и плодов.  

         Учитель: Поэтому следующий этап нашего урока «Огород круглый год»

Горшочки с фамилиями и инструкции по выполнению работы. Дети садят растения одним из способов.

                                          Инструкция по выполнению практической работы

                                                 «Вегетативное размножение растений»

1.Возьмите посадочный материал.

2.В почве с помощью палочки сделайте углубление.

3.В углубление поместите посадочный материал.

4.Присыпьте почвой, слегка придавите.

5.Полейте растение.

Учитель: Молодцы, все справились с работой.

Учитель: Итоги урока. Вести (заставка)

 Подведем итоги нашего урока. Какие выводы мы можем сделать ?Какую информацию получают клетки при бесполом размножении ?Что можем сказать про организмы ,возникшие бесполым размножением?

Вывод урока:

1. При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Т.о. их клетки получают ту же самую наследственную информацию, которая содержалась в клетках материнского организма.

2. Следовательно, новые организмы, возникшие бесполым путем, генетически являются точными копиями материнского.

Игра-«Лжецы»- необходимо найти ошибки в тексте

Дом.задание.

На выбор: составить кроссворд

              Эссе «клонирование»-за и против

              -составить план ответа(Л.Белова)

Рефлексия:

ОКНО нарисованное на бумаге и приклеено на доску. Если вам понравилось, поставьте на мое окно фиалку, если нет ,то кактус

Приложение 1

-какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?

-какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей?

-какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей?

-Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов?

- Верно ли суждение:  при бесполом размножение  все дочерние особи являются точной копией материнской?

- А1. При бесполом размножении:

  1. Родитель только один
  2. Родителей двое
  3. Один и тот же организм выполняет  роль обоих родителей
  4. Родителей совсем нет

А2. Бесполое размножение происходит:

  1. С участием половых клеток
  2. Без участия половых клеток
  3. Только с помощью спор
  4. Только путем почкования

А 3. В результате размножения изменяются

  1. Размеры организма
  2. Численность организма
  3. Масса организма
  4. Форма организма

А4. Тюльпаны размножаются

  1. Клубнями
  2. Луковицами
  3. Черенками
  4. Отводками

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося __________________________________

Терминологический диктант

Заполнение таблицы

Экспресс-тест

Практическая часть

Отвечал на вопросы

Способы бесполого размножения

Способ размножения

Особенности размножения

Примеры организмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 10 классе по теме: "Формы размножения организмов".

Мейоз- это вид деления клетки, в результате которого образуются две......

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация....

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....