Проблемные вопросы и познавательные задачи по темам, 5-11 кл. ФГОС
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Савченко Ирина Николаевна

В даном разделе представлены проблемные вопросы и познавательные  задачи по темам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемные вопросы и познавательные задачи по разделу

  «Транспорт веществ».

Тема: «Органы кровообращения»

  1. Процесс движения крови в организме издавна интересовал ученых. Предлагались различные гипотезы, объясняющие образование крови и ее движение:

а) кровь образуется в сердце и расходится по кровеносным сосудам вовсе части тела, не возвращаясь обратно в сердце;

б) сердце – не кроветворный орган, а насос, двигатель крови;

кровь течет от сердца к органам и обратно к сердцу по одним и тем же кровеносным сосудам;

в) английский медик В. Гарвей считал, что сердце – насос, который гонит кровь в одни сосуды, а возвращаются от органов по другим сосудам.

С какой гипотезой вы согласны. Прокомментируйте, почему вы не согласны  с другими гипотезами..

  1. Основной цвет кожи – розовый. кровеносные сосуды, которые мы видим (вены). имеют синеватый цвет. Почему?

Тема : «Работа сердца»

  1. За одно сокращение сердце выбрасывает в сосуды у взрослого в среднем 80 мл. крови. сколько крови выбрасывает сердце в сутки, за год у подростка. если частота сокращений в 1 мин. у него 78, а ударный объем сердца – 38.5 см. куб.
  2. Сердце – удивительный и надежный насос, который работает в течение всей жизни без остановки. в чем секрет такой работоспособности сердца.
  3. Результатом тренировки сердца является увеличение ударного объема; за счет увеличения частоты сердечных сокращений нельзя значительно повысить общее количество перекачиваемой крови. Почему?

Тема: « Движение крови и лимфы по сосудам».

  1. Сердце работает толчками. а кровь движется в сосудах непрерывно. как это объяснить?
  2. В большом круге кровообращения часть плазмы из крови просачивается через стенки капилляров в межклеточные пространства тканей, пополняя тканевую жидкость. Это должно было бы привести к постепенному уменьшению крови в сосудах, увеличению тканевой жидкости и «разбуханию» тканей. Но этого не происходит. Почему же количество крови не уменьшается, а количество тканевой жидкости не увеличивается?

Тема: «Заболевания  сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях».

  1. Артерии расположены глубже . чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?
  2. При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все это – защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
  3. Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение. что при возникновении болей в области сердца нужно выпить рюмку коньяка, так как он расширяет сосуды, и боли прекратятся. Докажите опасность такого мнения.

Раздел :      «Дыхание»

Тема: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».

  1. Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься?
  2. В спокойном состоянии через легкие человека проходит около 8 литров воздуха за 1 мин, а при напряженной работе – до 120 и более литров. За счет чего повышается пропускная способность легких?

                                                 Тема : «Дыхательные движения».

  1. Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление:

а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку;

б) легкие грудной полости расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?

                 

Тема: «Заболевание органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения»

  1. В Арктике и Антарктике, несмотря на холод. люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?


Предварительный просмотр:

Параграф №  30                                                                                                             7 класс

Проблемные вопросы и познавательные задачи по теме:

«Воробьинообразные,  Голенастые»

1. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в  художественном произведении.

А.Н. Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Ответ: : ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест)

2. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в  художественном произведении.

С. Есенин

Выткался над озером алый свет зари,

На бору со звоном плачу глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется, на душе светло.

Ответ: иволга в дупле не живет, а строит гнездо в кроне деревьев.

3. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в  художественном произведении.

С.Я. Маршак.

А эта веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил  Джек.

Ответ: Синица питается насекомыми, в стужу при отсутствии насекомых может клевать семена подсолнуха и конопли, но не пшеницы.

4. Эта птица может лететь быстрее и дольше всех – три года без остановки.

Ответ: стриж.

5. Какая птица повисает на деревьях зимой кверху ногами? Почему?

Ответ: Синица. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому синица добывает насекомых и их яйца на нижней стороне веток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание

Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава.  Полезен для учителей, которые используют на...

Учебно-познавательные задачи по теме "Бактерии"

Вопросы занимательного характера по теме "Бактерии" для решения в 7 классе...

Познавательные задачи по теме ЧС на транспорте

Познавательные задачи можно использовать для закрепления знаний или проверки знаний по теме ЧС на транспорте в курсе ОБЖ 10 класса.Представлены задачи на знание последовательности действий при аварии ...

Познавательные задачи по теме Личная безопасность при посещении массовых мероприятий

При проведении урока ОБЖ в 8 классе по теме Личная безопасность при посещении массовых мероприятий я предлагаю учащися познавательные задачи, чтобы лучше усвоить правила поведения.Задача обсуждается в...