статья "Использование проектной деятельности на уроках биологии
статья (7 класс)

Деларова Елена Владимировна

В статье описан опыт использования проектной деятельности на уроках биологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе

Е.В. Деларова, учитель биологии

урок «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»

(По страницам Красной книги природы Ленинградской области)

При организации уроков 5-7 классе учитель должен опираться на жизненный опыт ребенка, на опыт его личных наблюдений, на знание объектов живой природы.  В 10-14 лет ребенок не всегда может самостоятельно замечать и оценивать особенности поведения животных, о которых  образно и ярко рассказывают писатели-анималисты в своих произведениях. Для усиления  эмоционального восприятия характеристик различных животных можно использовать цитаты из произведений некоторых авторов (Сетон-Томпсона, Джеймса Хэрриота, Джеральда Даррелла и др.)

Развитие интереса к биологии и экологии невозможно без активной познавательной деятельности воспитанников. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Проектная деятельность дает возможность ребенку самостоятельно изучить материал,  выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.

Проект позволяет обучающимся:

  • проявлять инициативу;
  • ориентироваться на достижение успеха;
  • проявить ИКТ-компетентность;
  • сотрудничать с другими воспитанниками и педагогами;
  • развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
  • получить в результате то, что может принести пользу;
  • приобрести опыт;
  • внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
  • это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Программой предусмотрен только 1 урок на изучение темы «Охрана и рациональное использование животного мира». Этого времени недостаточно, чтобы познакомить учащихся с проблемой сохранения биоразнообразия животных Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для изучения этой темы я использую ознакомительно-ориентировочные информационный проект. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы или процессе и явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Тема проекта «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»

Цель:

Познакомиться с редкими и исчезающими животными, занесенным в  Красную     книгу природы Ленинградской области, том 3 «Животные»

Задачи:

  • Выяснить количество охраняемых видов по каждому классу
  • Определить статус животных и факторы угрозы
  • Найти стихи о животных для эпиграфа

Конечный продукт проекта – презентация Power Point «По страницам Красной книги природы Ленинградской области»

Работа над проектом осуществляется в течение 1 недели.

На первом этапе формируются творческие группы по 3-4 человека, каждая группа выбирает подтему (систематическую категорию, о которой необходимо собрать материал). В каждой группе происходит обсуждение данной темы, распределяются обязанности: сбор информации о редких и охраняемых животных Ленинградской области, изучение материалов Красной книги животных Ленинградской области, подбор иллюстраций, звуковых файлов и стихов  о животных.

На втором этапе все материалы представляются в электронном виде и загружаются в папках на компьютеры в кабинете информатики.

Руководитель контролирует  деятельность воспитанников поэтапно, оценивая и корректируя ее шаг за шагом.

Заключительный этап работы над проектом осуществляется на занятие. Учащиеся создают мультимедийную презентацию «По страницам Красной книги природы Ленинградской области» и выступают с устной защитой своего проекта.

При защите проекта оценивается:

  • четкость поставленной цели и задачи
  • полнота освещения (раскрытия) выбранной темы
  • наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам
  • использование литературных источников (знание предмета исследования)
  • анализ полученных данных и выводы по ним
  • качество оформления работы;
  • самостоятельность при выполнении  работы в целом

В дальнейшем эту презентацию можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала. Этот факт является социально значимой мотивацией у детей.  Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникативные качества, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии

Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....

Проектная деятельность на уроках биологии

Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»

«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...