«Обмен веществ и превращение энергии»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Преснякова Ольга Валентиновна

Урок по биологии по теме "Обмен веществ и превращение энергии" расчитан на использование учебника под рекдакцией Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек. 8 клас. М.: Дрофа. На занятии используется индивидуальная работа с текстом, таблицей, работа в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx79.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обмен веществ и превращение энергии»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • Образовательные:
  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
  • систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”.

Развивающие:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
  • развитие логического и системного мышления;
  • развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
  • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;
  • совершенствование эстетического восприятия.

Оборудование: 

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Основное содержание урока

1. Мотивация

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорок:

– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

2. Изучение нового материала

Одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии.

Запись темы в тетради. 

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть» Сократ.

Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада.

Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ. Записывают в тетрадь.

Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.

Метаболизм складывается из двух процессов. Пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция.

Хотя, как мы сейчас знаем, обмен веществ происходит непрерывно, видимая псевдонеизменность нашего тела долгое время вводила в заблуждение не только неискушенных в науке людей, но и многих учёных и философов древности. Тогда полагали, что в организме имеются два вида веществ; одни из них идут на строительство тела, они неподвижны, статичны; другие же, используемые в качестве источника энергии, быстро перерабатываются.
Однако внедрение в биологические исследования меченых атомов позволило в экспериментах на животных установить, что во всех тканях и клетках обмен веществ происходит непрерывно — никакой разницы между «строительными» и «энергетическими» молекулами не существует. В организме все молекулы равным образом участвуют в обмене веществ. 

Пластический обмен (лепка) – процесс, в результате которого питательные вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые — через несколько десятков минут
Энергетический обмен – энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад «Большая аудитория» музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента Климент Аркадьевич Тимирязев?  Обсуждение.


Ответ:Первичным источником энергии для всего живого на Земле, за очень редким исключением, служит солнечное излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи — растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию.  Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.
Эти два процесса взаимосвязаны. Для синтеза органических веществ, что происходит при пластическом обмене, затрачивается энергия, которая образуется при энергетическом обмене, при распаде органических веществ.

Этапы обмена веществ

Название этапа

Какие процессы происходят

Место протекания процессов

Подготовительный 

Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам.

Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы.

Основной

Процессы пластического и энергетического обмена.

Клетки организма.

Заключительный

Удаление продуктов распада.

Дыхательная, кровеносная и выделительная  системы.

Давайте выясним, какие факторы негативно влияют на обменные процессы?

Варианты ответов учащихся.

Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% – от здорового образа жизни, на 20% – от наследственности, на 20% – от экологической обстановки и на 10% – от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!
Физкультминутка.

Обмен белков

Фронтальная беседа.

  1. Перечислите в каких отделах пищеварительной системы происходит расщепление белков?
  2. Трипсин и пепсин это…?
  3. Мономерами белков являются….
  4. Функции белков

«Обмен углеводов»

Прочитайте текст на стр. 186 «Обмен углеводов». Сформулируйте один вопрос по тексту, работайте в парах. Запишите  ответ на сформулированный вопрос.

«Обмен жиров»

-рассказ учителя

Обмен воды.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какое количество воды в среднем человек потребляет ежедневно? (2-2,5л)
  2. Почему воду называют универсальным растворителем? (жизненные процессы, биохимические реакции проходят в водной среде)
  3. Почему воду рекомендуется употреблять часто и по-немногу? (излишек воды всасывается в кровь и пока он не будет выведен почками, сердце работает с излишней нагрузкой)

Обмен минеральных солей.

Прочитайте текст на стр.187. Найдите ответы на вопросы:

  1. В каких частях клетки содержатся минеральные соли? (ядро и цитоплазма)
  2. Какую функцию выполняют минеральные соли в клетке?(поддержание кислотно-щелочного равновесия в клетках тела и во внутренней среде организма)
  3. Заполните таблицу, записав химический знак элемента

Макроэлементы

Микроэлементы

                  4. Эту соль мы употребляем чаще других. При её недостатке усиленно выделяется вода, употребление большого количества соли вызывает отёки. О какой соли идёт речь? (поваренная соль, хлорид натрия).

3. Закрепление

1. Задача.

На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке. Примерно через 30 минут после начала опыта чашка с мышью поднялась вверх. Почему?

Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и паров воды, которые образуются при расщеплении веществ пищи для получения энергии.

2Ответьте на вопросы:

1. Каково значение органов пищеварения, дыхания и кровообращения в обмене веществ между организмом и внешней средой?

Домашнее задание  

Прочитать параграф 36, ответить на вопросы к параграфу, составить схему взаимопревращения органических веществ.

Рефлексия

Приложение.

Этапы обмена веществ

Название этапа

Какие процессы происходят

Место протекания процессов

Обмен минеральных солей.

Прочитайте текст на стр.187. Найдите ответы на вопросы:

  1. В каких частях клетки содержатся минеральные соли?
  2. Какую функцию выполняют минеральные соли в клетке?
  3. Заполните таблицу, записав химический знак элемента

Макроэлементы

Микроэлементы

                  4. Эту соль мы употребляем чаще других. При её недостатке усиленно выделяется вода, употребление большого количества соли вызывает отёки. О какой соли идёт речь? (поваренная соль, хлорид натрия).

Рефлексия.

D:\Закачки из интернета\из браузера\Временные файлы Интернета\Content.Word\img15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Тест для тематического контроля по теме : Обмен веществ и превращение энергии в клетке....