Обмен веществ и превращение энергии
презентация урока для интерактивной доски по биологии (6 класс) на тему

Алтынбаева Минсылу Аширафовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.68 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект   урока на тему:

«Обмен веществ и превращение энергии». 6 класс

Цели урока: показать сущность обмена веществ и энергии как основного свойства живых организмов;изучить особенности обмена веществ и энергии у растений; продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации.

  • Обучающие:
  • сформулировать определения понятиям «обмен веществ»;
  • изучить сущность обмена веществ и энергии;
  • раскрыть особенности обмена веществ и энергии у растений;
  • Развивающие: 
  • продолжить развитие коммуникативных умений при ведении диалога, устной монологической речи учащихся;
  • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Воспитательные: 
  • воспитывать толерантность учащихся;
  • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;
  • воспитывать эстетическое мировосприятие, бережное отношение к окружающей природе.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», таблицы «Клеточное строение листа», «Строение корня».

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы ( слайд 1) и цели урока (слайд 2).

II. Проверка домашнего задания: повторить изученные процессы, протекающие в живых организмах и по теме «выделение».

1. Проверочная работа  по вариантам (слайд 3).
2. Взаимопроверка, выполненной работы по ответам на экране (слайды 4, 5).

III. Изучение нового материала

1. Вводная актуализирующая беседа об обмене веществ как основном свойстве живых организмов.

2. Обсуждение сущности обмена веществ на примере обмена веществ у растений

 (слайд 6). Обмен веществ и энергии- основной процесс жизнедеятельности организмов.

– Если растение поглощает кислород , то какое вещество выделяет? (Углекислый газ) 
– Как называется этот процесс?
(Дыхание) 
– А может растение поглощать углекислый газ?
(Да) 
– Задайте следующий вопрос сами.
(Что выделяется, если растение поглощает углекислый газ? Как Называется этот процесс?)
– Кто ответит на эти вопросы? Продолжайте диалог.
(Кислород выделится) (Этот процесс называется Фотосинтез) 
– Какое условие необходимо для фотосинтеза?
(Свет солнца)
– Так растение получает энергию и запасает ее. Может мы еще что-нибудь забыли? Что еще необходимо растению?
(Вода и минеральные соли) 
– Вода только поглощается растением?
(Нет, она еще и выделяется) 
– Итак, мы вспомнили какие вещества поглощаются растением, и какие – выделяются в окружающую среду. Что показывает эта схема?
(Обмен веществ между организмом растения и окружающей средой).

- Вспомним определение организма как единой, целостной, открытой биологической системы.( Работают с текстом учебника на с. 86, читают 2 и 3 абзацы, отвечают на вопрос)

- Найдите в тексте учебника подтверждение тому, что организм- открытая система. – Какой же можно сделать вывод?

-Вывод: Организм как открытая система постоянно осуществляет с внешней средой обмен веществ и энергии.

- Так что же такое обмен веществ и энергии? Запишем определение.

Обмен веществ и энергии – это совокупность химических реакций, то есть всех превращений веществ и энергии в организмах.

- А ходе какого процесса, характерного для растений, происходят превращения одних веществ в другие и переход энергии из одного вида в другой ? ( процесс-фотосинтез)

- Найдите в тексте учебника материал, посвященный этому процессу, и пытайтесь определить роль фотосинтеза в обмене веществ и энергии в растительном организме.   (работа с текстом учебника))( Ответы учащихся)

- Растения поглощают из окружающей среды кроме названных веществ еще и другие. Что это за вещества? (Ответы учащихся- минеральные соли)

-В ходе какого процесса они поступают в организм растения? Какие образования задействованы в этом  процессе?  ( Они поступают в организм растения в процессе почвенного питания; это процесс  транспирации или испарения воды с поверхности листьев растений и корневое давление) Работа по таблице.

- Растение только забирает вещества из почвы или что-то отдает взамен? ( Ответы учащихся)

- Таким образом, какой можно сделать вывод?

 Дыхание- процесс, являющийся составной частью обмена веществ, они с фотосинтезом взаимосвязаны ( вспоминают материал, изученный на уроке 28 «Дыхание растений»)

- Какова роль дыхания в обмене веществ и энергии растительного организма с внешной средой?

Ответы учащихся : в ходе дыхания возвращается в окружающую среду углекислый газ, который был изъят из нее для процесса фотосинтеза.

- Да кроме того, в виде тепла возвращается энергия, заключавшая в химических связях. Таким образом, осуществляется круговорот веществ и энергии.

– А теперь давайте разберемся с тем, что происходит внутри организма. Что происходит с веществами, попавшими в организм растения? (слайд 7)
– Составьте рассказ  по изображению на экране.(Учащиеся просматривают слайд, составляют рассказ, затем слайд показывается сначала и несколько учеников его озвучивают)

– В растение поступают углекислый газ и вода.
– На свету из них образуются органические вещества: углеводы, белки и жиры.
– Органические вещества идут на построение новых клеток растения.
– Органические вещества разрушаются.
– Для этого в растение поступает кислород.
– При этом выделяется энергия.
– Благодаря этим процессам осуществляется рост, цветение, образование плодов и семян, запасание питательных веществ.

IV. Закрепление нового материала 

- В качестве закрепления изученного на сегодняшнем уроке материала выполните работу (слайд 8)

1. Ученики выполняют упражнение в рабочей тетради и готовят ответ на вопрос: Почему обмен веществ является важным условием жизни?

2. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Вывод: Определение «обмена веществ» и его значение ( слайд 9)

V. Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы  применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

VI. Домашнее задание

Выберите в разделе 14 информацию об обмене веществ у растений и  написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»

Спасибо за внимание, урок окончен,  можете идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Тест для тематического контроля по теме : Обмен веществ и превращение энергии в клетке....

«Обмен веществ и превращение энергии»

Урок по биологии по теме "Обмен веществ и превращение энергии" расчитан на использование учебника под рекдакцией Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек. 8 клас. М.: Дрофа. На занятии...