Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Чобиток Ирина Александровна

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Государственная

Программа

(программы)

Модифицированная

(авторизованная)

программа

1

Введение  в  основы  общей  биологии

4

4

2

Основы  учения  о  клетке

10

10

3

Размножение  и  индивидуальное  развитие  организма

5

5

4

Основы  учения  о  наследственности  и  изменчивости

11

11

5

Основы  селекции  растений, животных  и  микроорганизмов

5

5

6

Происхождение  жизни  и  развитие  жизни  на  Земле

5

5

7

Учение  об  эволюции

11

11

8

Происхождение  человека (антропогенез)

5

5

9

Основы  экологии

12

12

Итого

68

68

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_ktp_9_kl.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образование Щербиновский район

станица Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                               решением педсовета протокол № 1

                                                                 от 29 августа 2014 года

                                                                  Председатель педсовета:

                                                               __________   Гарькавая Л.В.

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

1 вида

по    биологии

Ступень обучения:                   основное общее образование, 9 класс

Количество часов:                    68 часа

Учитель:                                    Тимченко Ирина Александровна

Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс. Издательство «Вентана-Граф» 2011 год.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс. Издательство «Вентана-Граф»  2011 год.

2. Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Введение  в  основы  общей  биологии

4

4

2

Основы  учения  о  клетке

10

10

3

Размножение  и  индивидуальное  развитие  организма

5

5

4

Основы  учения  о  наследственности  и  изменчивости

11

11

5

Основы  селекции  растений, животных  и  микроорганизмов

5

5

6

Происхождение  жизни  и  развитие  жизни  на  Земле

5

5

7

Учение  об  эволюции

11

11

8

Происхождение  человека (антропогенез)

5

5

9

Основы  экологии

12

12

Итого

68

68

3. Содержание обучения, перечень практических, лабораторных работ, требование к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

4. Список литературы:

1. Для учителя   «Биология»  9  класс  И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова

2. Методическое  пособие.  Издательство  «Вентана-Граф»  2010  год;

3.  Для учащихся  - Рабочая  тетрадь  «Биология – 9 класс» «Вентана-Граф»  2011  год.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

Учителей естественного-научного цикла

МБОУ СОШ№1 им. Ляпидевского

от 28 августа 2014 года №1

_____________          Белоусова Е.М.

    подпись руководителя МО                     Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________    Лизунова И.П.

подпись                                        Ф.И.О.

от 29 августа 2014 года

                     Согласовано

       заместитель директора по УВР

   ____________    Лизунова И.П.

           «29»  августа   2014 года

муниципальное образование Щербиновский район

станица Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                       

 

по биологии

Класс:                                 9

Учитель:                            Тимченко Ирина Александровна

Количество часов:            всего 68 часов;  в неделю 2 часа

                   

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя биологии

Тимченко Ирины Александровны, утвержденной решением  педагогического совета от 29.08.2014 года  протокол №1


п/п

Название раздела,

тема урока.

Элементы содержания

Кол-во часов

Средства обучения. Информацион-ное сопровождение

Дата

по плану

по факту

  1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ  (4 ч)

1.

 Биология- наука о живом мире.

 Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание и измерение биологических объектов

 1

Таблица «Комплекс биологических наук»

2.

 Общие свойства живых организмов.

 Отличительные особенности живых организмов от неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

 1

Мультимедий-ная презентация «Свойства живых организмов»

3.

 Многообразие форм живых организмов. 

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

 1

 Таблица «Многообразие форм живых организмов»

4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

 Блокнот, карандаш.

  1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ (10ч)

5.

 Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

 1

Таблицы «Строение клетки», «Разнообразие клеток»

6.

  Химический состав клетки. 

 Общность хим. состава  клетки. Неорганические  (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

 1

 Таблица-схема хим. состава клетки

7.

 Белки и нуклеиновые кислоты.

 Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК,    их структура и функции.  Репликация.

 

1

Модель ДНК, таблица «Строение белка»

8.

 Строение клетки.

 Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

 1

Таблицы «Строение клетки», Таблица «Вирусы»

9.

 Органоиды клетки и их функции.

 Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.  Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 1

Таблицы «Строение  растительной клетки»,  «Строение  животной клетки», «Разнообразие клеток»

10.

 Обмен веществ и превращение энергии. 

 Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

 1

Таблица «Метаболизм»

11.

Биосинтез  белков в живой клетке.

 Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии  код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

 1

Таблица «Биосинтез белка»

12.

 Биосинтез углеводов- фотосинтез. 

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

 

Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева

13.

Обеспечение  клетки энергией. 

 Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное  расщепление. Гликолиз.

 1

Мультимедийная презентация «Биологическое окисление»

14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

 Содержание всей темы.

 1

Тестовые задания, биологические задачи

  1. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 ч)

15.

 Типы размножения организмов. 

 Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

1

16.  

Деление клетки. Митоз.

 Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

 1

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения

17.

Образование половых клеток. Мейоз.

 Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.  Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток  ( гаметогенез).

1

Таблица «Мейоз»  

18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

1

Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)

19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 

 Содержание всей темы.

1

Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест

  1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (11ч)

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 Генетика – наука о закономерностях наследственности  и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

1

Мультимедийная презентация «История развития генетики»

21.

 Генетические опыты . Г. Менделя.

 Методы в исследованиях Г. Менделя

 (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

 1

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

22.

 Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.  

 1

Таблица «Дигибридное скрещивание»

23.

 Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

 1

Портрет Т Моргана,

24.

 Взаимодействие генов и их множественное  действие.

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

 1

Учебник

25.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 1

Таблица «Генетика пола»

26.

Наследственная изменчивость

 Изменчивость- свойство организмов.  Наследственная изменчивость.

 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

 

1

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»

27.

  Типы изменчивости.

 Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

 1

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки

28.

 Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

 1

Мультимедийная презентация «Наследственные болезни»

29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

Подготовиться к зачету

30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 Содержание всей темы.

1

Карточки- задания

5.ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (5 ч)

31.

 Генетические основы селекции организмов.

 Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

 1

Таблица – схема «методы селекции»

32.

 Особенности селекции у растений.

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

1

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области

33.

 Центры многообразия и происхождения культурных растений.

 Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

 1

Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»

34.

Особенности селекции животных.

 Цели селекции животных. История одомашнивания.  Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

 1

Мультимедийная презентация «Селекция животных»

35.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

 Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической  и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

 1

Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»

6.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (5ч)

36.

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

1

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет  Л. Пастера

37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле .

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Портрет А.И. Опарина

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение биосферы.

1

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»

39.

Этапы развития жизни на Земле

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности.  Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

 1

Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,

40.

 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

 1

 Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)

7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (11 ч)

41.

Идея развития органического мира в биологии.

 Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

1

Портреты ученых

42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

1

Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»

43.

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов   как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

 1

44.

 Современные представления об эволюции органического мира.

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

 1

Таблица-схема «Факторы эволюции»

45.

Вид, его критерии и структура.

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

 1

Гербарные экземпляры  растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»

46.

 Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

 Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие механизмы:  географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

1

Таблица «Видообразование»

47.

 Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и  биологический прогресс.

1

Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции»

48.

 Основные направления эволюции.

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

1

Таблица «Основные направления эволюции»

49.

Основные закономерности эволюции.

 Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира.  Адаптации (общие, частные).

 1

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»

50.

 Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

 Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

 1

Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов»

51.

Зачет по теме «Учение об эволюции» 

 Содержание всей темы.

1

Карточки-задания

8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5ч)

51.

 Место человека в системе органического мира.

 Человек как вид, его сходство с животными и  отличие от них.

1

Таблица «Человекообразные обезьяны»

53.

 Доказательства эволюционного происхождения человека.

 Антропогенез.  Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.  

 1

Набор «Происхождение человека»

54.

 Этапы эволюции человека.

 Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

 1

Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека»

55.

 Человеческие расы, их родство и происхождение

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический  вид.

 1

Таблица «Человеческие расы», фотографии

56.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)» 

 Содержание всей темы.

 1

Карточки - задания

9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (12 ч)

57.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

Экология –  как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

 1

Таблица «Среды жизни»

58.

 Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

1

Таблица-схема «Экологические факторы»

59.

 Приспособленность организмов к действию факторов среды.

 Приспособленность организмов к различным  экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

1

Таблица «Приспособленность организмов»

60.

 Биотические связи в природе.

 Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

1

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»

61.

 Популяции как форма существования видов в природе.

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

1

Видеофрагмент

62.

Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

 Популяция. Функционирование популяции  в природе. Динамика численности  популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

1

Таблица

63.

 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Естественные и искусственные биоценозы.  Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

1

Таблицы  «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе»

64.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Экосистемная организация живой природы.  Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.  

1

Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»

65.

Развитие  и смена биогеоценозов.

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

1

Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»

66.

 Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 Состояние экосистемы своей  местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

1

67.

 Основные законы устойчивости живой  природы.

 Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

1

68.

 Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы.

 Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

Видеофильм «Биосфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)

Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 10 класса, бзовый уровень...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии  составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 11 класса, базовый уровень...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...