Методическая разработка урока для 6 класса "Особенности строения жизнедеятельности мхов"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Котенко Елена Викторовна

Методическая разработка урока

"Особенности строения жизнедеятельности мхов"

Цель урока - Создать условия для раскрытия и усвоения учащимися особенностей организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов в связи со средой обитания.

 

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть и усвоить особенности организации растений на примере моховидных зеленых и сфагновых мхов.

Развивающие: совершенствовать навыки поисково-самостоятельной деятельности; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, с гербарным материалом, уметь сравнивать мхи между собой, развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе, патриотические и этические чувства.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_mhi_kotenko_e._v.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО БИОЛОГИИ

«ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МХОВ»

6 КЛАСС

ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: КОТЕНКО ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

ГБОУ школа № 467 Колпинского района г. Санкт - Петербурга

Предмет

биология

Дата

Класс

6

Тема

Особенности строения и жизнедеятельности мхов

Цель урока

Создать условия для раскрытия и усвоения учащимися особенностей организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов в связи со средой обитания.

Задачи урока

Образовательные: раскрыть и усвоить особенности организации растений на примере моховидных зеленых и сфагновых мхов.

Развивающие: совершенствовать навыки поисково-самостоятельной деятельности; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, с гербарным материалом, уметь сравнивать мхи между собой, развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе, патриотические и этические чувства.

 

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные понятия

Моховидные, ризоиды, листостебельные, печеночники, спорофит, гаметофит, болото, кукушкин лен, сфагнум

Межпредметные связи

Экология, география, история, медицина, литература

Ресурсы

Учебник «Биология. 6 класс». И. Н. Понамарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко, мультимедийный проектор, презентация учителя; гербарии мхов, таблица «Мох сфагнум», «Зеленый мох кукушкин лен»; коллекция «Торф»; микроскопы и лабораторное оборудование, мох сфагнум, наборы дидактических справочных материалов, дополнительная литература.

Форма урока

групповое обучение с элементами исследования, проблемное обучение

Методы

проблемно-поисковый

Используемые технологии и элементы технологий

  • ИКТ-технология
  • Технология сотрудничества
  • Исследовательская технология
  • Технология проблемного обучения
  • Элементы технологии развития критического мышления («Бортовой журнал»)

Структура урока

1. Организационный этап

2. Целеполагание

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

5. Обобщение и систематизация

6. Вывод

7. Рефлексия

8. Анализ и оценка итогов работы

9. Домашнее задание

Приложение № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

Планируемые результаты обучения

Предметные: изучить особенности строения и организации представителей отдела Моховидных растений; закрепить умение работать с гербарным материалом, сравнивать и делать выводы; объяснять значение моховидных растений в природе и жизни человека.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; эстетическое восприятие объектов природы.

Метапредметные:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи, смысловое чтение, анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные УУД: целеполагание, самооценка и взаимооценка, рефлексия.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество ученика с учителем, проявлять умение слушать, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Организация структуры урока

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап

1'

Учитель доброжелательно приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствие учащихся, настраиваются на работу

фронтальная

Личностные:

мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

Волевая саморегуляция на освоение знаний

2. Целеполагание

1'

Акцентирует внимание на экран. Ребята, прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено?

Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот,

На кочке … без ножки

Куда ни глянь, растет.

Повыше он зеленый.

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

(Рождественский)

Сегодня мы познакомимся с новой группой растений отдел Моховидные.

Тема урока: «Особенности строения и жизнедеятельности мхов».

Читают стихотворение, отгадывают слово, формулируют тему урока

Записывают тему урока

Фронтальная

фронтальная

Личностные:

Проявляют интерес к новому материалу, эмоциональный настрой на тему, высказывание собственной точки зрения

Познавательные:

Определение целей урока, планирование деятельности.

Коммуникативные:

Смысловое чтение, усвоение информации с помощью ИКТ, умение слушать.

Регулятивные:

Принятие учебной цели урока

3. Актуализация знаний, мотивация

3'

3'

Ребята, перед вами листочки бумаги, вспомните и напишите на них то, что вы знаете о мхах.

А теперь обменяйтесь впечатлениями и проговорите друг другу.

Ответ кого из одноклассников вам понравился?

Проблема! (на подносе: свеча, пластмассовая игрушка, торфяной горшок, хозяйственная губка)

Что объединяет эти разные предметы?

Обучающиеся составляют образ мхов, делают записи на листочках: что знают.

Обмениваются впечатлениями и проговаривают друг другу, что знают о мхах.

Озвучивают интересные факты

Индивидуальная

Фронтальная

Работа в парах

фронтальная

Личностные:

смыслообразование,

проявляют интерес к изучаемой теме

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, строить речевые высказывания.

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из прослушанного.

4. Изучение нового материала

12'

Ребята, а сейчас мы отправимся в наши исследования мира растений, обитающих на болотах, и разделимся на группы:

1 группа – Морфологи

2 группа – Анатомы

3 группа – Экологи

4 группа – Историки

5 группа – Промышленники

Представим себя в роли ученых, которым предстоит изучить особенности строения и организации мхов.

1 группа – Морфологи.

Ваша задача: изучить особенности внешнего строения мхов в связи со средой их обитания, используя гербарии, текст учебника и рисунки в учебнике. (§39, стр. 144), дополнительную литературу.

2 группа – Анатомы.

Ваша задача: изучить особенности внутреннего строения мхов на примере сфагнума, используя мох сфагнум, микроскоп и лабораторное оборудование, текст учебника, дополнительную литературу.

3 группа – Экологи.

Ваша задача: определить среду обитания мхов, используя дополнительную литературу, учебник.

4 группа – Историки.

Ваша задача: выяснить, как мхи помогают изучать историю нашей планеты, используя энциклопедию, статьи из СМИ.

5 группа – Промышленники.

Ваша задача: изучение значение мхов в жизни человека, используя учебник, дополнительную литературу.

На выполнение заданий – 12 минут. Руководители групп озвучат свои исследования.

Учащиеся воспринимают слова учителя, настраиваются на работу в группах.

Ролевая игра-исследование, самостоятельная работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, дополнительной литературой, учебником по плану (приложение

№ 1-5)

Учащиеся работают в группах, обсуждают, выделяют главное

Индивидуальная, групповая

Личностные:

мотивация к творческой и учебной деятельности

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, умении организовывать выполнение заданий учителя.

Регулятивные:

Умение организовывать свою деятельность, работая по плану, сверять свои действия с целью.

Коммуникативные:

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; умение проявлять лидерство и согласовывать действия с партнером, адекватно оценивать себя и работу в группе, умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

Познавательные:

Умение работать с литературой, развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, структурирование знаний, умение работать по алгоритму; умение работать с оптическими приборами, устанавливать  причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

Прогнозирование, контроль, коррекция

5. Обобщение и систематизация

10'

12'

Ребята, а теперь озвучьте результаты своих исследований

Выступление какой группы оказалось наиболее интересным?

И почему?

Руководители групп озвучивают результаты своих исследований, слушают

Отмечают успешные ответы одноклассни-ков, участников группы (взаимооценка)

Индивидуальная

Индивидуальные

групповые

Личностные:

Нравственно-эстетическое оценивание

Коммуникативные:

Умение слушать, слышать и отбирать информацию; умение владеть речью

Познавательные:

Умение анализировать, обобщать и сравнивать факты и явления

Коммуникативные:

Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, адекватно оценивать себя и работу в группе, умение выражать свои мысли

Регулятивные:

Контроль, оценка

Познавательные:

Сознательное построение речевого высказывания, анализ

6. Вывод

1'

А теперь сделайте вывод по проблеме! Что объединяет эти разные предметы? Зачем нам знания о мхах?

Делают вывод и возвращаются на свои места

Индивидуальная работа, групповая

Личностные:

Самооценка

Коммуникативные:

Умение отстаивать свою точку зрения

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления

7. Рефлексия

5'

Что нового узнали о мхах?

Запишите в свои листочки и сравните с тем, что знали и что узнали нового?

Записывают, сравнивают, анализируют, обобщают, озвучивают

индивидуальная

Личностные:

Нравственно-эстетическое оценивание, личностное образовательное приращение

Познавательные:

Сознательное построение речевого высказывания, сопоставление личного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом, соединение своей информации с полученной

Регулятивные:

Контроль, оценка своего знания или незнания, описание полученного результата

Коммуникативные:

Обоснование своего мнения

8. Анализ и оценка итогов работы

3'

Определяет и нацеливает на самостоятельную работу. (тест)

Выберите все правильные утверждения:

  1. Моховидные - растения торфяных болот.
  2. Зеленые мхи и сфагнум – листостебельные растения.
  3. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.
  4. Быстрое развитие болота в местах произрастания сфагнума связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.
  5. У всех мхов есть ризоиды.
  6. У сфагнума листья состоят из одного слоя клеток.
  7. Ризоиды кукушкина льна постоянно присутствуют.
  8. Сфагнум обитает на болотах, способствует образованию торфа.
  9. Кукушкин лен обитает на влажных участках леса.
  10. Мох сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

Критерии оценки: (на доске)

За 10 правильных ответов – «5»

За 9-8 правильных ответов – «4»

За 7-6 правильных ответов – «3»

Тестовая самостоятельная работа.

Взаимопроверка, оценивают работы партнера по предложенной учителем шкале

Работа в парах.

Взаимопроверка по критериям.

Личностные:

Проявляют интерес к изучаемому предмету, самооценка усвоения знаний

Коммуникативные:

умение оценивать работу по образцу, взаимодействовать с партнером

Регулятивные:

Взаимооценка,

(оценивают свои знания и знания одноклассников)

По критериям

9. Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание.

1. Заполнить таблицу, используя текст учебника §39.

2. творческое: Как мхи использует человек? (мини-сообщение)

3. творческое:

Почему мхи называют растениями – первопроходцами, пионерами природы земной суши?

Записывают домашнее задание

индивидуальная

Личностные:

Проявляет интерес к изучаемому предмету

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей, поиск информации

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Инструктивная карточка    МОРФОЛОГИ

Задание:

Изучить особенности внешнего строения мхов (на примере кукушкиного льна и сфагнума) в связи со средой их обитания, используя учебник (§ 39, с. 144), гербарий и дополнительный материал.

  1. Рассмотрите  внешнее строение мхов кукушкин лен и сфагнум.
  2. Определите, какие органы есть у мхов.
  3. Сравните кукушкин лен и сфагнум.

Данные запишите в таблицу

Черты сравнения

Кукушкин лен

сфагнум

Окраска растения

Стебли

Листья

Наличие ризоидов

Коробочка

  1. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения мхов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Инструктивная карточка    АНАТОМЫ

Задание: изучите особенности внутреннего строения мхов н примере сфагнума, используя мох сфагнум, микроскоп, набор для микроскопирования, текст учебника (§ 39, с. 144), дополнительную литературу.

  1. Изучить особенности клеточного строения листа сфагнума по тексту учебника (§ 39, с. 144, 146)  дополнительную литературу.
  2. Приготовить микропрепарат листа сфагнума и рассмотреть его под микроскопом.
  3. Найдите зеленые хлорофиллоносные клетки и крупные бесцветные водоносные клетки.
  4. Выявите значение этих разных клеток в жизни растения.
  5. Сделайте вывод об особенностях клеточного строения листа сфагнума.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Инструктивная карточка    ЭКОЛОГИ

Задание:

определите среду обитания мхов и их роль в природе, используя текст учебника (§ 39, стр. 144-145), дополнительный материал, энциклопедию, Красную книгу.

  1. Выясните, где произрастают мхи.
  2. Назовите виды мхов, произрастающих в Ленинградской области.

3. Какую роль играют мхи в природе?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Инструктивная карточка    ИСТОРИКИ

Задание:

Используя дополнительный материал, выясните, как мхи помогают изучать историю нашей планеты.

  1. Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.
  2. Почему ученые считают болота летописной книгой?
  3. Сделайте вывод об исторической значимости торфяных болот.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

Инструктивная карточка    ПРОМЫШЛЕННИКИ

Задание:

Изучить значение мхов в жизни человека, используя учебник (§ 39, с. 145-146), дополнительный материал, коллекцию «Торф».

1. Что такое торф и как он образуется?

2.Рассмотреть коллекцию «Торфа» и ответить на вопрос: в каких отраслях народного хозяйства используется торф?

  1. Заполнить схему «Применение торфа»

  1. Сделать вывод о значении мхов в жизни человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

Задание.          

Выберите все правильные утверждения:

  1. Моховидные - растения торфяных болот.

2.Зеленые мхи и сфагнум – листостебельные растения.

3.Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.

4.Быстрое развитие болота в местах произрастания сфагнума связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.

  1. У всех мхов есть ризоиды.
  2. У сфагнума листья состоят из одного слоя клеток.
  3. Ризоиды кукушкина льна постоянно присутствуют.
  4. Сфагнум обитает на болотах, способствует образованию торфа.
  5. Кукушкин лен обитает на влажных участках леса.
  6. Мох сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Инструктивная карточка.

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности мхов.

Основные понятия:

Кукушкин лен – многолетнее, двудомное растение, распространен по всей Земле, обитает в заболачивающихся лесах и по окраинам болот.

Сфагнум - многолетнее растение, распространен на севере лесной зоны.

Торф – осадочная порода, состоящая из не полностью разложившихся остатков сфагнума и других растений.

Болото – биоценоз, который насчитывает несколько сотен видов растений и животных.

Сравнительная характеристика мхов.

Названия растений

окраска

Способ прикрепления к почве

Особенности клеточного строения листьев

Функции клеток

Место обитания и значение

Кукушкин лен

Сфагнум

Виды мхов, обитающих в Ленинградской области:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их   функциями и местоположением  в организме ....

Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....

Методическая разработка урока по теме "Строение атома"

Урок разработан с учетом  ключевых компетенций, формируемых на определенным этапе....

Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"

Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"...