Открытый урок"Строение и функции органа слуха" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

МАКСИМОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

Данный урок способствует развитию смыслового чтения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_po_teme.docx383.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Строение и функции органа слуха" (новые ФГОС).              8-й класс

Цель урока: формирование стратегии смыслового чтения при изучении строения и функций органа слуха; роли и значении уха в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха;

- показать преобразование воздушных звуковых волн сначала в механические колебания, а затем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий;

-дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.

Метапредметные: 

-умение работать с источниками биологической информации;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению,

- формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы:

 Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Строение и функции органа слуха. Роль органа слуха в жизни человека.Профилактика ушных заболеваний.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор

Оборудование:

Учебник,тетрадь,презентация

Структура урока

1.Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Начать урок  хочу с небольшого стихотворения:

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.        

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Какому органу чувств повещено это стихотворение?               Органу слуха! 

А какова его функция?                                    Улавливать и проводить звуки.

2.  Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и   т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера),  но главное- общение с окружающими людьми. Не зря  Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения” Слайд 3

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью  строения нашего уха. Тема сегодняшнего урока «Строение и функции органа слуха» (записываем в тетрадь).и рисуем таблицу

Отдел уха

Среда

Структура

Функция

Наружное

ухо

Воздушная

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Среднее

ухо

Воздушная

Слуховые

косточки:

молоточек,

наковальня,

стремечко

Слуховая труба

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

Уравнивает давление

воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Внутреннее ухо

Жидкая

Перепонки

овального

и круглого окон

Улитка

со слуховыми рецепторами

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг

3. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Заполняют таблицу (проверяется после каждого отдела)

Из чего ухо состоит?        Слайд 5

Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний,

Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка. Слайд 6,8

Начальным органом является ушная раковина.

 Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и  почему?  ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой).

Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина?  В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами -  акупунктурные точки.Слайд 3 др през 

Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на  работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.

Слайд 9,10

Средний отдел:, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.

Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха( вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.

Слайд 12-14

Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия ( изучаются на следующем уроке).

Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. Слайд 17

Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.

Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования? Слайд 19-23

4.Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации  слайд 24

проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха».На слайде 24 представлена игра -лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество правильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).

5.Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

C:\Users\User\Desktop\img23.jpg

C:\Users\User\Desktop\urok-po-tiemie-aliuminii-1_9.jpeg

6. Домашнее задание параграф 54

Отдел уха

Среда

Структура

Функция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.

Цели урока:  Сформулировать  новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...

Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».

Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Тема урока: «Строение и функции цветка» 6 класс

Методическая разработка урока по биологии (6 класс)...

План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс....

Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс

Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....