Открытый урок"Строение и функции органа слуха" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Данный урок способствует развитию смыслового чтения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_po_teme.docx | 383.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Строение и функции органа слуха" (новые ФГОС). 8-й класс
Цель урока: формирование стратегии смыслового чтения при изучении строения и функций органа слуха; роли и значении уха в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха;
- показать преобразование воздушных звуковых волн сначала в механические колебания, а затем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий;
-дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.
Метапредметные:
-умение работать с источниками биологической информации;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению,
- формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы:
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала
Строение и функции органа слуха. Роль органа слуха в жизни человека.Профилактика ушных заболеваний.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Проектор
Оборудование:
Учебник,тетрадь,презентация
Структура урока
1.Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Начать урок хочу с небольшого стихотворения:
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!
Какому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха!
А какова его функция? Улавливать и проводить звуки.
2. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное- общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения” Слайд 3
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха. Тема сегодняшнего урока «Строение и функции органа слуха» (записываем в тетрадь).и рисуем таблицу
Отдел уха | Среда | Структура | Функция |
Наружное ухо | Воздушная | Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка | Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки |
Среднее ухо | Воздушная | Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко Слуховая труба | С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха |
Внутреннее ухо | Жидкая | Перепонки овального и круглого окон Улитка со слуховыми рецепторами | Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг |
3. “Открытие нового знания”.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
Заполняют таблицу (проверяется после каждого отдела)
Из чего ухо состоит? Слайд 5
Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний,
Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка. Слайд 6,8
Начальным органом является ушная раковина.
Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой).
Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки.Слайд 3 др през
Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.
Слайд 9,10
Средний отдел:, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.
Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха( вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.
Слайд 12-14
Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия ( изучаются на следующем уроке).
Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. Слайд 17
Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.
Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования? Слайд 19-23
4.Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации слайд 24
проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха».На слайде 24 представлена игра -лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.
Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».
Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество правильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).
5.Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
6. Домашнее задание параграф 54
Отдел уха | Среда | Структура | Функция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Тема урока: «Строение и функции цветка» 6 класс
Методическая разработка урока по биологии (6 класс)...
План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.
План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс....
Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс
Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....