Урок по теме "Многообразие живых организмов ( обобщение и повторение)" ( 5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО ( применение системно-деятельностного подхода в обучении биологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.88 КБ |
![]() | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 5 класс.
( обобщение и повторение)
Педагогическая цель | Обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов» |
Тип, вид урока | Обобщение и систематизация знаний; комбинированных |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научиться: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные ( беседа, диалог); наглядные ( работа с рисунками, схемами); практические ( составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение) |
Организационная структура урока
Этап урока,цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Фронтальная беседа | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Осуществляют самопроверку, самоконтроль | Наблюдение, устные ответы |
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Ребята мы с Вами изучили очень большую и интересную тему «Многообразие живых организмов». Настало время определить уровень того, как Вы усвоили пройденный материал. | Отвечают на вопросы учителя | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания. Устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя и устные ответы | |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действий с информацией | Физкультминутка Обобщающая беседа, игра Решение проблемных биологических задач | Мы с Вами познакомились с представителями разных царств. Какие это царства? ( бактерии, грибы, растения и животными) Слайд № 1 Какими еще организмы мы рассмотрели в курсе биологии этого года? (вирусы и лишайники). Отгадайте загадки. О представителях каких Царств идет речь в следующих строках?Слайд № 2 Назовите представителей царства Растений нашей местности. ( одуванчик, подорожник, крапива и т.д.) Назовите предствителей царства Животных нашей местности (бурый медведь, заяц-беляк, лисица рыжая и т.д) Давайте проверим сможете ли вы узнать представителей царств и разместить их по «своим» группам. Слайд № 3
Уберите лишнее. Слайд № 4 – 5 Мы с вами узнали, что есть животные одноклеточные или Простейшие и многоклеточные. Все многоклеточные делятся на две группы. Назовите их. (беспозвоночные и позвоночные) Слайд № 6 – 7. Задания к группам . Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Приложение № 1 Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Проведение игры «А правда ли?». Необходимо ответить, правдой ли является данное высказывание, и дать пояснение. Если предложение неверно, найти правильный ответ. Приложение № 2 Прослушайте стихотворение. Моя планета – человеческий дом. Ну как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава – океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! Какая проблема затронута в этом стихотворении? Человек внес много изменений в природу. Некоторые последствия уже дают о себе знать и отражают действия человека на природу в течение длительного времени. Экологическая игра «Устами младенца» Приложение № 3 Приложение № 4 | Отвечают на вопросы учителя Работа с таблицей | Выделение информации. Определение последовательности действий. Строят высказывания. Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Фронтальный опрос, работа в группах |
| Фронтальная работа | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли в процессе работы? | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Беседа Домашнее задание | Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Критерии оценки: количество набранных баллов группой в целом и отдельными учащимися. Дает комментарий к домашнему заданию: учебник стр.156-157; 1)повторить основные понятия ( общее для всех); 2) подготовить кроссворд по теме «Многообразие живых организмов»; 3) подготовить презентацию о интересных фактах из жизни представителей различных царств живой природы. | Слушают учителя | Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию | Устные ответы |
Приложение № 1.
Распределите следующих животных по группам (позвоночные или беспозвоночные): норка, голубь, улитка, пчела, синица, осьминог, акула, медведь, дождевой червь. Объясните по каким признакам животных делят на две группы?
Ответы:
Позвоночные: норка, голубь, синица, акула, медведь.
Беспозвоночные: улитка, пчела, осьминог, дождевой червь.
Позвоночные имеют осевой скелет – позвоночник.
Приложение № 2.
- Правда ли, что некоторые рыбы любят жить на суше? ( Да, это тропические рыбки – илистые прыгуны. Обитают в теплых водах мангровых лесов, в зоне прибоя, на воздушных корнях этих растений они и поселяются . Во время отливарыбки могут дышать и атмосферным воздухом. На коже и по бокам у них имеются бугорки, наполненные кровью, здесь и совершается газообмен. А чтобы кожа не пересыхала, под бугорками располагаются клетки, заполненные водой.
- Правда ли, что укус тарантула смертелен для человека? ( Нет, но он очень опасен.)
- А правда ли, что при порезе необходимо смазать края раны йодом? ( Да, для того чтобы обработать рану)
- А правда ли, что земля в тундре скована вечной мерзлотой? ( Да, потому что там мало тепла)
- А правда ли, что анатомия – это наука, которая изучает строение клеток? ( Нет, анатомия – наука о строении организмов, а клетку изучает цитология.)
- А правда ли, что с открытием электронного микроскопа люди смогли увидеть процессы, происходящие в клетке? (Да, так как электронный микроскоп обеспечивает многократное увеличение по сравнению со световым)
- А правда ли, что бактерии переживают неблагоприятные условия в виде спор? (Да, при наступлении неблагоприятных условий, бактерии образуют споры, которые могут существовать при разных температурах.)
- А правда ли, что грибы, как и растения, не способны к активному передвижению? (Да.)
Приложение № 3 ( Распространенные отходы, возможность их вторичного использования. Попытка понять, что имели в виду дети.)
Детские высказывания:
- Его производит обыкновенная корова.
- В небольших количествах он очень полезен
- Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
- При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
- Его необходимо компостировать. ( Навоз )
- У меня очень много игрушек сделано из нее.
- Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
- Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
- Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. ( Пластмасса )
- Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут. ( Бумага )
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть,оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. ( Стекло )
- Этого почти не видно.
- Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
- От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
- Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
- В городе, где этого очень много, не растут лишайники. ( Газовые отходы)
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. ( Металлолом.)
- Всегда черного цвета.
- Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
- Это очень вредно.
- У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
- Этого много при горении. ( Сажа )
- Это то, без чего уже не можем прожить.
- Этим мы пользуемся каждый день.
- Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
- С помощью этого все становится чище. ( СМС )
- Это легче воды.
- Это может плавать на воде и не тонет.
- В речке этого много, когда в ней моют машины.
- Это мешает дышать рыбам.
- Это надо удалять с поверхности воды. ( Машинное масло )
Приложение № 4
- Придумайте рекламу отряду Акулы. Оформите рекламный постер. ( метод образного видения)
(Акула лучшая из всех, хотя кусается.
Она красавица из тех, кто здесь не славится.
Самая серая, самая злючая,
Бывает и белая, бывает колючая )
(Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это ...)
- Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.
(Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка);
( Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это ...) ( метод фактов)
- Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? ( метод эвристических вопросов )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТГАДАЙ-КА Маленькая, лёгонькая, А за хвост не поднимешь. Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран, Дома его не любят И на базаре не купят . У кого есть шапка без головы , а нога без сапога? Не шмель, не пчела, а жалит.
К каким царствам относятся следующие организмы ? Синий кит Черёмуха Осьминог Берёза Подосиновик Ромашка Сом Лисичка Василёк Животные Растения Животные Растения Грибы Растения Животные Грибы Растения
Выбери лишнее 1 2 3 4
Выбери лишнее 1 2 3 4
Царство животных. Безпозвоночные . кишечнополостные черви моллюски иглокожие Членистоногие
Царство животных. Позвоночные . рыбы земноводные пресмыкающиеся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-93194-1669145522.jpg)
разработка урока " Типы взаимодействия живых организмов"
Данный докумет содержит подробный план урока биологии по теме - Типы взаимодействий живых организмов ( презентация прилагается)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/26/picture-16335.jpg)
Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.
Урок 1.Тема: Живой организм и его свойства.Урок по ОС "Школа 2100", технологическая карта урока. ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-387141-1390239292.png)
Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс
Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578987-1422892495.jpg)
Тема урока "Многообразие форм живых организмов, их роль в природе" биология – 9 класс
Тестовая работа №2. "Уровни организации жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Урок-экскурсия "Многообразие живых организмов", 6 класс
Представленный материал содержит описание урока-экскурсии "Многообразие живых организмов" для учащихся 6 класса....