Урок по теме "Многообразие живых организмов ( обобщение и повторение)" ( 5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Хасанова Ольга Викторовна

Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО ( применение системно-деятельностного подхода в обучении биологии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 5 класс.

( обобщение и повторение)

Педагогическая цель

Обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов»

Тип, вид урока

Обобщение и систематизация знаний; комбинированных

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные научиться: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные ( беседа, диалог); наглядные ( работа с рисунками, схемами); практические ( составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение)

Организационная структура урока

Этап урока,цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный

Фронтальная беседа

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Осуществляют самопроверку, самоконтроль

Наблюдение, устные ответы

  1. Формулирование темы и целей урока

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Ребята мы с Вами изучили очень большую и интересную тему «Многообразие живых организмов».

Настало время определить уровень того, как Вы усвоили пройденный материал.
Сегодня мы с вами повторим изученное в течение года.

Отвечают на вопросы учителя

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Физкультминутка

Обобщающая беседа, игра

Решение проблемных биологических задач

Мы с Вами познакомились с представителями разных царств.

Какие это царства?

 ( бактерии, грибы, растения и животными) Слайд № 1

 Какими еще организмы мы рассмотрели в курсе биологии этого года? (вирусы и лишайники).

Отгадайте загадки.

О представителях каких Царств идет речь в следующих строках?Слайд № 2

Назовите представителей царства Растений нашей местности.

( одуванчик, подорожник, крапива и т.д.)

Назовите предствителей царства Животных нашей местности (бурый медведь, заяц-беляк, лисица рыжая и т.д)

Давайте проверим сможете ли вы узнать представителей царств и разместить их по «своим» группам. Слайд № 3

 

Уберите лишнее. Слайд № 4 – 5

Мы с вами узнали, что есть животные одноклеточные или Простейшие и многоклеточные. Все многоклеточные делятся на две группы. Назовите их.

(беспозвоночные и позвоночные)

Слайд № 6 – 7.

Задания к группам .

Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Приложение № 1

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Проведение  игры «А правда ли?».

Необходимо ответить, правдой ли является данное высказывание, и дать пояснение. Если предложение неверно, найти правильный ответ. Приложение № 2

Прослушайте стихотворение.

Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Какая проблема затронута в этом стихотворении?

Человек внес много изменений в природу. Некоторые последствия уже дают о себе знать и отражают действия человека на природу в течение длительного времени.

Экологическая игра «Устами младенца» Приложение № 3

Приложение № 4

Отвечают на вопросы учителя

Работа с таблицей

Выделение информации. Определение последовательности действий. Строят высказывания.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос, работа в группах

  1. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

  1. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Беседа

Домашнее задание

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки.

Критерии оценки: количество набранных баллов группой в целом и отдельными учащимися.

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник стр.156-157; 1)повторить основные понятия ( общее для всех);

2) подготовить кроссворд по теме «Многообразие живых организмов»;

3) подготовить презентацию о интересных фактах из жизни представителей различных царств живой природы.

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Приложение № 1.

Распределите следующих животных по группам (позвоночные или беспозвоночные): норка, голубь, улитка, пчела, синица, осьминог, акула, медведь, дождевой червь.               Объясните по каким признакам животных делят на две  группы?

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da64049d3a1c65a895e550e18ae2609a-26-144&n=24     http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b635dc7de9875fe7f5d96ef339fae27f-105-144&n=24      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0a43cd26e22c3b16659f33e5901c4c23-74-144&n=24      http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e079b22f9eba8b4edd89c845e47a9745-94-144&n=24 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=77f9f82d83bf95f9b62f20c739e275ff-131-144&n=24        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5769ae54911572f934a411cb8573af04-49-144&n=24     http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b7e175ef5f265c4a4d88658f9733ea86-119-144&n=24       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=335444b4a4e9b0d7a44227c3e31ebf8f-51-144&n=24 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=db8df95b441c7a0e0a7cbf022119f649-11-144&n=24

Ответы:  

Позвоночные: норка, голубь, синица, акула, медведь.

Беспозвоночные: улитка, пчела, осьминог, дождевой червь.

Позвоночные имеют осевой скелет – позвоночник.

Приложение № 2.  

  1. Правда ли, что некоторые рыбы любят жить на суше? ( Да, это тропические рыбки – илистые прыгуны. Обитают в теплых водах мангровых лесов, в зоне прибоя, на воздушных корнях этих растений они и поселяются . Во время отливарыбки могут дышать и атмосферным воздухом. На коже и по бокам у них имеются бугорки, наполненные кровью, здесь и совершается газообмен. А чтобы кожа не пересыхала, под бугорками располагаются клетки, заполненные водой.
  2. Правда ли, что укус тарантула смертелен для человека? ( Нет, но он очень опасен.)
  3. А правда ли, что при порезе необходимо смазать края раны йодом? ( Да, для того чтобы обработать рану)
  4. А правда ли, что земля в тундре скована вечной мерзлотой? ( Да, потому что там мало тепла)
  5. А правда ли, что анатомия – это наука, которая изучает строение клеток? ( Нет, анатомия – наука о строении организмов, а клетку изучает цитология.)
  6. А правда ли, что с открытием электронного микроскопа люди смогли увидеть процессы, происходящие в клетке? (Да, так как электронный микроскоп обеспечивает многократное увеличение по сравнению со световым)
  7. А правда ли, что бактерии переживают неблагоприятные условия в виде спор? (Да, при наступлении неблагоприятных условий, бактерии образуют споры, которые могут существовать при разных температурах.)
  8. А правда ли, что грибы, как и растения, не способны к активному передвижению? (Да.)

Приложение № 3  ( Распространенные отходы, возможность их вторичного использования. Попытка понять, что имели в виду дети.)

Детские высказывания:

  1. Его производит обыкновенная корова.
  2. В небольших количествах он очень полезен
  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  4. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
  5. Его необходимо компостировать.  ( Навоз )

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. ( Пластмасса )

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. У нас ее получают из дерева.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут.  ( Бумага )

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть,оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. ( Стекло )

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники. ( Газовые отходы)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. ( Металлолом.)

  1. Всегда черного цвета.
  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
  3. Это очень вредно.
  4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
  5. Этого много при горении. ( Сажа )

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.
  2. Этим мы пользуемся каждый день.
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  5. С помощью этого все становится чище. ( СМС )

  1. Это легче воды.
  2. Это может плавать на воде и не тонет.
  3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
  4. Это мешает дышать рыбам.
  5. Это надо удалять с поверхности воды. ( Машинное масло )

 

Приложение № 4

  1. Придумайте рекламу отряду Акулы. Оформите  рекламный постер. ( метод образного видения) http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d0a766953469ba89d70faf04e646f1cd-116-144&n=21  http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4c70c08bd4671dd1f021448d98063948-84-144&n=21

(Акула лучшая из всех, хотя кусается.

Она красавица из тех, кто здесь не славится.

Самая серая, самая злючая,

Бывает и белая, бывает колючая )      

 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fff424eefc62db5d7741336aa60105c1-127-144&n=21

(Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это ...)

  1. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.

(Внимание! Разыскивается  опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть  капюшон, на нём – татуировка);    

( Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это ...)
 ( метод фактов)

  1. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? ( метод эвристических вопросов )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

царства Бактерии Грибы Растения Животные

Слайд 2

ОТГАДАЙ-КА Маленькая, лёгонькая, А за хвост не поднимешь. Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран, Дома его не любят И на базаре не купят . У кого есть шапка без головы , а нога без сапога? Не шмель, не пчела, а жалит.

Слайд 3

К каким царствам относятся следующие организмы ? Синий кит Черёмуха Осьминог Берёза Подосиновик Ромашка Сом Лисичка Василёк Животные Растения Животные Растения Грибы Растения Животные Грибы Растения

Слайд 4

Выбери лишнее 1 2 3 4

Слайд 5

Выбери лишнее 1 2 3 4

Слайд 6

Царство животных. Безпозвоночные . кишечнополостные черви моллюски иглокожие Членистоногие

Слайд 7

Царство животных. Позвоночные . рыбы земноводные пресмыкающиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока " Типы взаимодействия живых организмов"

Данный докумет содержит подробный план урока биологии по теме - Типы взаимодействий живых организмов ( презентация прилагается)...

УРОК-ИГРА « Мир живых организмов»

Урок-игра для учащихся 5-х классов...

Урок 1. Тема: Живой организм и его свойства.

Урок 1.Тема: Живой организм и его свойства.Урок по ОС "Школа 2100", технологическая карта урока. ФГОС...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...

Урок-экскурсия "Многообразие живых организмов", 6 класс

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии "Многообразие живых организмов" для учащихся 6 класса....