Формирование УУД
статья по биологии на тему

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplene_na_rmo.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках биологии.

В данной статье рассмотрены универсальные учебные действия — обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся на уроках биологии. Проанализированы характерные особенности УУДВыявлена связь условий формирования и факторов,  необходимых на уроках биологии.

     Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.    

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер УУД заключается в следующем:

•          носят  надпредметный,  метапредметный характер;

•          обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

•          лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;

•          обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.

     УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

 УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  • Личностные УУД-действия,  обеспечивающие ценностно – смысловую и нравственно - этическую ориентацию учащихся, личностное, профессиональное и жизненное самоопределение (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор).

Задания на развитие личностных УУД: выразите свою позицию, объясните поступок, примите решение, умейте выявлять главное утверждение.

  • Познавательные УУД-действия, обеспечивающие поиск и отбор информации, моделирование содержания, способы решения задач.

Задания на развитие познавательных  УУД: поиск информации, смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование, выведение следствий.

  • Регулятивные УУД-действия,  обеспечивающие организацию учебной деятельности (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Задания на развитие регулятивных УУД: спрогнозируйте  результаты опыта, выстройте стратегию поиска решения задач, определите план своих действий при выполнении работы.

  • Коммуникативные УУД - взаимодействие двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением партнера).

Задание на развитие коммуникативных УУД: оцените позицию других людей, найдите альтернативное решение в спорном вопросе, выступите в роли эксперта, примите участие в дискуссии.

Условия развития УУД:

 

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные знания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

 

  Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано  с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:

Формирование предметной компетентности.

Эколого-биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Не более 20% выпускников выбирают профессию, связанную с биологией,  но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого - биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Учащиеся добывающие знания самостоятельно, запоминают до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала, поэтому  задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы  школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Формирование информационной культуры.

Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику  возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников. 

Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления.

 Не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением. У педагога  всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия, развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.

Задача учителя:  используя методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения  задач творческого характера, научить использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.

Развитие творческих способностей.

Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

Важно чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать.

Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать  психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.

Создание психологически комфортной среды.

Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.

Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.

Развитие регулятивных умений

Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности.

Детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании дают технологии  проблемного и личностно - ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и  в деятельности внеурочной.

            Задача учителя: своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.

 

Здоровьесберегающий аспект.

Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально - творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках биологии, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.

Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.

Формы применения УУД на уроках биологии.

  • Работа с текстом учебника.

1) Выделение существенного, главного (например, значение вирусов).

2) Смысловая группировка (например, сгруппировать мышцы скелета по отделам)

3) Составление планов

4) Составление схем

5) Формулировка выводов (при выполнении лабораторных и практических работ).

6) Чтение - поиск (ответить на вопросы в конце параграфа).

7) Составление вопросов

8) Описание биологических объектов (инфузория).

  • Работа учащихся в группах:

1) Решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли, альтернативные источники энергии, составление договора «О правах природы»).

2) Выполнение лабораторных и практических работ.

3) Сравнение биологических объектов (естественный и искусственный биогеоценоз).

4) Описание видов по морфологическому критерию (растения, животные).

5) Веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»).

6) Составление проектов.

  • Работа с тестами  помогают осуществлять познавательную учебную деятельность

1) Биологический диктант.

2) Задания с одним или несколькими правильными ответами.

3) Задание на соответствие.

4) Задание на последовательность биологических явлений, структур.

5) Графический диктант.

  • Специальные рабочие тетради(6 класс «Живой организм ФГОС»).

Задания в тетради:

1) Вставить пропущенное слово.

2) Дать определение.

3) Работа с рисунками.

4) Задания на верность утверждений.

5)Задания на определение лишнего.

Таким образом, формирование метапредметных умений или УУД при изучении курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся  к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях и получить более высокие результаты по ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на РМО учителей биологии и химии.

Формирование УУД на уроках биологии.

 Подготовила

Учитель биологии

МОУ «Атемарская СОШ»

Баронова М.А.

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...