Урок биологии "Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Данная разработка содержит технологическую карту урока и конспект урока для обучающихся 7 класса по линии И.Н. Пономаревой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе

Тема. «Основные отряды млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные.»

Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках насекомоядных, рукокрылых, грызунах, зайцеобразных, хищных посредством игровых технологий.

Задачи: 1. сформировать знания о характерных признаках насекомоядных, рукокрылых, грызунах, зайцеобразных и хищных.

              2. развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

              3. осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : проектная работа «Изготовление наглядного пособия»

Формы организации познавательной деятельности : групповая

Оборудование. Таблицы « Насекомоядные, Рукокрылые, Пушные звери», учебник «Биология. Животные» В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, коллекция ЦОР, листы ватмана, фломастеры, ножницы, раздаточный материал, презентация учителя.

План-конспект урока

I. Организационный момент (2 минуты)

Учительпроверяет готовность класса.

II. Проверка знаний

тест по материалу прошлого урока (5-7 минут)

III. Актуализация знаний

( 5-7 минут)

Подавляющее большинство видов современных млекопитающих, растпространенных по всему земному шару, относится к высшим (плацентарным) зверям, которые объединяются в единую группу по ряду признаков. Давайте вспомним эти признаки.

1. хорошо развита КБП

2. всегда развивается плацентарным

3. температура тела у взрослых животных высокая и постоянная

Что еще можно добавить к этим признакам?

Найдите материал в учебнике на странице 262

4. Соски млечных желез хорошо развиты и число соответствует количеству детенышей

5. детеныши сами сосут молоко

Таким образом можно сказать, что плацентарные млекопитающие — процветающая и многочисленная группа, состоящая из 17-19 отрядов. Мы на уроках постепенно познакомимся с наиболее важными отрядами, поэтому тема нескольких уроков будет единая. Какая?

Отряды плацентарных млекопитающих.

Какова же цель этих уроков?

Познакомится с особенностями строения и образа жизни основных отрядов плацентарных млекопитающих.

Для достижения этой цели требутся решить ряд задач:

1. познакомится с многообразием млекопитающих на примере основных отрядов

2. расскрыть биологические особенности представителей

Урок у нас будет необычный. Сегодня вы будете самостоятельно готовить наглядное пособие по отрядам млекопитающих.

IV. Изучение нового материала

Класс делится на группы по изучаемым отрядам:

1 группа — отряд Насекомоядные

2 группа — отряд Рукокрылые

3 группа — Грызуны

4 группа — Зайцеобразные

5 группа — Хищные:семейство Волчьи и Кошачьи

6 группа — Хищные: семейство Медвежьи и Куньи

Каждая группа получает инструктивную карточку. Используя материал учебника, коллекции ЦОР и раздаточный материал ( на столе учителя надо найти соответствующий своему отряду матириал), создают наглядное пособие и записывают данные в сводную таблицу.

Таблица Отряды млекопитающих

Отряд млекопитающих

Особенности строения и образа жизни

Представители

Отряд Насекомоядные

  1. Головной мозг без борозд и извилин
  2. Поведение на основе безусловных рефлексов
  3. Органы чувств в основном развиты слабо, кроме обоняния
  4. Голова вытянута и заканчивается хоботком
  5. Ведут различный образ жизни
  6. Видоизменена передняя конечность в связи с роющим образом жизни (крот)

Выхухоль, крот, ёж, землеройка

Отряд Рукокрылые

  1. Головной мозг развит лучше, чем у насекомоядных
  2. Ориентация в пространстве с помощью эхолокации
  3. Ночной образ жизни
  4. Приспособлены к полету: видоизменена передняя конечность, наличие киля, кожистая складка соединяющая конечности

Рыжая вечерница, ушан, кожан

Отряд Грызуны

  1. Обитают в различных средах
  2. Различные способы передвижения
  3. Плодовиты
  4. Питаются твердой растительной пищей
  5. Резцы растут всю жизнь
  6. Длинный кишечник и сильно развитой слепой кишкой

Мышовка, капибара, крыса, полевка, сурок, суслик, бобр, белка

Отряд Зайцеобразные

  1. Резцов 3 пары
  2. Передние конечности короче задних
  3. Передвижение прыжками
  4. Стопы покрыты шерстью
  5. Плодовиты

Заяц, кролик, пищуха

Отряд Хищные:

семейство Волчьи

семейство Кошачьи

семейство Медвежьи

семейство Куньи

В головном мозге появляются борозды и извилины, поведение на основе условных рефлексов

Приспособлены к преследованию жертвы, способны к быстрому бегу, ключицы редуцированы, челюсти длинные и сильные, когти не втяжные, хорошо развито обоняние и слух

Способны к подкарауливанию жертвы, когти втяжные, кривые, острые, зубы острые, челюсти укорочены

Массивное телосложение, большая голова, удлиненная морда, мощные пятипалые стопоходящие конечности, всеядны

Длинное, узкое тело, питаются грызунами и птицами, прочный мез, хорошо развит головной мозг

Волк, писец, лисица, шакал, енотовидная собака

Тигр, гепард, барс, рысь, лев

Бурый медведь, гризли, белый медведь

Куница, соболь, горностай, ласка, хорёк, борсук

Работа выполняется в течении 10 минут. Далее представитель от каждой группы презентует свое пособие и знакомит с особенностями и представителями отряда. ( 10 минут)

V.  Первичное закрепление знаний

  1. Игра «Составь пары» (Слайд )

Хищные                                   рыжая вечерница

Зайцеобразные                        полевка

Насекомоядные                       рысь

Рукокрылые                             полевка

Грызуны                                   еж

  1. В словах перепутались буквы, составьте названия зверей и назовите их отряды? (Слайд)

Килрок – кролик –зайцеобразные

Нашу – ушан – рукокрылые

Аорнтад – ондатра – грызуны

Даеолпр – леопард – хищные

Трок – крот - насекомоядные

VI. Рефлексия

Выполняют взаимооценивание работы на уроке

VII. Домашнее задание

§ 55, задания в рабочих тетрадях, таблица



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема урока

Отряды плацентарных млекопитающих

Учебный предмет, класс

Биология, 7 класс

Тип и вид урока

Комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках насекомоядных, рукокрылых, грызунах, зайцеобразных, хищных посредством игровых технологий.

Познакомиться с особенностями строения и образа жизни основных отрядов плацентарных млекопитающих.

Образовательные результаты

Личностные

ощущать потребность и демонстрировать готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Метапредметные:

 познавательные: общеучебные - демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать проблему;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Предметные 

знать:

- понятия: плацентарные млекопитающие, отряд,  насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны, хищные, семейство, волчьи, кошачьи, куньи, медвежьи

уметь:

- называть характерные особенности плацентарных животных и особенности животных разных отрядов, узнавать представителей на рисунках

Образовательная среда урока

Учебник «Биология. Животные» В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, коллекция ЦОР, листы ватмана, фломастеры, ножницы, раздаточный материал, презентация учителя.

Таблицы « Насекомоядные, Рукокрылые, Пушные звери»

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые формы работы, проектная деятельность

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

  1. Организационный

Проверяет готовность учащихся к уроку

Показывают свою готовность, приветствуют учителя

  1. Проверка домашнего задания

Предлагает выполнить тестовую работу по материалу прошлых уроков. Организует взаимопроверку

 Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка и выставление оценок

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока.

 Проводит беседу. Подавляющее большинство видов современных млекопитающих, распространенных по всему земному шару, относится к высшим (плацентарным) зверям, которые объединяются в единую группу по ряду признаков. Давайте вспомним эти признаки.

1. хорошо развита КБП

2. всегда развивается плацентарным

3. температура тела у взрослых животных высокая и постоянная

Что еще можно добавить к этим признакам?

Найдите материал в учебнике на странице 262

4. Соски млечных желез хорошо развиты и их число соответствует количеству детенышей

5. детеныши сами сосут молоко

Таким образом плацентарные млекопитающие — процветающая и многочисленная группа, состоящая из 17-19 отрядов. Мы на уроках постепенно познакомимся с наиболее важными отрядами, поэтому тема нескольких уроков будет единая. Какая?

Отряды плацентарных млекопитающих.

Какова же цель этих уроков?

Познакомится с особенностями строения и образа жизни основных отрядов плацентарных млекопитающих.

Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:

1. познакомится с многообразием млекопитающих на примере основных отрядов

2. раскрыть биологические особенности представителей

Урок у нас будет необычный. Сегодня вы будете самостоятельно готовить наглядное пособие по отрядам млекопитающих.

Слушают учителя.

Называют признаки плацентарных животных.

Находят материал в учебнике и озвучивают его.

 

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Слушают учителя

  1. Изучение нового материала

Предлагает классу поделится на группы по изучаемым отрядам:

1 группа — отряд Насекомоядные

2 группа — отряд Рукокрылые

3 группа — Грызуны

4 группа — Зайцеобразные

5 группа — Хищные:семейство Волчьи и Кошачьи

6 группа — Хищные: семейство Медвежьи и Куньи

Каждая группа получает инструктивную карточку. Используя материал учебника, коллекции ЦОР и раздаточный материал ( на столе учителя надо найти соответствующий своему отряду матириал), создают наглядное пособие и записывают данные в сводную таблицу.

Таблица Отряды млекопитающих

Отряд млекопитающих

Особенности строения и образа жизни

Представители

Отряд Насекомоядные

Отряд Рукокрылые

Отряд Грызуны

Отряд Зайцеобразные

Отряд Хищные:

семество Волчьи

семейство Кошачьи

семейство Медвежьи

семество Куньи

Работа выполняется в течении 10 минут. Далее представитель от каждой группы презентует свое пособие и знакомит с особенностями и представителями отряда. ( 10 минут)

Просматривают текст параграфа, находят главные предложения, в которых отражены особенности конкретного отряда и представители. Находят в раздаточном материале на столе учителя характерные особенности и представителей отряда. Изготавливают наглядное пособие. Вписывают в таблицу особенности и представителей.

Презентуют свое наглядное пособие, знакомя других учащихся с особенностями и представителями отряда.

  1. Закрепление знаний

Предлагает поиграть:

Игра «Составь пары»,  В словах перепутались буквы, составьте названия зверей и назовите их отряды?

Выполняют задания

  1. Рефлексия

Что заинтересовало на уроке?

Что вызвало удивление?

Что показалось непонятным?

Организует взаимооценивание работы на уроке

Принимают участие в оценивании своей деятельности

  1. Домашнее задание

§ 55, таблица в тетрадях, задания в рабочей тетради

Запись домашнего задания

  1. Подведение итогов

А теперь можете задать вопросы, которые остались без ответов.

Задают вопросы по материалу урока и домашнему заданию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Млекопитающие"

Обобщающий урок по теме "Млекопитающие" для 7 класса по учебнику под редакцией И.Н.Пономаревой....

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Урок по теме "Млекопитающие"

Данная презентация предназначенна для проведения вводного занятия по теме "Многообразие плацентарных животных"...

Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"

Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Тема: «Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые"

28.04. Биология 7 класс.Тема: «Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые,Цели и задачи урока:- сформировать знания о многообразии млекопитающих, раскрыть биологические осо...