Рабочая программа курса "Человек и его здоровье"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Донцова Елена Григорьевна

Разработка программы курса по выбору "Человек и его здоровье" для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon курс по выбору57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 85

                                                                                       

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета      

от «29» августа  2016 года протокол № 1 Председатель ___________  В.Н. Бондаренко

                                 

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По___курсу  по  выбору  «Человек и его здоровье» ____________________

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс):    основное  общее образование,  9 класс____

                                                 (начальное общее, основное общее образование, с указанием классов)

Количество часов:     17                        

Учитель:   _____Донцова Елена Григорьевна ___________________

Программа разработана в соответствии на основе  ФКГОС, «Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2». Авт. – сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006.________

(указать  ФГОС. ПООП,  УМК, авторскую  программу/программы, издательство, год издания)

Программа  курса по выбору  «Человек и его здоровье»

9 класс

  1. Пояснительная записка.

 Причина составления программы 2 вида: программа составлена на основе учебной литературы.

Цели курса:

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья;
  • подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и здравоохранения.

Задачи курса:

  • дать элементарные знания об инфекционных, иммунных заболеваниях;
  • развивать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи притравмах, аллергии, бронхиальной астме;
  • научить детей основам правильного питания;
  • развить умение использовать теоретические знания в жизни;
  • сформировать отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
  • формирование адекватного поведения, направленного на выздоровление в случае болезни, особенно хронической;
  • развитие творческого потенциала учащихся: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ, защита проектов.

Тематическое распределение количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Примерная программа

Рабочая программа

1.

Социальная медицина.

2.

Инфекционные заболевания.

3.

Заболевания, связанные с вредными привычками.

4.

Распространённые хронические заболевания.

5.

Экстремальные ситуации: травматизм, отравления. Оказание первой помощи.

6.

Гигиена питания.

7.

Ритмичные процессы жизнедеятельности.

8.

Гигиена быта.

9.

Обобщающий урок «Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средства для сохранения здоровья».

Итого:

17ч

  1. Содержание обучения

Социальная медицина (1 ч).

Социальная медицина.

Инфекционные заболевания (3 ч).

История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Иммунитет. Инфекционные заболевания дыхательной системы. Инфекционные заболевания пищеварительной системы. Глистные инвазии. Заболевания кожи.

Заболевания, связанные с вредными привычками(2 ч).

Заболевания, связанные с вредными привычками. Курение. Влияние алкоголя и наркотиков на организм. Физическая и психическая зависимость человека.

Распространённые хронические заболевания (2 ч).

Хронические заболевания. Классификация. Виды анемий. Хронические заболевания: лейкозы, гастриты, аллергии, мочевая инфекция.

Экстремальные ситуации: травматизм, отравления. Оказание первой помощи (3 ч).

Экстремальные ситуации. Виды травм. Причины травм. Оказание первой помощи при травмах. Экстремальные ситуации: отравление. Меры первой помощи при отравлении.

Практическая работа №1 «Использование лейкопластыря, спиртового раствора йода, перекиси водорода при обработке ран».

Практическая работа №2 «Оказание первой помощи при травмах в быту».

Гигиена питания (2 ч).

Гигиена питания. Состав пищи. Культура питания.

Практическая работа №3 «Составление рациона питания».

Ритмические процессы жизнедеятельности (1 ч).

Ритмические процессы жизнедеятельности.

Гигиена быта (2 ч).

Гигиена быта. Влияние освещённости и цвета помещения на организм человека. Экология жилища. Источники загрязнения.

Обобщающий урок «Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средство для сохранения здоровья» (1 ч).

Обобщающий урок «Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средство для сохранения здоровья».

  1. Основные требования к учащимся.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее распространённые заболевания, инфекции, их клиническую картину и профилактику;
  • хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
  • влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
  • значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
  • что такое рациональное питание;
  • влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • оказать первую помощь при травмах;
  • приготовить и использовать элементарное антисептическое средство;
  • составить рацион питания.

Рекомендуемая литература:

Литература для учителя:

  1. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2. Авт. – сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир,1997.
  3. Воложин А. И., Субботин Ю. К., Чикин С. Я. Путь к здоровью. – М.: Знание,1990.
  4. Дроздов Э. С., Зенченко Е. И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. – М.: Советская Россия, 1988.
  5. Мелик-Гусейнов В. Лекарственные растения. – Минеральные воды: Кавказская здравница, 1990.
  6. Панков Д. Д., Румянцев А. Г., Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом. – М.: Министерство образования РФ, 2002.
  7. Скрытые инфекции (советует доктор). – Санкт-Петербург: Издательская компания «Невский проспект», 2004.
  8. Шайдукова Л. К. Привычки. Пристрастия. Болезни. Популярные беседы. – М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.
  9. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье/под ред. А. Я. Щелкунова. – М.: Первое сентября, 2000.

Литература для учащихся:

  1. Осик В. И. Валеология. Краснодар: Советская Кубань, 1997.
  2. Человек. Энциклопедия. – М.: Росмен, 2007.
  3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. – М.: Аванта+, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....

Рабочая программа по применению технологий здоровья « (вариант I) «Путешествие по стране Здоровья»

Цель программы – формирование у младших школьников установок на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья....