Система работы по повышению качества подготовки к ГИА по биологии и географии
статья по биологии (9, 11 класс) на тему

Свищ Ольга Николаевна

 На сегодняшний день перед учителем стоит задача не только научить своему предмету, но и адаптировать его к данной среде обучения, тем более в нашей школе.   В первую очередь следует познакомить обучающихся с тем, как выглядит вариант экзаменационной работы и что он в себя включает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_povysheniyu_kachestva_podgotovki_k_gia.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по повышению качества подготовки к ГИА

по биологии  и географии

Подготовила: учитель биологии и географии Свищ О.Н.

МБОУ «Вечерняя школа №28»

Государственная итоговая аттестация по биологии и географии в 9 классе проходит в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ), в 11 классе – Единого государственного экзамена.

Следует отметить, что возрастной контингент обучающихся вечерней школы варьирует от 15 лет и в среднем до 45 лет, поэтому их сложно сравнивать между собой, так как взгляды, время и ценности их сильно отличаются.  Не зная главных особенностей наших обучающихся, нельзя предложить адекватную программу действий по их обучению, воспитанию и социализации. Многие приходят на обучение только в 9 или 11 классы, поэтому разрыв в знаниях огромен.  В связи с этим подготовка к итоговой государственной аттестации по биологии и географии — это сложная и трудоёмкая работа, требующая специального времени на протяжении учебного года.

 На сегодняшний день перед учителем стоит задача не только научить своему предмету, но и адаптировать его к данной среде обучения, тем более в нашей школе.   В первую очередь следует познакомить обучающихся с тем, как выглядит вариант экзаменационной работы и что он в себя включает.

Для этого Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно готовит три основных документа:

1) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ и ЕГЭ по предметам — в нём перечислены все темы, которые подлежат проверке во время испытания, а также те умения, которыми должны овладеть выпускники 9 класса в ходе изучения предмета;

2) спецификация контрольных измерительных материалов для проведения Основного государственного экзамена по биологии и географии — в этом документе описываются все условия организации ОГЭ и ЕГЭ по биологии, а также то, как будет выглядеть вариант экзаменационной работы, какие темы и типы заданий будут использованы в варианте экзаменационной работы;

3) демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году Основного государственного экзамена по биологии — пример того, как будет в реальности выглядеть любая экзаменационная работа.

Все эти материалы размещены на сайте института www.fipi.ru, где обучающиеся не только выпускных классов, могут познакомиться с открытым банком заданий по любому предмету, которые могут быть включены в задания экзаменационных работ [4].  

Содержание заданий имеют свою специфику, как по биологии, так и по географии, поэтому требуют разных подходов к выполнению, это задания с выбором одного правильного ответа, выбором 3 правильных ответов из 6, на определение соответствия, определения верного суждения, работа с рисунками, графиками, таблицами, диаграммами, географическими картами и объектами, работа по инструкции, восстановление текста при помощи избыточного числа терминов, восстановление последовательности и т.д.

С целью повышения уровня подготовки к экзамену, начиная с 8 класса, следует знакомить обучающихся со всеми видами заданий по тем или иным предметам.

На своих предметах после изучения темы я провожу контроль знаний, где обучающимся предлагается моделирующие варианты экзаменационных работ.

Трудности в выполнении вызывают задания с отрицанием, на установление соответствия объектов и процессов, их последовательность. Также следует больше уделять внимания заданиям, в которых предусмотрено использование рисунков, таблиц, диаграмм, схем для объяснения биологических и географических объектов, процессов, явлений и признаков. Работа с текстом тоже вызывает определенные трудности, т.к. обучающиеся не умеют четко отграничить нужный материал от общего. Особое внимание следует уделить заданиям с развернутыми, свободными ответами. Такие задания требуют от выпускника творческого анализа, объяснения того или иного явления, установления причинно-следственных связей, формулирование выводов и обобщений, четко излагать знания по существу вопроса.

Многолетний опыт работы по данному направлению показал, что классно-урочной системы для подготовки к экзамену не достаточно, чтобы достичь нужного эффекта. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Существует достаточно много различных источников (пособия, интернет ресурсы) как для проведения тренировки и проведения контроля знаний в классе, так и для самостоятельной подготовки к экзаменам (приложение 1).

На своих урок я использую электронные приложения «Я сдам ЕГЭ и ОГЭ. Методика подготовки» издательства «Просвещение», о которых узнала, посещая вебинар [1].  Также использую интерактивное приложение «Атлас+» на уроках географии, которые размещены на образовательной платформе Lecta [2]. Сайт https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-geography/ позволяет найти также необходимую методическую информацию по подготовке и ГИА и Всероссийским проверочным работам. На сайте https://www.google.com/maps/place/ размещена интерактивная карта мира -  спутниковая карта, которая позволяет в интерактивном режиме перемещаться по планете, приближая или отдаляя любую страну, город или посёлок и т.д. [3]. Интерактивное приложение к атласам «Lecta Атлас+» позволяет на уроках географии, не только более подробно изучить материал, но и проанализировать его, обобщить и закрепить [5].

Приложение 1.

Полезные сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Список сайтов для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/. Здесь публикуется много материалов о ЕГЭ и тестовых технологиях в образовании в целом, в том числе есть демо-версии ЕГЭ с 2004 г. (новые демо-версии сначала появляются именно здесь). Много информации и по ГИА
  2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/ Главный портал по ЕГЭ
  3. Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА: http://www.ctege.or+g/ 
  4. Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: http://www.ege.ru/

Обзор сервисов онлайн-тестирования ЕГЭ и ГИА

1. http://ege.yandex.ru/ Тесты от Яндекса. Содержатся все предметы по ЕГЭ и два предмета по ГИА. Встречаются устаревшие и не актуальные задания.

2. http://vk.com/app2792306_6017246 Приложение "В Контакте". Очень большое количество тестов и удобная навигация. Полезное времяпровождение в социальной сети :)

3. http://reshuege.ru/ Система "РешуЕГЭ"

          4http://www.edu.ru/moodle/ Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.

Список используемых источников:

 1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/ 

2. Образовательная платформа Lecta Интерактивные приложения «Атлас+»

3. Интерактивная спутниковая карта мира https://www.google.com/maps/place/

4. Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

5. Интерактивное приложение к атласам https://lecta.ru/atlasplus/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества индивидуальных достижений учащихся

Показана система работы по повышению качества индивилуальных достижений учеников....

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...

Система работы по повышению качества подготовки обучающихся к ГИА

Попытка составить план работы по повышению качества подготовки выпускников и улучшению показателей ГИА....

Доклад на педсовет на тему "О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации)

О системе мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации...

Статья на тему «Система работы по повышению качества знания у обучающихся на уроках математики»

Можно использовать данный материал на семинарах и подготовке к урокам математики...