Семинарское занятие по теме "Черви"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Маслова Елена Васильевна

Семинарское занятие по теме «Черви»

 

Цель урока: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания; совершенствовать умения сравнивать, обобщать, работать с тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminarskoe_zanyatie_po_teme_chervi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинарское занятие по теме «Черви»

Цель урока: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания; совершенствовать умения сравнивать, обобщать, работать с тестами.

Организационный момент: Класс перед урокам делится на 3 группы. Каждая группа делится на 3 ступени, 1 человек выполняет задания 2 ступени, 1 человек выполняет задания 3 ступени, а все остальные работают над заданиями  1 ступени. На доске — таблица, куда будут вписываться результаты. При подведении итогов суммируются результаты работы обучающихся на 3 ступенях.

        Мотивационная беседа: все мы знаем, как важно сдать на высокие баллы ЕГЭ. Много спорят за и против ЕГЭ, а  с этого года уже 9 класс сдает экзамен в чужой школе. Правила ужесточаются. Где легче сдать экзамен в своей школе или в чужой? Почему? Ну а если ты готов к экзамену, не все ли равно где сдавать экзамены? В результате будет объективная оценка. Сегодня вы располагаетесь в классе имея номер посадки. А1, А2, А3 — выполняют здания части А. В1, В2 В3 — задание части В. С1, С2. С3 — задания части С. А я постараюсь объективно оценить ваши знания. На экзамене присутствуют независимые эксперты. Они могут поставить вам дополнительный балл. А в конце мы подведем итог.

Номер группы

Вопросы для 1 ступени

Вопросы для 2 ступени

Вопросы для 3 ступени

ИТОГ

Раз-минка

4 б

Основное задание

Вопросы

2 балла

Ответы

2 балла

Биологические задачи

4 баллы

Цитата

таблица

5 б

Описание червей

10 баллов

Мини спектакль

20 баллов

№1

№2

№3

Разминка:

1. В типе кольчатых червей выделяют  3  класса: многощетинковые и малощетинковые, пиявки

  1. Морские нереиды, пескожил  относятся  к классу многощетинковые червей
  2. Тело аскариды покрыто кутикулой
  3. Гермофродиты — это организмы в теле которых присутствуют мужские и женские половые клетки
  4. Организм, в теле которых не происходит полового размножения - промежуточный хозяин  
  5. Организм в теле которого происходит половое размножение — Окончательный хозяин 
  6. Финна — стадия развития цепней
  7. Выделительную функцию у червей выполняет система канальцев
  8. Кровеносная система у кольчатых червей — замкнутая
  9. В бескислородной среде могут обитать: печеночный сосальщик цепень
  10. Анальное отверстие отсутствует у плоских червей
  11. Запасные карманы имеются в пищеварительной системе пиявок

Основное задание. При выполнении данного задания группы готовят развернутый ответ на полученный вопрос. Время выполнения задания 5 минут. Выступающего от каждой группы определяет учитель.

  1. Тип плоские черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.
  2. Тип круглые черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.
  3. Тип кольчатые черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.

Выслушиваются выступления. По ходу выступления, члены группы готовят по 2 вопроса другим группам. Остальные внимательно слушают, чтобы ответить на эти вопросы. (5 слов по выступлению)

Биологические задачи. В случае отсутствия ответа, вопрос может переходить другой группе.

Задачи для 1 группы:

  1. Некоторые виды морских планарий, юнгия имеют яркую окраску тела. Однако рыбы, поедающие червей, планарий не трогают. Почему?
  2. Перечислите 2-3 признака подтверждающие что кольчатые черви эволюционно более прогрессивны, чем плоские и круглые черви

Задачи для 2 группы:

  1. Ленточные черви — бычий и свиной цепень встречаются на всех материках, то есть космополиты. С чем связано такое распространение.
  2. В 19 веке Петербургский врач Вейс заметил, что у детей которыми в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, после этого в организме обнаруживали паразитических червей. Почему?

Задачи для 3 группы:

  1. Назовите приспособления червей к паразитизму

  1. Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Если пиявки впрыскивают в ранки при укусе вместе со слюной, то рана кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявок.

Поясните цитаты

  «Изобретение плуга имело огромное значение в истории, но еще

задолго до этого изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Крошечные животные творят чудеса. Именно за ними благополучие нашей планеты»  Ч. Дарвин

“Кто предупрежден – тот вооружен”. (латинская пословица)

«Ни экономическое процветание, ни полный достаток, ни проведение массовых оздоровительных мероприятий не дадут эффективных результатов, если в стране останется всеобщая неосведомленность.  И, если заражение глистами (гельминтоз), иногда избежать очень трудно, то победить "всеобщую неосведомленность" в наших силах»  К. И. Скрябин

Задания 2 ступени:

Каждый участник 2 ступени получает лист с заданием

признаки

Плоские черви

Симметрия тела

Форма тела




Органы чувств

Регенерация

Паразитизм

Крючки и присоски

Способы размножения

Дыхание

Кровеносная система

Система органов

Строение аскариды

  1. Покровы тела

2. Пищеварительная система

  1. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

  1. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Система органов

Строение дождевого червя

  1. Покровы тела

  1. Пищеварительная система

  1. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

  1. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Задание № 2 для 2 ступени:

Опишите, не называя червя его признаки, чтобы группа догадалась о каком черве идет речь (белая планария, острица, пескожил)

Задание для 3 ступени:

Участники: дождевой червь, пиявка, печеночный сосальщик.

Пиявка: Здравствуй родственник кольчатый. Все перемешиваешь почву, снижаешь ее кислотность, повышаешь плодородие. Вот я  полезна людям, и они мне должны памятник с надписью «От благодарного человека».

Дождевой червь: Ну насчет памятника, ты чересчур.

Пиявка: Ничего подобного! А кто спасал людей от давления тромбов.

Составьте разговор червей, разыгрывая мини — спектакль. (Оценивают выступление участников группы).

Подведение итогов семинарского занятия. Оценивание участников группы. Выставление оценок. Комментарии учителя. Выставление баллов экспетами

Задание на дом: повторить параграфы, подготовиться к тестовой работе.

Задания 2 ступени:

Каждый участник 2 ступени получает лист с заданием

признаки

Плоские черви

Симметрия тела

Форма тела




Органы чувств

Регенерация

Паразитизм

Крючки и присоски

Способы размножения

Дыхание

Кровеносная система

Система органов

Строение аскариды

  1. Покровы тела

2. Пищеварительная система

  1. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

  1. Половая система

  1. Дыхательная и кровеносная

Система органов

Строение дождевого червя

  1. Покровы тела

  1. Пищеварительная система

  1. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

  1. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Задание № 2 для 2 ступени:

Опишите, не называя червя его признаки, чтобы группа догадалась о каком черве идет речь (белая планария, острица, пескожил)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Семинарское занятие на тему "Какую воду мы пьём?"

На данном занятии учащиеся 11 класса, защищали, заранее подготовленные проекты на темы: Нижнекамская ГЭС и водохранилище.Сточные воды и их очистка.Станция очистки воды.Анализ питьевой воды....

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семинарское занятие для педагогов«Нравственно-половое воспитание школьников»...

Вузовская технология обучения:семинарские занятия

Обучение биологии в профильной школе немыслимо без частичного применения вузовской системы обучения - различных типов семинарских занятий....

Семинарское Занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров.

Семинарское занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров....

Тип членистоногие. Общая характеристика (семинарское занятие)

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме: «Тип членистоногие»...