Внеклассное мероприятие по биологии "История одного растения в жизни русского народа"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Суркова Лина Анатольевна

Форма проведения: интеллектуальная игра

Категория участников: 5-7 класс

Цели:

1.Образовательные: научить составлять описания растений, характеризовать роль растений в жизни русского народа;

2.Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки;

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии.

«История одного растения в жизни русского народа»

Форма проведения: интеллектуальная игра

Категория участников: 5-7 класс

Цели:

1.Образовательные: научить составлять описания растений, характеризовать роль растений в жизни русского народа;

2.Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки;

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Межпредметные связи: литература, МХК, биология.

Оборудование: табло для подсчёта баллов (контуры дерева), цветные жетоны командам, мультимедийная презентация.

Правила игры: За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде листочка, который прикрепляется на табло (к дереву). Главное не выкрикивать и не спешить. Оценивается не скорость, а правильный ответ.

Ход игры:

Организационный момент. Учащиеся заранее разбиваются на команды. Каждая команда имеет название, девиз.

Вводное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего мероприятия «История одного растения в жизни русского народа». Цель: научиться характеризовать растения родного края, называть роль растений в жизни русского народа. Мы сегодня поговорим о таких растениях как сосна, ель, берёза, дуб, клён, осина.

Отгадайте загадку.

Зелена, а не луг

Белена, а не снег

Кудрява, а не человек. (берёза)

На Руси издавна воспевались русские берёзы, поэты посвящали стихи, художники создавали незабываемые картины русской природы. У славян дерево берёза всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало.

1 конкурс.

Что означает слово «берёза». Что же это за дерево?

В слове берёза единая индоевропейская основа, связанная с понятием «белый», «белеет», «светлый», «ясный». Берёза на разных языках: берёза-русское, береза-украинское, бяроза –белорусское, брезо-болгарское. Доброе и ласковое имя берёза словно объединяет и сближает все эти народы.

2 конкурс.

Берёзу называют деревом «об четыре дела»

Первое – мир освещать

Второе – крик утешать

Третье – больных исцелять

Четвёртое – чистоту соблюдать. Объясните каждое дело.

Подсказка: лучина, береста, дёготь, берёзовые почки, банный веник.

3 конкурс.

Конкурс стихов и песен о берёзе. Стихи: С.Есенин «Белая берёза», С.Маршак «Берёза», А.Прокофьев «Люблю берёзу русскую». Песни: русская народная песня «Во поле берёза стояла», ВИА «Песняры» «Берёзовый сок», группа Любэ «От чего так в России берёзы шумят…», Корни «Плакала берёза…».

4 конкурс.

Какие вы знаете русские обычаи, связанные с берёзой?

Подсказка. Свадебные обряды, «берёзовый новый год», «плакучая» берёза, праздник «троица», родительский день. Объясните, какова роль берёзы в этих традициях.

1.На Руси берёзовая ветка – это знак согласия девушки выйти замуж , а вот ветка сосны – отказ. 2.Берёзовый новый год существовал на Руси до середины 14 века, когда начало года было перенесено на сентябрь.3.Берёза у могил на русских кладбищах олицетворение скорби и плача, отсюда название «плакучая» берёза. 4. Праздник «Троица». Берёзовыми вениками выгоняли нечистую силу всю ночь, на следующий день купались. 5.Осенний день повиновения умерших (родительский день).Парились в этот день в бане и при ударе называли умерших родителей. Считалось, что процедура придавала здоровье.

5 конкурс. Кроссворд.

9

1

Б

8

2

Е

3

Р

4

Ё

5

З

6

7

А

1.Из неё делают сосуды, кузовки, на ней писали наши предки (береста)

2.Маленький пузанчик

По городу ходил,

Всех ребят перебил.

3.В лесу под берёзой

На одной ножке

Выросла лепёшка.(подберёзовик)

4.Чёрная, масляная, пахучая жидкость. (дёготь)

5.Вещество, которое служит для удобрения почвы.

6.Сбор применяется в медицине как витаминное, жаропонижающее, мочегонное средство.

7.Гриб трутовик растёт только на берёзе.(чага)

8.Целительный вкусный напиток.(берёзовый сок)

9.Красненький петушок по жёрдочке бежит.

6 конкурс. Практический.

Оборудование: туесок, молоток, гриб трутовик, чага, берёзовые почки.

1.Издавна из бересты изготавливали разную утварь. Перед вами изделие, как оно называется?

2.Какое качество древесины используется в рукоятке молотка?

3.Перед вами древесные грибы-паразиты. Выберите чагу.

4.Этот лекарственный сбор применяется как мочегонное, противовоспалительное средство.

8. Конкурс. Викторина.

1.Расскажите, что вы знаете о ксилите и какую роль играет берёза.(из древесины изготавливают «берёзовый сахар».Ксилит безвреден, полезен при сахарном диабете).

2.Зачем на белом стволе у берёзы чёрные полоски? (Береста очень плотно прилегает к стволу. Чёрные полоски – отдушины для воздуха).

3.Что такое бетулин? (у молодой берёзки кора коричневая. С возрастом между тонкими слоями коры появляются пустоты, которые заполняются сыпучим белым веществом бетулином. Благодаря этому береста не пропускает ни жидкости, ни газы.)

Отгадайте загадку.

По округе славится зелёная красавица:

Сарафан как колокол,

По земле да волоком, шапочка-

С опушечкой, с острою макушечкой. (ель)

В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния, древние славяне отмечали зарождение нового солнца. В эти дни люди украшали ель разными плодами и просили у духа дерева защиты от жизненных невзгод.

        Впервые в Европе украшали ёлку в Германии. По преданию священник Мартин Лютер возвращался в канун рождества поздно ночью и обратил внимание на звёздное небо. Ему понравилось, как звёзды сияли на пушистых ветках ели. Он решил принести маленькую ёлочку домой и украсить её зажжёнными свечами. Когда появилась новогодняя ёлка в России?(указ Петра 1).

1 конкурс. Викторина.

1.Какой овощ раскрашивали при правлении Петра 1 и вешали на ёлку? (картофель)

2.Какой сладость украшали на Руси ёлку? (пряники)

3.Это украшение любит не только ёлка, но и девушки? (бусы)

4.Какой музыкальный инструмент изготавливали из ели? (скрипка)

5.Сколько лет живёт хвоя ели? (7-9 лет)

Конкурс 2. Зимние приметы.

1.Шишки на ели растут низко – к ранним …

2.Высоко – к …в конце зимы.

3.Раскрываются шишки ели – будет…погода (морозам, холодам, тёплая).

3 конкурс. Видеовопрос. Фрагмент видеофильма сказка «Снегурочка» (опера).

Снегурочка появилась на ёлках в России после того, когда была написана опера «Снегурочка». Кто автор этой пьесы? (А.Н.Островский).

Конкурс 5. Загадки.

Крошку-деревце берёза охраняла от мороза,

А как выросла та «кроха», няньке стало очень плохо…

Объясните о какой «крохе» идёт речь. Почему берёзе-няньке стало плохо?

(под кроной берёз часто поселяются молодые ёлочки. Когда ель подрастёт, она вытеснит берёзу, которой не будет хватать света).

Жду в лесу я вас в любой день и час.

К вам сама приду только раз в году:

На свою беду, а вам на радость!

О какой беде идёт речь? Можно ли её предотвратить?

Конкурс 6. Назовите области применения ели. (животные едят семена ели, еловый лес для строительства, бумага, искусственный шёлк, целлофан, спирт, глицерин, лекарства, музыкальные инструменты и т.д.).

Подведение итогов конкурса.

Ребята! Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. В начале урока перед нами стояла задача:  научиться характеризовать растения родного края, называть роль растений в жизни русского народа. Справились мы с этой задачей? О каких растениях вы сегодня узнали? Что интересного вам запомнилось на уроке?

 Подсчёт жетонов на ветвях «дерева». Выбор самой эрудированной команды.

Учитель предлагает учащимся подготовить сообщение на тему: «Моё любимое растение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины

Конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины"....

Материал к занятию "Кукла в жизни русского народа"

Одним из моих любимых занятий является собирание коллекции кукол.Кукол собираю в основном фарфоровых. Кукла – это не только игрушка, это часть культуры со своей историей.В своей работе я познакомлю ва...

"Музыка в жизни русского народа"

Фрагмент урока музыки (слушание). 1 клаас, 2 четверть....

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Методическая разработка внеурочного занятия «Образ тряпичной куклы в жизни русского народа» (мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери»).

    Аннотация Занятие в рамках внеурочной деятельности посвящено актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания. Замысел занятия заключается в приобретение знаний о б...