ОЦЕНИВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
статья по биологии на тему

Топчиева Людмила Михайловна

Деятельностный подход в образовании меняет и систему оценивания биологических знаний.

Оценивание может быть внутренним и внешним.

Оценивание включает в себя такие компоненты, как: информирование обучающихся о целях обучения и критериях оценки; вовлечение обучающихся на каждом уроке в самооценивание, самоанализ собственной деятельности, основанный на критериях; обеспечение обратной связи, помогающей обучающимся биологии определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления.

Оцениваются не обучающиеся, а их работа (деятельность). При оценивании акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные. Оценивание должно быть:  понятным всем участникам образовательного процесса;  гибким;  многоинструментальным;  психологически комфортным. Кто оценивает? Ученик – самооценка. Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание.

Большое место в изучении биологии отводится работе с текстом. Текст является инструментом оценивания метапредметных умений: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenivanie_predmetnyh.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНИВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Деятельностный подход в образовании меняет и систему оценивания биологических знаний.

Оценивание может быть внутренним и внешним.

Оценивание включает в себя такие компоненты, как: информирование обучающихся о целях обучения и критериях оценки; вовлечение обучающихся на каждом уроке в самооценивание, самоанализ собственной деятельности, основанный на критериях; обеспечение обратной связи, помогающей обучающимся биологии определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления.

Оцениваются не обучающиеся, а их работа (деятельность). При оценивании акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные. Оценивание должно быть:  понятным всем участникам образовательного процесса;  гибким;  многоинструментальным;  психологически комфортным. Кто оценивает? Ученик – самооценка. Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание.

Основные подходы к оцениванию включают:

  • Уровневый: оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение (повышенный, высокий).
  •  Комплексный: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов.

Объектом оценки предметных результатов является:

  • способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебного предмета «Биология», в том числе метапредметных действий.

Объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;  способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  •  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Большое место в изучении биологии отводится работе с текстом. Текст является инструментом оценивания метапредметных умений: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Оценивание деятельности при работе с текстом на уроке: «Многообразие представителей царства прокариоты» учебник «Биология.  Многообразие живых организмов 7 класс» авторы В. Б. Захаров, Н. И. Сонин М.: Дрофа, 2008.

Метапредметные результаты: уметь выделять в тексте главное; ставить вопросы к тексту; работать с различными источниками информации; участвовать в совместной деятельности; выявлять причинно-следственные связи, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще надо усвоить; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Предметные результаты: знать основные группы бактерий; уметь называть представителей и отмечать их роль.

Форма работы: индивидуальная.

Читая текст (учебник «Биология.  Многообразие живых организмов 7 класс» авторы В. Б. Захаров, Н. И. Сонин М.: Дрофа, 2008 с. 17 – 19), осмысливайте прочитанное. Выполните задания:

1) найдите представителей данного подцарства бактерий и их роль.

2) составьте 2 – 3 вопроса к тексту.

3) дополните рассказ из учебника информацией из дополнительных источников (научно-популярная или справочная литература, интернет).

Оценивание результата: ответ на первый вопрос – 3 балла; на первый и второй – 4 балла; даны все ответы – 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к результатам обучения и освоения содержания по курсу географии в условиях введения ФГОС ООО»

Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д.  В ней раскрываются требования к результ...

Оценивание предметных, метапредметных результатов освоения учебной программы по биологии в условиях введения ФГОС ООО

Деятельностный подход в образовании меняет и систему оценивания биологических знаний. В своей статье я делала упор на оценивание знаний с использованием такого приема, как работа с текстом....

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета"

Результаты освоения учебного предмета образовательной области "Технология"...

личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебных программ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта...

«Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике»

Орлова С.Л. Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике...