Опорный конспект по теме "Подтип Жгутиконосцы"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Бурова Светлана Сергеевна

Материалы для изучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt._podtip_zhgutikovye.docx628.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Саркожгутиконосцы

Подтип Жгутиконосцы

        Название этих простейших обусловлено тем, что они имеют от 1 до нескольких сотен жгутиков. Клеточная мембрана их, в отличие от саркодовых, более плотная. Кроме того, у них имеется особая оболочка – пелликула, поддерживая их постоянную форму тела.

        В подтипе выделяют два класса – Растительные жгутиконосцы и Животные жгутиконосцы.

Класс Растительные жгутиконосцы

        Название «растительные» класса связано с тем, что эти простейшие могут питаться двумя способами: как животные – гетеротрофно – поглощая готовые органические вещества, и в то же время автотрофно – с помощью фотосинтеза, как растения. Такой тип питания называется миксотрофный – смешанный тип питания.

        Рассмотрим растительных жгутиконосцев на примере эвглены зеленой.

https://otvet.imgsmail.ru/download/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_29795c27030825287e4915e6a613fb45.jpg

        Эвглена зеленая обитает в пресных водоемах. Ее плотная пелликула поддерживает постоянную веретеновидную форму тела. В цитоплазме находится одно ядро.

        На переднем конце тела эвглены располагается жгутик, который вращается против часовой стрелки и тянет клетку за собой. Также на переднем конце клетки имеется глазок – стигма, который воспринимает свет. Благодаря согласованной работе глазка и жгутика эвглена осуществляет положительный фототаксис.

        Питание. На свету эвглена питается фотосинтезом с помощью хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. Если же клетка находится в темноте или в мутной воде, то она переходит к гетеротрофному питанию. Клеточным ртом эвглена  может захватывать бактерии, одноклеточные водоросли или других мелких простейших. Жгутик, расположенный около рта, создает водоворот, затягивающий пищу в рот. Клеточный рот ведет в клеточную глотку, на дне которой образуется пищеварительная вакуоль. Затем пищеварительная вакуоль отсоединяется от глотки и начинает двигаться по цитоплазме, переваривая еду. Питательные вещества всасываются в цитоплазму, а непереваренные остатки выбрасываются в строго определенном участке – порошице.

        Дыхание осуществляется через всю поверхность тела.

        Выделение происходит с помощью сократительной вакуоли, как и у амебы.

Размножается эвглена только бесполым путем. Сначала делится ядро, а потом продольной перетяжкой делится вся цитоплазма.

В неблагоприятных условиях эвглена образует цисту.

Среди растительных жгутиконосцев встречаются и колониальные. Например, вольвокс – шаровидная колония жгутиковых простейших размером до 3 мм.

http://900igr.net/up/datai/173178/0021-023-.jpg

Клетки вольвокса имеют грушевидную форму и называются зооиды. Они расположены на поверхности шара в одни слой и связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Центральная часть шара заполнена студенистым веществом. Среди зооидов выделяют

1) вегетативные клетки – отвечают за рост и питание,

2) генеративные клетки - отвечают за размножение.

Весной вольвокс размножается бесполым путем. Генеративные зооиды погружаются внутрь колонии и делятся. Из каждой новой  клетки образуется маленький шарик – дочерняя колония. Такие колонии растут, разрывают материнскую оболочку и становятся самостоятельными.

Осенью же происходит половое размножение. В этом случае генеративные клетки образуют половые клетки – мужские и женские. Они сливаются в процессе оплодотворения, формируя зиготу. Из такой зиготы развивается новая колония.

Класс Животные жгутиконосцы

        Животные жгутиконосцы питаются только гетеротрофно. Среди них встречаются паразиты, хищники и сапротрофы. Больше всего среди животных жгутиконосцев паразитов.http://netglista.ru/wp-content/uploads/2015/11/img7.png

        Трипаносомы – небольшие жгутиконосцы с лентовидным сплющенным телом. Единственный жгутик срастается с телом, образуя волнообразную перепонку – ундулирующую мембрану. 

        Трипаносомы являются возбудителями тяжелого заболевания человека – африканской сонной болезни. На ранних стадиях развития болезни паразиты размножаются в крови человека и вызывают лихорадку. Затем трипаносомы проникают в лимфоузлы, а позднее – в спинномозговую жидкость. Это приводит к нервному расстройству, сонливости и в отсутствии лечения к смерти от истощения.

        Природным резервуаром трипаносом служат антилопы, которые не страдают от их присутствия. Переносчиком возбудителя является муха цеце.

Лейшмании – опасные паразиты человека, вызывающие лейшманиозы. На большей стадии их жизненного цикла они лишены жгутиков.

Один из видов лейшманий вызывает кожный лейшманиоз

(пендинскую язву). Это заболевание распространено в Средней Азии и Закавказье. Природным резервуаром являются грызуны. Переносятся лейшмании москитами. На месте укуса через некоторое время (от пары недель до нескольких месяцев) образуется язва. В клетках изъязвленной кожи обитают паразиты. Спустя 1 – 2 года язва заживает, оставляя рубец.

        Другой вид лейшманиоза  вызывает висцеральный лейшманиоз (калА-азАр). Переносчиками их тоже являются москиты, а природным резервуаром – бродячие собаки. При укусе москитами лейшмании  с кровью разносятся по организму человека и паразитируют в клетках внутренних органов (печени, селезенке). Пораженные органы увеличиваются, и в отсутствии лечения человек погибает от лихорадки и истощения. Заболевание в основном распространено в Средней Азии, Индии и Индокитае.

        Лямблии – паразиты кишечника и печени человека. Вызывают лямблиоз – тяжелое расстройство пищеварения. Лямблии симметричны, имеют 8 жгутиков, 2 ядра и по форме напоминают половинку груши. На уплощенной стороне тела у них находится присоска, с помощью которой они прикрепляются к стенке кишечника.

        Заражение происходит цистами при употреблении загрязненной пищи или воды.

http://mognovse.ru/mogno/669/668665/668665_html_237da82d.jpg

А – сонная болезнь (1 – трипаносома, 2 – муха цеце)

Б – пендинская язва (3 – лейшмании, 4 – москиты)

5 – лямблия, 6 – трихомонада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....