КТП по биологии 10 класс к УМК И.Н.Пономаревой .Углубленный уровень. 2017год.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Контрольно-тематическое планирование по биологии .10 класс. Углубленный уровень. (3 часа в неделю). К УМК под редакцией И.Н.Пономаревой 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_bu_10.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Номер

урока

Содержание

( разделы, тема)

Количество

часов

Даты

проведения

Материально-

Техническое обеспечение

Основные виды

учебной деятельности

план

факт

Биология как наука и ее прикладное значение

                 4

1

Биология и ее связи с другими науками.

1

таблица

Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации.

 

2

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии

1

Портреты ученых. Презентация.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира;

 называть науки, пограничные с биологией.

3

Осознание ценности изучения биологических видов

1

Презентация.

формулировать задачи общей биологии, характеризовать различные виды живых организмов; обосновывать значение биологического разнообразия для устойчивого развития природы и общества на Земле

4

Практическая биология и ее значение

1

Видеофильм.

Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение направленное на изменение генома

Общие биологические явления и методы их исследования

           10

5

Основные свойства жизни.

1

Презентация.

Определять универсальные признаки живых объектов, отличать их

от тел неживой природы;

 называть отличительные признаки живых объектов от неживых;

определять существенные признаки природных биологических систем, их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции; определять и сравнивать между собой существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;

уметь характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни; планировать и проводить эксперименты, объяснять результаты и их значение; определять виды растений и животных

6

Определение понятия «жизнь».

1

Таблицы.

7

Общие свойства живых систем — биосистем.

1

Презентация.

8

Лабораторная работа №1                   « Наблюдение за живой клеткой»

1

Микроскопы.

9

Структурные уровни организации

жизни

1

Таблицы.

10

Структурные уровни организации живой материи

1

Таблицы.

11

Методы биологических исследований

1

Презентация.

12

Значение методов исследования в биологии

1

Видео.

13

Определение видов растений и животных

1

Определитель.

14

Лабораторная работа №2 Методика работы с определителями растений и животных

1

Определитель.

Учение о биосфере

                    3

15

Функциональная структура биосферы.

1

Таблицы.

Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему; рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни;

16

Учение В. И. Вернадского о биосфере

1

Презентация.

называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли; раскрывать особенности учения В. И. Вернадскогоо биосфере; объяснять происхождение и роль живого веществ в существовании биосферы; объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии вбиосфере; характеризовать и сравнивать

гипотезы происхождения жизни на Земле; раскрывать сущность

эволюции биосферы и называть ее этапы; анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы; называть характеризовать среды жизни на Земле как условия обитания организмов; определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов; анализироватьоценивать

вклад В. И. Вернадского в развитие науки о Земле и в естественно-

научную картину мира; применять метапредметные умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения,пользоваться аппаратом ориентировки учебника; применять умения самостоятельно находить биологическую информацию в разных источниках

17

Функции живого вещества в биосфере

1

Презентация.

Происхождение живого вещества

8

18

Гипотезы о происхождении живого вещества на Земле

1

Видео.

Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению; различать воззрения ученых-материалистов — сторонников биогенеза и абиогенеза

19

Современные гипотезы о возникновении жизни.

1

Сообщения.

объяснять роль биологии формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной

20

Предыстория происхождения живого на Земле

1

Тесты

сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать

процессы конкретными примерами; сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия;

21

Физико-химическая эволюция планеты

Земля.

1

Видео.

сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать

процессы конкретными примерами; я

22

Этапы возникновения жизни на Земле.

1

Таблицы.

сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия

23

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

Презентация.

находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать  геохронологические данные,

24

Хронология развития жизни на Земле

1

Таблицы

вычленять представителей живого, характерных для разных эр

25

Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества»

1

Тесты

Биосфера как глобальная биосистема

4

26

Биосфера как глобальная биосистема

и экосистема.

1

Таблицы

сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различи

27

Круговорот веществ в биосфере

1

Презентация.

единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов

и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия

видов и экосистем для устойчивости биосферы

28

Примеры круговорота веществ в биосфере.        

1

Презентация.

29

Механизм устойчивости биосферы

1

Презентация.

единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов

и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия

видов и экосистем для устойчивости биосферы

Условия жизни в биосфере

                8

30

Условия жизни на Земле.

1

Таблицы

Выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в

условиях определенной среды жизни, и объяснять их значение; сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы

31

Экологические факторы и их значение

1

Схемы

32

Человек как житель биосферы

1

Презентация.

33

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

1

Таблицы

34

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

Презентация.

35

Значение биосферного уровня

1

Презентация.

выявлять причинно-следственные связи, сравнивать различные явления природы, находить их общие закономерности

36

Лабораторная работа 3

Условия жизни в биосфере

1

37

Обобщающий урок  по теме           « Условия жизни в биосфере»

1

Тесты.

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17

38

Биогеоценоз как биосистема и экостема.

1

Таблицы.

Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему;

раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме;называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе; раскрывать структуру и строение биогеоценоза; характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза; объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценоза; сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами; объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов; раскрывать процесс смены биогеоценозов, называть причины смены, характеризовать понятие «сукцессия»; сравнивать периодические изменения и смену биогеоценозов; определять и классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле; сравнивать биосистемы биогеоценоза и биосферы; составлять схемы

цепей питания в экосистемах; выявлять антропогенные изменения

в биогеоценозах; обосновать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природе

; применять метапредметные умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; проявлять коммуникативные компетентности

при совместной работе с соучениками в малой группе, в паре, в дискуссии

39

Концепция экосистемы.

1

Презентация.

40

Природное сообщество и концепция биогеоценоза.

1

Презентация.

41

Другие характеристики биогеоценоза

1

Схемы.

42

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).

1

Таблицы.

43

Экологические пирамиды чисел

1

Таблицы.

44

Строение биогеоценоза (экосистемы).

1

Презентация.

45

Экологические ниши в биогеоценозе

1

Презентация.

46

Совместная жизнь видов в биогеоценозах.

1

Презентация.

47

Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

1

Таблицы.

48

Лабораторная работа№4

Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе

1

49

Условия устойчивости биогеоценозов

1

Презентация.

50

Лабораторная работа№5

Свойства экосистем.

1

51

Зарождение и смена биогеоценозов.

1

Таблицы.

52

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1

Видео.

53

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

Видео.

54

Обобщающий урок по темам « Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема»

1

Тест.

Многообразие биогеоценозов и их значение

8

55

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

Характеризовать особенности свойств водных экосистем, сравни-

вать морские и пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона и бентоса в гидроэкосистеме; выделять существенные признаки

изучаемых биологических объектов и явлений, выявлять признаки

их сходства и различия, объяснять их причины; анализировать,

сравнивать и оценивать значение многообразия естественных биогеоценозов для биосферы и человечества; давать оценку роли чело-

века в существовании агробиоценоза, сравнивать агробиоценоз с

естественным биогеоценозом; объяснять роль биологии для практической деятельности людей и определять собственную позицию по решению экологических проблем; характеризовать сущность

экологических законов, оценивать противоречие, возникающее

между потребностями человека и ресурсами природы

56

Многообразие биогеоценозов суши

1

Презентация.

57

Искусственные биогеоценозы — агробиоценозы

1

Презентация.

58

Лабораторная работа№6

Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе.

1

59

Сохранение разнообразия биогеоценозов

1

Презентация.

60

Природопользование в истории человечества

1

Таблицы.

61

Экологические законы природопользования

1

Презентация.

62

Обобщающий урок по темам «Многообразие биогеоценозов и их значение»

1

Тест.

Вид и видообразование

13

63

Вид, его критерии и структура

1

Таблицы.

Определять понятие «вид»; характеризовать критерии вида и его

свойства как биосистемы; выявлять и сравнивать свойства разных

видов одного рода на примерах организмов своей местности; объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида; анализировать и оценивать причины политипичности вида; характеризовать популяцию как структурную единицу

вида; делать наблюдения в ходе выполнения лабораторной работы

с гербарием, живыми комнатными растениями и коллекциями жуков; фиксировать и обсуждать результаты наблюдений, делать выводы

определять понятие «популяция»; характеризовать популяцию как биосистему; называть особенности группового способа

жизни особей в популяции; объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»; анализировать и оценивать функционально-энергетическую роль популяции как компонента биогеоценоза на конкретных

примерах видов своей местности; раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»; анализировать и объяснять микроэволюцию как процесс изменения генофонда популяции; описывать виды по морфологическому критерию; выявлять ароморфозы и идиоадаптации

у растений и животных; сравнивать формы естественного отбора способы видообразования; объяснять процесс появления новы видов (видообразование); характеризовать вид и популяцию как

биосистемы; определять популяцию как генетическую систему и

как единицу эволюции; анализировать и оценивать роль популяции

в процессе эволюции; объяснять значение гетерогенности природных популяций вида; характеризовать сущность микроэволюции;

анализировать и оценивать роль эволюционных факторов в процессах микроэволюции; моделировать процессы микроэволюции

в зависимости от условий существования популяций вида; выявлять и анализировать причины образования нового вида; различать

и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов; приводить примеры вымерших видов и находящихся под угрозой вымирания; называть и объяснять причины

вымирания видов

64

Лабораторная работа№7

« Характеристики вида»

1

Презентация.

65

Популяция как форма существования вида.

1

Таблицы.

66

Популяция — структурная единица вида

1

Презентация.

67

Популяция как структурный компонент биогеоценоза.

1

Таблицы.

68

Популяция как основная единица

эволюции.

1

Таблицы.

69

Микроэволюция и факторы эволюции.

1

70

Движущий и направляющий фактор эволюции.

1

Презентация.

71

Формы естественного отбора.

1

Таблицы.

72

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

1

Презентация.

73

Лабораторная работа №8

Значение искусственного отбора

1

74

Видообразование — процесс увеличения видов на Земле

1

Презентация.

75

Обобщающий урок по теме «Вид и видообразование».

1

Происхождение и этапы эволюции

человека

7

76

Происхождение человека.

1

Таблицы.

Характеризовать особенности и этапы происхождения уникального

вида на Земле — Человек разумный; определять место человека

в системе живого мира; анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида; анализировать роль

микроэволюции как механизма антропогенеза; называть ранних

предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных; называть основные стадии процесса становления человека современного типа; называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек; характеризовать общую закономерность

эволюции человека; объяснять причины эволюции видов и человека, единство человеческих рас; раскрывать особенности и значение

популяционно-видового структурного уровня организации живой

материи; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по

обсуждению проблемы сохранения природных видов

77

История становления вида Homo sapiens.

1

Презентация.

78

Особенности эволюции человека.

1

Таблицы.

79

Человек как уникальный вид живой

природы.

1

Таблицы.

80

Расы и гипотезы их происхождения.

1

Презентация.

81

Палеолитические находки на территории России

1

Таблицы.

82

Обобщающий урок «Происхождение и этапы эволюции человека»

1

Тест.

Учение об эволюции и его значение

11

83

История развития эволюционных идей.

1

Таблицы.

Характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения; характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина; излагать историю развития эволюционных идей; устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления; называть основные закономерности и результаты эволюции; характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на Земле

характеризовать условия появления теории Ч. Дарвина, значение

эволюционной теории Ч. Дарвина в науке; анализировать и оценивать вклад различных областей биологии в создание современной теории эволюции, характеризовать содержание и значение современной теории эволюции; объяснять роль и вклад биологических

теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; объяснять роль знаний об основных направлениях эволюции

в формировании естественнонаучной картины мира; характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни; характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот; определять существенные признаки популяционно-

видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты,

процессы, организацию и значение данного структурного уровня

жизни, умение сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни

84

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.

1

Презентация.

85

Современное учение об эволюции.

1

Таблицы.

86

Доказательства эволюции живой природы.

1

Презентация.

87

Основные направления эволюции

1

Таблицы.

88

Лабораторная работа №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

1

89

Основные закономерности и результаты эволюции.

1

Таблицы.

90

Система живых организмов как результат

процесса эволюции на Земле.

1

Презентация.

91

Новая система органического мира.

1

Таблицы.

92

Особенности популяционно-видового уровня жизни

1

Презентация.

93

Обобщающий урок « Учение об эволюции и его значение»

1

Тест.

Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества

9

94

Значение изучения популяций и видов.

1

Таблицы.

Решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой, использовать приобретенные знания и умения по биологии

в практической деятельности и повседневной жизни; характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия «редкие

виды» и «исчезающие виды»; объяснять значение Красной книги

95

Генофонд и охрана видов.

1

Презентация.

96

Роль редких видов.

1

Видео.

97

Проблема утраты биологического разнообразия.

1

Видео.

98

Причины гибели видов

1

Таблицы.

99

Всемирная стратегия охраны природных видов

1

Видео.

100

Охрана редких и исчезающих видов

1

Таблицы.

101

Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества

1

Таблицы.

102

Обобщающий урок по теме Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества

1

Тест.

Итого Л.Р.9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10-11 класс .Углубленный уровень

Рабочая программа  по биологии  к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой для 10-11 классов. Углубленный уровень. 2017 год...

Рабочая программа по биологии для 10 класса (углубленный уровень)

Программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием. При изучении би...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 10-11 класс (углубленный уровень) ФГОС.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии, 10-11  класс составлено для углубленного изучения биологии, ФГОС, рассчитано на 3 часа в неделю....

Урок биологии в 10 классе (углубленный уровень) Тема «Прокариотическая клетка»

Тип урока по целеполаганию: рефлексия с элементами «открытия» нового знания. Особенности строения клеток прокариотических организмов, на примере бактерий, школьниками изучались ранее, на д...

Урок биологии в 10 классе (углубление) Мейоз.

В 10 классе (углубление) сложная тема «Мейоз» изучается 1 урок. Учебник (углублённый уровень) Теремов, Петросова. Используется технология «Перевёрнутый класс». Теория дома ребёнком изучается самостоят...

КТП по биологии в 11 классе (углубленный уровень)

КТП по биологии в 11 классе (углубленный уровень)...

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )...