Рабочая программа 5 класс пояснительная записка
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Минизанова Фарида Махмутовна

Рабочая программа 5 класс пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologiya_fgos_5_klass.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8- Центр образования»

 Советского района г. Казани

Согласовано

Согласовано

Утверждаю

Методическим объединением

_____________Юсупова А.Ю.

     Протокол № 1 от        -                                                                          

     «  » августа  2017г.        

Ответственный

за организацию  по

УВР    _______Крылова М.П.        

Директор __________Пичугина М.В.

Приказ №      от

«01» сентября 2017г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) БИОЛОГИЯ

для среднего общего образования

   5 класс

                                                                             

                                                                                                  Авторы – составители

                                                                                         учитель биологии высшей

 кв. категории

 Минизанова Фарида Махмутовна

                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                      МБОУ «Гимназия №8- Центр образования»

                                                                                          Советского района г. Казани

                                                                                           

                                                       г. Казань 2017г.

                               1.Пояснительная записка.

 1. Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа). Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова (концентрический курс) (М.: Дрофа, 2015).

Концентрический курс:

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).

       2.Место биологии в учебном плане.

Рабочая программа УМК: «Сфера жизни»  Сонин Н.И., Плешаков А.А. (Биология. 5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число часов за 5 лет обучения – 280. В 5 классе отводится на изучение биологии 35 часов (1 час в неделю), в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7, 8, 9 классах по 70 часов (2 часа в неделю)

Курсу биологии на начальном этапе образования предшествует курс «Окружающий мир», который по отношению к биологии является пропедевтическим. Опираясь на знания, полученные при изучении «Окружающего мира» возможно более полно и точно раскрывать сущность биологических явлений и процессов с точки зрения науки в основной школе.

Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов. Теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

3 . Цели обучения:

  • освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе про ведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование при обретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

 4.Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

5.Цели образования для учащихся 5 классов

1.Подготовка к восприятию  предмета биологии в старших классах.

2.Формирование вхождение в мир культуры на основе знакомства  с миром природы.

3.Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания  материала 5-го класса моральных норм  к культуре как к системе ценностей, накопленных в обществе в области  биологии.

4.Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5.Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.

6.Формирование познавательной культуры учащихся.

6.Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

  7.Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск                   информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

перечислять свойства живого организма;

различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать nриобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма

 .

            8..  Содержание учебного предмета

( 35 часа, 1  час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный  химический  состав,  обмен  веществ  и  энергии,   питание,  дыхание,   выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

 Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»  

Л.Р. № 4 «Определение состава семян пшеницы»

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь:
  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

основные признаки представителей Царств живой природы. Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

 

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле {6 ч).

  • Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов. и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

 Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5 « Измерение своего роста и массы тела»

 

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Резервное время - 2 ч.

                                        9.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

вВсего часов

Из них

практические и лабораторные работы

 

Живой организм: строение и изучение

98

Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Л.Р. № 4 «Определение состава семян пшеницы»

 

Многообразие живых организмов

114

 

Среда обитания живых организмов

46

Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания  

Человек на Земле

65

Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела»  

Резервное время

2

Растительный и животный мир Татарстана.

Биология как наука о живом организме

Всего

35

,

10.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Печатные пособия:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014
  2. . Примерна я программа   основного  общего образования по биологии 5-9 классы.

М: Просвещение, 2013г.

3.Тесты по биологии  5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен

  1. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
  2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2012.
  3. Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).

2. Цифровые и электронные образовательные реурсы:

Природоведение. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

З.Интернет-ресурсы:

Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

Открытый класс

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный портал «Российское образование»

Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

Педсовет.org

,

 4.Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

лягушка, голубь, уж, кролик, кошка

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Магнитные модели-аппликации

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

 

6.Демонстрационные печатные пособия:

Таблицы «  Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»

Комплект таблиц «  Строение и систематика

цветковых растений»

Таблицы «Зоология . Беспозвоночные»

 Таблицы «Зоология   Позвоночные»

7. Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка

11.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  1. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
  2. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

Метапредметные:

  1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
  2. Уметь работать с разными источниками биологической информации.
  3. Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.
  4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

  Предметные:

1.    В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.
  • Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.  
  • Научить классифицировать биологические объекты.
  • Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
  • Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.
  • Научить сравнивать биологические объекты и процессы уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
  • Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия  разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и  их функциями.
  • Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.

      2. В ценностно – ориентационной сфере:

  • Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
  1.  В сфере физической деятельности:
  • Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
  1.  В эстетической сфере:
  • Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

                                                   

                                           

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интерпретация полученных результатов тестирования

Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:

- варианты ответов, указанные в бланке для ответов, проверяют по «ключам» -

правильным вариантам ответов;

-каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл;

-каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться следующей таблицей пересчета:

Число

заданий

в тесте

Оценка

«2»

«2»

«3»

«4»

«5»

9

5 и менее

6

7,8

9

12

7 и менее

8

9,10

11,12

15-16

9 и менее

10

11, 12, 13

14,15,(16)

18

11 и менее

12,13

14, 15, 16

17, 18

24

15 и менее

16, 17, 18

19,20,21

22, 23, 24

30

19 и менее

20,21,22,23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

Учитель может скорректировать эту таблицу с учетом особенностей проверяемого класса.

        0ценка знаний учащихся      

 (устные и письменные ответы учащихся на вопросы)

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся,                               необходимо                  учитывать:

правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

самостоятельность ответа;

речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

        

Оценка практических умений учащихся  

1.Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

самостоятельность подбора оборудования и объектов;

последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке      выводов из опыта.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;

в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта;

подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов

.

Отметка «2»:не определена самостоятельно цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

         

                                                                                                                          0ценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

правильность проведения наблюдений по заданию;

умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюде

        ний и в выводах.

         Отметка»5»:

правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)                                названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и     выводов.

Отметка «3»:допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию   учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)   выделены лишь некоторые;

допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка»2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы с пояснительными записками

рабочие программы по истории., обществознанию и МХк 5,7,8,10,11 классы...

Рабочая программа истории для 5 класса (пояснительная записка, содержание). Вигасин, Годер.

По сборнику "Просвещение",  2014 г.   Программа расчитана на 70 ч. ( 2ч. в неделю)...

Рабочая программа с пояснительной запиской по физической культуре для 1 класса

Пояснительная записка и рабочая программа по физической культуре для 1 класса...

Рабочая программа и пояснительная записка по курсу "История" в 6 классе

В пояснительной записке представлены задачи и цели курса "История" в 6 классе...