урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Технологическая карта

конструирования урока биологии в 6 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rost_i_razvitie_zhivotnyh_6_klass.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

конструирования урока биологии в 6 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

                                                                  учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

Тема

Рост и развитие животных

Тип урока

комбинированный

Форма урока

 Комбинированный,   с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично - поисковый  3) интерактивный

Цель

 Деятельностная  – формировать все универсальные учебные действия в ходе изучения особенностей роста и развития животных.

Предметно – дидактическая – познакомить с характерными особенностями роста и развития животных.

Задачи

  1. Изучить особенности  развития зародыша на разных этапах;                                                                                                
  2. Сравнить  прямое и непрямое развитие животных;                                                                                                                                                
  3. Уметь применять биологические термины и понятия;
  4. Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.                     

Основное содержание темы, термины и  понятия

  Рост, развитие, зигота, зародыш, стадия дробления,  стадия бластулы, стадия гаструлы, стадия нейрулы, эктодерма, энтодерма, прямое развитие, непрямое развитие.

Планируемые результаты

Личностные

 Формирование и развитие познавательных интересов к изучению природы;  умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, осознание ценности биологических знаний;

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий ( логических и познавательно - символических)

Предметные

 Знать особенности роста и развития некоторых групп животных

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,                          -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География, литература, русский язык, экология

  Учебник Н.И.Сонина «Биология». 6 класс. М.: Дрофа, 2016г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.                                                                                             Технические средства обучения:

ПК, медиа проектор, презентация к уроку, интерактивные задания.

-фронтальная                                      - индивидуальная  

-в группе  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цель деятельности

УУД

1.Оргмомент. 

2. Повторение.                         Актуализация знаний

Включение в деловой ритм. 

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся

  На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос «Рост и развитие растений». Выяснили, что такое индивидуальное развитие организмов, способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян.  

Я предлагаю выбрать  неверные утверждения и объяснить, почему вы их выбрали.

  1. Все растения размножаются только спорами.-
  2. Семя содержит зародыш и питательные вещества.+
  3. Семена и плоды часто распространяются ветром; легкие, сухие семена имеют крылатки.+
  4. При прорастании зародыш питается за счет запасных веществ семени.+
  5. Цветок – это орган полового размножения растений.(+)
  6. Опыление – это процесс попадания пыльцы на тычинку (-) на пестик
  7. У цветковых растений мужские половые клетки развиваются в пыльцевых зернах.(+)
  8. Гаметы – это обычные клетки тела. (-) половые
  9. Женские гаметы у цветковых растений развиваются в зародышевом мешке (+)
  10. При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются: первый с женской гаметой и второй с крупной центральной клеткой. (+)

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные - умение вести диалог

II этап

Цель деятельности

УУД

2. 1 Мотивация, целеполагание

Проблема

2.2 Определение темы урока

-А как же происходит развитие животных?

Составьте предложения из слов с соседом по парте:                                                    1. Размножение – это воспроизведение себе подобных.                                     2.Гаметы – это половые клетки.                                                                                   3. Оплодотворение – процесс слияния двух половых клеток.                                       4. Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.

 Сколько клеток мы (животные) имеем?  Каждый организм растет и развивается из одной клетки - из зиготы. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота?

- Давайте сформулируем тему урока и попытаемся сформулировать цель урока.

регулятивные –      прогнозирование познавательные - умение структурировать знания.

 

III этап

Цель деятельности

УУД

3.Формирование новых знаний.

Электронное приложение «Развитие животных»

Физминутка

Электронное приложение «Развитие животных»

 - После оплодотворения из зиготы начинает формироваться зародыш.

Работа в  группах по тексту учебника.

Предлагается текст, выявите стадии развития зародыша.

Групповые задания:

1 группа                  Стадия дробления.  Бластула. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать первую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.

2 группа.                       Стадия гаструлы. Проанализировать статью учебника на стр. 150, охарактеризовать вторую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.

3 группа.                    Стадия нейрулы. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать третью стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.

Отчёт групп. Все заполняют таблицу.  Рабочая тетрадь.

                            Стадии развития зародыша

Название  стадии

Кол-во слоёв

Их характеристика

 

А теперь дружно отправимся на прогулку. 
Динамическая разминка с движениями
 

Проблемный вопрос.

-  Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения?    Рассмотрим развитие животных и  заполним таблицу.

Схема

Примеры животных

Прямое

Непрямое

Неполное

яйцо-личинка-взрослая особь

Непрямое

Полное

яйцо – личинка – куколка – имаго

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог   регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.

IV этап

Цель деятельности

УУД

4.Первичное закрепление материала.

5.Завершающее закрепление

6. Домашнее задание.

1. Выполнение заданий в Рабочей тетради.

2.Дополни словечко.

1. 1 стадия развития  называется  (дробление).                                                                 2. В результате деления клеток образуется (бластула).                                                   3. 2 стадия называется (гаструляция).                                                                    4. Наружный слой называется  (эктодерма).                                                            5. Внутренний слой называется (эндодерма).                                                       6. Между внутренним и наружным слоем находится  (мезодерма).                               7. 3 стадия называется  (органогенез).                                                                              8. На этой стадии идет (закладка новых органов).                                                           9. Из эктодермы образуются: (нервная система (головной, спинной мозг, нервы, различные органы чувств), кожа и ее производные (ногти, волосы, когти)                                                                                                                                       10. Из эндодермы образуются: (пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции).                11. Из мезодермы образуются : (мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники).

3.Задание:  определите стадии развития животных, используя изображения.  Крокодил, лягушка, коралл, тигр, кузнечик, бабочка, птица, дождевой червь.

4. Биологическая задача.                                                                                           1.Почему взрослая лягушка может жить и в воде и на суше, а головастик – только в воде?  

2.В чем заключаются преимущества непрямого развития? Укажите не менее трех   фактов.

Непрямое развитие часто даёт организмам значительные преимущества: 
1.Благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивают развитие взрослой особи, т. к. яйцеклетки животных, которым свойственно непрямое развитие содержат небольшой запас желтка. 
2.Обычно личинка представляет стадию развития, специально приспособленную для активного питания и роста (насекомые, земноводные) . Как правило, личинки и взрослые особи одного вида живут в разных условиях, т. е. занимают разные экологические ниши, и благодаря этому не конкурируют друг с другом за место и пищу. 
3.У некоторых организмов личинки способствуют распространению вида. Например, у многих сидячих, малоподвижных червей и моллюсков личинки свободно плавают и занимают новые места обитания

С.150-154 учебника, задания 11-12

Личностные:   смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ, вывод

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;

Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее занятие?

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил – не усвоил

- узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

- моя поставленная цель достигнута – не достигнута

- трудности были – не были


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...

Урок по биологии для 6 класса «Рост и развитие животных»

В этой методической разработке вы найдете подробное описание особенностей индивидуального развития животных....