Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии.

         Успешность усвоения учебного материала по предмету биология тесно связана с уровнем речевого развития и мыслительных процессов у детей. У детей с нарушением интеллекта наблюдается нарушение различных сторон речи, в той или иной степени. На сегодняшний день работая в 6, 7, 8, 9 классах с детьми с ОВЗ (с нарушением интеллекта) я могу отметить следующие:

·        Низкий уровень словарного запаса;

·        Низкий уровень диалогической речи, ответы на вопросы учителя одним словом или односложными предложениями;

·        Отсутствие монологической речи, не умение составлять описательный рассказ;

·        Не умение рассказывать об увиденном, делать выводы.

Следовательно, развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта является одной из главных задач на уроках биологии. Развивая речь, мы активируем мыслительную деятельность и способствуем познавательному развитию детей с нарушением интеллекта.

Биология как учебный предмет представляет огромные возможности для развития речи. Ведь наблюдая, проводя опыты и практические работы дети учатся сопровождать свои действия рассказом, комментируют те или иные действия, делают выводы. Наблюдая за детьми с нарушением интеллекта, я отметила, что данная категория детей испытывает трудности при овладении монологической речью. Поэтому начала искать интересные приемы для развития монологической речи и составления описательного рассказа на уроках биологии.

Моё внимание привлекло мнемотехника, а именно прием мнемотехники -   где необходимая информация по «методу связки» соединяется с яркими, необычными образами или картинками и фотографиями. Таким образом создаются мнемоквадраты, мнемодорожки, далее мнемотаблицы.

Как при организации любой работы с детьми с ОВЗ, внедрение приемов мнемотехники я начала от простого к сложному. Для начала мы читаем один абзац текста в учебнике, затем ищем наиболее подходящий образ, картинку под этот текст. Рисуем схематический рисунок – мнемоквадрат. Учимся рассказывать по данному мнемоквадрату, закрепляем прочитанное.

Например, 8 классе при изучении темы «Общая характеристика позвоночных животных» читаем первый абзац «Вы все хорошо знаете таких животных, как рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, крысы. На первый взгляд они совсем не похожи. Но, оказывается, эти животные имеют много общего в строении тела. Все они имеют позвоночник. Поэтому их называют позвоночными животными». 

Задаю детям наводящие вопросы:

1. О каких животных идет речь?

2.     Внешне они похожи друг на друга?

3.     Что общего у всех этих животных?

                                     

Дети отвечают на вопросы, я в это время прикрепляю рисунки в мнемоквадрат.

Рисунок 1.

                   

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

У нас получается первый мнемоквадрат. Следующим этапом дети составляют самостоятельный рассказ по данному мнемоквадрату, он в основном звучит таким образом «Лягушки, рыбы, ящерицы, птицы крысы отличаются друг от друга.  Но у всех есть позвоночник».

         Далее читаем следующие абзацы по данной теме и таким же образом составляем мнемоквадраты, потом учимся их читать, рассказывать. На следующий урок, после повторения, из мнемоквадратов собираем мнемодорожку. Учимся составлять пересказ пройденной темы по мнемодорожкам.

         Таким образом, использование данного приема позволяет развивать речь, обогащать словарный запас, запоминать учебный материал, следовательно, развивать память, внимание, абстрактное мышление.

 

 

 

 

 

Источники иллюстраций

1.     http://aquascope.ru/rechnye-ryby/7/ , речные рыбы.

2.     http://nature.sfu-kras.ru/node/71  Молодая остромордая лягушка. Фото: С.М. Чупров

3.     http://livt.net/info/2015/09/16/yashhericy/  Ящерицы, автор adminlivt

4.     http://priroda36.ru/letters/204-pticy-zimujushhie-v-voronezhskoj-oblasti.html Птицы Воронежской области, автор Slavek Staszozuk

5.     http://mosquitokiller.ru/victor/rats/ Все о крысах.

 

Список литературы

1.     Биология. Животные.8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.В. Романов, Е.Г. Федорова.- М.: Дрофа, 2013.- 269 с.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийного сопровождения на уроках в классах для детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Это и понятно, когда р...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...

Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Сценарий музыкального праздника для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладениинеспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматри...