Болезни органов дыхания
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида  на тему: «Болезни органов дыхания и их предупреждение». Тип урока – комбинированный. Задача урока: раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolezni_organov_dyhaniya.doc963.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида  на тему:

 «Болезни органов дыхания и их предупреждение».

Составила  учитель биологии  : Сернурской средней школы № 1

Т.Г.Юневич

Тип урока – комбинированный.

Задача: раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания.

Цели: 

Образовательные: повторить полученные знания о гигиене дыхания, расширить кругозор учащихся при изучении новой темы.

Коррекционные: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления, коррекция речи, пополнение активного словаря.

Воспитательные: формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация  «Болезни органов дыхания и их предупреждение», ,видеофрагмент «Инфекционные заболевания и их профилактика», учебники, тетради, карточки-задания.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический;  индивидуальная, в парах.

Словарная работа: ангина, бронхит, воспаление лёгких, грипп, ОРВИ, туберкулёз, вакцина, флюорография.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.

Цель нашего сегодняшнего урока: повторить полученные вами знания о гигиене дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.

Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к здоровому образу своей  жизни и тех, кто вас окружает.

А для того, чтобы мы могли плодотворно сегодня поработать, давайте выполним упражнение «Думающая шапка», которое способствует:

--повышению внимания;

-- улучшению слуха и речи;

-- активизации памяти.                                                                                                                      «Думающая шапка» (Э.Баллингер )- массаж ушей  - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать  с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз).

II. Повторение темы «Гигиена дыхания».

  1. Ответы на билеты с вопросами.

 Отвечают устно, работа в парах.

  1. Почему человеку необходим чистый воздух?

(Человеку необходим чистый воздух, потому что в нём больше кислорода, который необходим нашему организму, органам и тканям).

  1. Что происходит с человеком, если он дышит загрязнённым воздухом?

(Если человек дышит загрязнённым воздухом, он становится вялым, быстро устаёт, страдает от головной боли).

  1. Почему в школе на переменах классы обязательно проветривают?

( Классы проветривают для того, чтобы в них было меньше пыли и больше кислорода).

  1. Почему воздух чище в деревне, чем в городе?

 (В деревне воздух чище, чем в городе, потому что там меньше транспорта и предприятий, больше зелёных насаждений).

  1. Что приводит к загрязнению воздуха в больших городах?

 (В городах воздух сильно загрязняют транспорт и промышленные предприятия).

  1. Какие меры принимаются для охраны воздуха?

(Для охраны воздуха на промышленных предприятиях устанавливают специальные фильтры, которые улавливают вредные газы, вентиляторы и пылеуловители. Люди работают в защитных масках. В нашей стране все строящиеся промышленные предприятия должны пройти экологическую экспертизу. Если предприятие будет наносить вред природе, то строительство запрещается).

Привести примеры о состоянии воздуха и мерах по охране воздуха в нашем городе, используя презентацию «Состояние и охрана воздуха в городе Чистополь»

  1. Работа с карточками-заданиями.

Выполняют индивидуально задание  на карточках.

Физкультминутка (упражнения на вдох выдох).

III. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к классу:

Перечислите органы дыхания.

Как вы думаете, отчего могут возникнуть заболевания органов дыхания?

IV. Объяснение новой темы.

  1. Открыли тетради, записали тему урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.
  2. Чтение текста параграфа, стр. 106-107.
  3. Пояснение учителем темы урока с опорой на слайды презентации «Болезни органов дыхания и их предупреждение».
  4.  Словарная работа в тетрадях.

Простудные заболевания:                                            Причины:

     - ангина                                                                Переохлаждение организма

         - бронхит                                                                    Нехватка витаминов

        - воспаление лёгких

  1. Показ видеофрагмента «Инфекционные заболевания и их профилактика»
  2. Выступление медсестры школы. Рассказ об инфекционных заболеваниях и мерах по их профилактике (с опорой на слайды презентации «Болезни органов дыхания и их предупреждение»). Работа с памятками «Грипп или простуда»?

  1.  Словарная работав тетрадях.

Инфекционные заболевания:                                             Причины  
     Грипп
     ОРВИ (острая респираторная                          Передаются через воздух

 вирусная инфекция)                                      

            Туберкулёз                                                   Через предметы больного человека

Флюорография

Вакцина

Работа с карточками. Выполнение заданий .

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img004.jpg

Физминутка для глаз.

  1. Выступление учащихся о вреде  курения для дыхания с опорой на презентацию и рисунки.
  2. Чтение отрывка из стихотворения В.В.Маяковского «Я счастлив!»

Я

 сегодня

       дышу как слон,

походка

      моя

        легка,

и ночь

     пронеслась,

              как чудесный сон,

без единого

           кашля и плевка.

…Я стал

     определенный

                весельчак и остряк -

ну, просто -

            душа общества.

Я

 порозовел

        и пополнел в лице,

забыл

    и гриппы

            и кровать.

Граждане,

        вас

          интересует рецепт?

Открыть?

        или...

              не открывать?

Не волнуйтесь,

            сообщаю:

                    граждане -

                               я

сегодня -

          бросил курить.

Вопрос: Почему счастлив поэт?

V. Закрепление.

Работа с карточками. Выполнение задания.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img005.jpg

Рекомендации по гигиене дыхания

Отказ от вредных привычек – курения

Проветривать помещение, делать влажную уборку

Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках

 Витаминизированное питание

Занятие физической культурой

Проходить регулярно флюорографическое обследование

VI.  Оценка знаний.

VII. Домашнее задание -  составить рассказ о болезнях органов дыхания.

VIII. Итог. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Полезная была для вас информация?

- Что бы хотели изменить в образе своей жизни?

Источники информации:

  1. Учебник:Биология. Человек. 9 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 239 с.

  1. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2010.

  1. http://proteacher.ru/2015/01/09/urok_prof_org_dyhaniya__1420833452_74651.doc

  1. http://www.youtube.com/watch?v=7_H2ONKLBlg
  2. http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/btema-6-dyhanieb/bolezni-organov-dyhaniya-i-ih-preduprezhdenie

  1. http://ppt4web.ru/medicina/bolezni-organov-dykhanija-i-ikh-preduprezhdenie.html

  1.  http://kzdocs.docdat.com/docs/index-25525.html

  1. http://mayakovsky.biografy.ru/stih-82.php

  1. http://www.youtube.com/watch?v=XVejSfKKH3s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болезни органов дыхания.

Презентация урока "Болезни органов дыхания". Биология 8 класс...

"Болезни органов дыхания и их предупреждение" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы д...

«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов                  дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...

Разработка урока биология в 9 классе "Влияние окружающей среды на дыхательную систему. Болезни органов дыхания"

Развернутая разработка урока с дополнительной информацией о загрязнении воздуха, интересная информация о гриппе, в уроке используется  ИКТ.  Добавлена презентация к уроку "Болезни органов ды...

Презентация "Болезни органов дыхания".

Презентация для учащихся 8 классов....

Болезни органов дыхания

Цель урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания....