КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Лычковская Наталья Александровна

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и  авторской программы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе  основной  общеобразовательной  школы  по  учебнику: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин   «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Но- мер уро- ка

Тема (тип) урока

Планируемые результаты

Творче-

Сl\-ая, ис- следова- тельская, проектная деятель-

НОСТЬ

учащихся

Формы кон- троля

освоение предметных знаний (базовые понятия)

универсальнь1е учебные действия

(УУД)

Виды деятельности, форма работы

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ (8 ч)

1

Введение. Живой организм (формиро- вание 110- вых зна- ний)

Биология, живой  ор- ганизм, признаки живого: обмен  ве- ществ

и энергии,

питание, выделение, дыхание, рост и раз- витие, раз- дражи- мость,  по- движность, разм ноже- ние

Предметные умения: научатся  называть основные свойства  живых  организмов, признаки, по которым  живые организмы отличаются от неживых; давать  определе- ние понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой  природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е л ь-

н ы е - общеучебиые: применять приемы  работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка

и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е -планировать учебное со- трудничество с учителем  и сверстниками, владеть  монологической и диалогиче- ской формами речи в соответствии с нормами  родного  языка, выражать свои мыс- ли с достаточной полнотой  и точностью; ре г у л я т и в н ы е - плаиированuе: со- ставлять план работы с учебником, выполнять задания  в соответствии с постав- ленной  целью; осуществлеиие учебных действий- отвечать на поставленные во- просы; целеполагаиие - осуществлять постановку учебной задачи  на основе  соот- несения того,  что уже известно  учащимся, и того,  что ещё неизвестно; выполнять контроль,  коррекцию, оценку деятельности.

Личностные умения: самоопределеиие- проявляют любознательность и интерес

к изучению природы  методами  естественных наук; осуществляют нравственно- этическое  оценивание усваиваемого содержания

Выделяют су- щественные признаки жи- вых организ- мов. Участву- ют в коллек- тивной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологи- ческих знаний в жизни  чело- века

Состав- ление вопро- сов

по теме

Фрон- таль- ный опрос

2

Наука

о живой природе.

Биология, свойства живых  ор- ганизмов,

Предметные умения: научатся  называть основные свойства  живых организмов, признаки,  по которым  живые организмы отличаются от неживых, соблюдать пра- вила техники безоnасности при выnолнении лабораторных и nрактических работ, nользоваться лабораторным оборудованием; делать  выводы  по результатам работы;

Определяют основные ме- тоды биологи- ческих  иссле-

Состав- ление nлана работы,

Пись- мен- ный отчет


Прододжеиие maбr1.

l

2        3

4

5

6

7

Лабора- торная работа 1

«Знаком-

ство с обо- рудованн- ем для научных исследо- ваний» (ко.нплекс- ное при-

.ненение

ЗllaiiUii, у.нений, навыков)

лупа, мик- роскоn, ихтиоло- гия, цито- логия, фи- знология, бактерио- логия, ми- кология, орнитоло- п1я, зооло- гия, бота- ника, ана- томи я

объяснять значение биологических знаний  в nовседневной жизни,  роль биологиче- ских знаний; о nределять основные методы биологических исследований. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль-

н ы е  - общеучебные:  nрименять nриемы  работы с информацией: nоиск  и отбор

источников необходимой информации, систематизация информации, nостановка и формулирование nроблемы; логические - nодводить итоги  работы, формулиро- вать вывод; к о м м у н и к а т и в н ы е  - владеть  коммуникативными умениями, иметь оnыт  межличностной коммуникации, корреh.-тно вести диалог  и участвовать в дискуссии; ре г у л я т и в н ы е: планирование - составлять nлан работы с учебни- ком, выполнять задания  в соответствии с nоставленной целью, nланировать алго- ритм действий по организации своего  рабочего  места с установкой на функцио- нальность; осуществление учебных действий - выnолнять лабораторную работу; цедеполагание- осуществлять nостановку учебной задачи  на основе соотнесения

того. что уже известно,  и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: с.лtыслообразоваиие- nонимают значение знаний  для чело-

века и nринимают его; им еют желание  учиться

дований; рабо- тают с луnой

и световым микроскоnом,

ГОТОВЯТ МИК- роnреnараты; nланируют

и организуют

свое рабочее место; выпол- няют лабора- торную работу nод руковод- ством учителя. Обобщают

и систематизи-

руют знания, делают выводы

фикс и- рование резуль- татов, исnоль- зевание про- стых изме- ритель- ных nрибо- ров

о про- делан- ной работе

3

Методы изучения природы. Лабора- торная  ра- бота 2

«Проведе- ние наблю- дений, оnытов

и измере-

ний с це- лью кон- кретнза- ции зна н11й

Микро- скоп, лупа, микропре- парат,  на- блюден ие, экспери-

:'11ент, оnыт, про- ба. изме- рение

Предметные умения: научатся  определять основные методы биологических ис- следований; объяснять nонятия: опыт, наблюдеиие, гипотеза;  характеризовать ме- тоды биологических исследований; соблюдать правила  поведения  и работы

с приборами и инструментаl\tи в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения дл ины, температуры, времени.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): n о знав а т е л ь-

н ы е: общеучебиые - формировать nриемы  работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, nостановка

11 формулирование проблемы; логичеаие- подводить итоги  работы, фор:'11УЛ11ро-

вать выводы; к о м м у н 11 к а т и в н ы е: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь  адекватно 11сnользовать речевые средства

для дискуссии и аргументации своей  nозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументltровать свою точку  зрения, отстаивать свою  позицию: ре г у л я т и в-

н ы с : п:юниривание- составлять пл ан работы  с учебником. выr юл нять задания

в соответств1111 с nостаюенной целью. планировать  алгоритм  действий по организа-

Ц1111 своего  рабочего :'lt ccтa с ) становкой на функц11ональность: ос.уществ.1ение

Учатся раба- тать с лупой и световым

микроскопом, ГОТОВИТЬ МИК- роnрепараты. Планируют

и организуют

свое рабочее место. Выпол- няют лабора- торную работу nод руковод- ством учителя. Обобщают

и систематизи-

Состав- ление nлана работы, фикси- рование резуль- татов, исnоль- зование измери- тельных nрибо- ров

Пись- мен- ный отчет о про- делан- ной работе

о \lетодах


о


Продолже11uе табл.

1

2

3

4

5

6

7

Лаборатор- ная работа4

«Оnределе-

ниесостава семян nше- ницы. Оп- ределение физических свойств белков, жи- ров, углево- ДОВ>> (KOAt- плексное применеиuе знаний,

умений, иа-

выкав)

органиче- ские веще- ства.  Бел- ки, жиры, углеводы, нуклеино- вые кис- лоты

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль-

н ы е: общеучебные-исnользовать nриемы  работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять nостановку и формулирование nроблемы; осваивать nриемы  исследовательской деятельности; ре г у л я т и в н ы е: плаиuрованuе- составлять nлан работы с учеб- ником,  выполнять задания  в соответствии с nоставленной целью,  планировать ал- горитм действий по организации своего  рабочего  места с установкой на функцио- нальность; осуществление учебных действий- выnолнять лабораторную работу; целеполаганuе- осуществлять nостановку учебной  задачи  на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к nрироде, nонимают необходимость защиты  окружающей среды, демонстрируют стремление к здоро- вому образу  жизни

живой и нежи- вой nрироды. Гiланируют

и организуют свое рабочее место. Выпол- няют лабора- торную  рабо- ту. Обобщают и системати- зируютзна- ния. Делают

ВЫВОДЫ

работы, фикси- рование резуль- татов, исnоль- зование изме- ритель- ных прибо- ров, форму- лиро- вание выво-

ДОВ

отчет о про- делан- ной работе

6

Вещества и явления в окру- жающем мире (комбuнu-

рованный)

Тела, ве- щества, смеси, хи- ми ческие элементы, физиче- ские явле- ния, хими- ческие  яв- ления, простые

и сложные вещества

Предметные умения: иаучатся наблюдать вещества  в различных агрегатных со-

стояниях, называть nризнаки  тел живой  и неживой  природы, различать тела живой и неживой nрироды,  исnользуя соответствующие nризнаки,  приводить  nримеры nростых и сложных  веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а т е ль-

н ы е: общеучебиые- исnользовать приемы  работы с информацией: поиск и отбор

источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку nроблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: взаимодействие- строить  сооб- щения в соответствии с учебной  задачей, исnользовать речевые средства  для дис- куссии и аргументации своей  зиции; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществлеиuе учебных действий- отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: са.ноопределенuе- проявляют любознательность и интерес

к изучению nрироды  методами  естественных наук, осуществляют нравственно- этическое  оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуаль- ные и творческие способности

Сравнивают химический состав тел жи- вой и неживой nрироды. Изу- чают и описы- вают свойства разл ичных веществ. Уча- ствуют в кол- лекгивной беседе: обме- ниваются мне- ниями. Ориен- тируются

в учебнике

Осуще- ствле- ние по- иска, отбора

и сие-

темати- зации инфор- мации

в соот-

ветст- вии

с учеб-

ной за- дачей

Тер- ми- ноло- гичес- кий дик- таит. Инди- виду- аль- ный опрос


N


Продолже11ие табл.

1        2        3

4

5

6         7

Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч)

9

Как разви- валась жизнь

на Земле

ор.ниро- ватте тю- вых Зlla- IIUЙ}

Этапы развития Земли, трилоби- ты, стего- цефалы, период, динозавр

Предметные умения: научатся  выделять существенные признаки  строения и жиз- недеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки  предста- вителей  Царств живой  природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;  использовать дополнительные источники ин- формации для выполнения учебной  задачи: называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы  возникновения Землн.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): по з н а в а те ль-

н ы е: общеучебные- использовать разнообразные приемы  работы с информацией: поиск и отбор  источников необходимой информации, систематиза ция информа- ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в -

н ы е: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо-

вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей  позиции, сравнивать разные точки зрения,  аргументировать свою точку  зрения, отстаивать свою  nози- цию; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу;  адекватно восnринимать ин- формацию учителя; планироватtие - составлять план работы с учебником , выпол- нять задания  в соответствии с nоставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную само- оценку,  чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Называют ос- новные  этапы в развитии жизни  на Зем-

ле. Использу-

ют интернет- ресурсы

для поиска информации

Нахож- дение допол- нитель- ной ин- форма- ции

в научно- поnуляр- ной ли- терату- ре, cnpa- вочни- ках

Работа стаб- лицей

10

Разнооб- разие жи- вого (1\0,\1- бинuро-

8ШIIIblii)

1

Система- тика, клас- сифика- ция, Цар- ство при- роды, вид

Предметные умения: научатся  называть основные признаки  представителей Царств живой  природы, признаки  живых организмов. среды  обитания различных живы х су ществ; определ ять принадлежиость 611ологических объектов к одноt у

из Царств живой  природы; у стана вл ивать  черты сходства  и различия у едстави- те,1ей основных Ца рств; разл ичать изученные объекты  в п рироде,  на табл ицах; приводить прим е ры тел живой  и неживой  nрироды; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Метапред:\tетные универсальные учебные действия (УУД): п оз 11 а в а т е :1 ь -

н ы е : общеучебные - использовать разнооб разные приеt ы работы с информацией: п о ис к и отбор  источников  необходююй  информац11и, систематиза ция информа- ц11и; осу ществлять 11оста новку и фо рмул ировать  п роблеr.t у; ре г у л я тв н ы е:

O(\'Щ ec:Ienue у'l ебных деitствий- отвечать на nоставле нные воп росы: выпол tt ять

Определяют предмет изу- чения систе- матики.  Выяв-

ЛЯЮТ ОТЛИЧII- тельные nри- знаки пред-

ставителей

Царств  живой природы. Сравнивают

nредставите-          1

Осуще- ствление поиска, отбора

и систе- матиза- ЦИИ IIH-

фор:.1а- ции,

в соот- ветствии

Работа по каJ>- точкам

'----

 _        


Продолжение  табл.

1

2

3

4

5

6         1        7

инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оцен- ку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать  правиль- ность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной  оценки соот- ветствия результатов требованиям данной задачи; к о м м у н и к а т и в н ы е: само- стоятельна организовывать  учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные умения: проявляют интеллектуальные  и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохра- нения здоровья

лей Царств, делают выво- ды. Участвуют в коллективной беседе, приво- дят примеры основных представите- лей Царств природы

с учеб- ной за- дачей

] 1

Бактерии (комбини- рованный)

Бактерии, ворсинки, жгутик, оболочка, спора

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль-

н ы е: общеучебные- использовать разнообразные приемы работы с информацией:

поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация  информа- ции; осуществлять постановку  и формулирование  проблемы;  к о м м у н и к а т и в- н ы е: планировать учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками, использо- вать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать  свою точку зрения, отстаивать  свою пози- цию, уметь строить понятное монологическое  высказывание, обмениваться  мне- ниями в паре, активно слушать одноклассников  и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать  их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; плаиироваиие -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной  це- лью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: смыслообразованuе- понимают социальную  роль и нравст-

венную позицию ученика

Объясняют роль живых организмов в природе

и жизни чело- века. Разли- чают изучен- ные объекты

в природе. Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов

Осуще- ствле- ние по- иска, отбора

и сие-

темати- зации инфор- мации

в соот- ветст- вии

с учеб-

ной за- дачей

Тер- мино- логи- чес- кий дик- тант. Инди- виду- аль- ный опрос

12

Грибы (формиро- вание но- вых зна- ний)

Грибы, плодовое тело, грибница, почкова- ние, ядо- витые, грибы- паразиты

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб- лицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а ватель-

н ы е: общеучебиые- использовать  приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация  информации; осуществлять постановку проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать учебное сотрудниче- ство с учителем и сверстниками,  использовать речевые средства для дискуссии

и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологи-

Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов. Участвуют

в коллектив-

Сооб- щение о съе-

добных

и ядо- витых грибах

Инди- виду- аль- ный опрос. Работа потаб- лице


I-J\


   J


1

2

3

4

5

б

7

16

Покрыто- семенные (цветка- вые) рас- тения (контроль и коррек- ция зна- ний)

Семя, цве- ток, по- крытосе- менные растения

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб- лицах; объяснять роль представителей  Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль -

н ы е: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор

источников необходимой информации, систематизация  информации, выполнять постановку и формулирование  проблемы; логические - осуществляют поиск необ- ходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроиз- ведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей

и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды;

к о м м у н и к а т и в н ы е : планировать учебное сотрудничество  с учителем и свер- стниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия,  ис- пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав- нивать разные точки зрения, аргументировать  свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников  и понимать их позицию; ре -

г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информа- цию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять за- дания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро- ды методами естественных  наук

Выявляют су- щественные признаки стро- ения и жизне- деятельности изучаемых организмов. Оценивают представите- лей живой природы с эс- тетической точки зрения

Пре- зента-

ЦИЯ

по те- мам

«Мно-

гообра- зие по- крыто- семен- ных»;

«Цвет- ковые расте- ния нашей местно- СТИ»

Тес- тира- вание по те- мам

«Мхи. Папо- ротни- КИ>>;

«Го-

лосе- мен- ные рас- тения

))

17

Значение

растений

в природе и жизни человека (комбиии- рованный)

Культур-

ные расте- нияико- растущие растения, пищевые растения, кормовые растения, техниче- ские рас- тения, де- каратив-

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на табли- цах.; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяс- нять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить про- стейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль-

н ы е: общеучебиые - выполнять постановку и формулирование  проблемы; логиче-

ские- осуществлять  поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению  в памяти примеров из лич ного практиче- ского опыта), дополняющей  и расширяющей имеющиеся представления о загряз- нении окружающей среды; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать учебное сотруд- ничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства

для дискуссии и аргументации  своей позиции, сравнивать  разные точки зрения,

Осваивают на- выки выращи- вания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют

в коллективной беседе: обме- ниваются мне- ниями

Нах.ож- дение допол- нитель- ной ин- форма-

ЦИИ

в науч- но-по- пуляр- ной ли- терату- ре, спра-

Тер- ми- ноло- гиче- ский дик- тант. Инди- виду- аль- ный опрос


00


П рuйол:же11ие табл.

1        2         3        4         5         б         7

19        Беспозво-        Беспозво-        Предметные умения: научатся  различать изученные объекты в природе, на таб-         Наблюдают        Пре-         Работа

ночные         ночные,         лицах.         за способами        зента-         покщr

(формиро-         многокле-        Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль -          передвижения                ция         точка.l\1 вание но-        точные,        н ы е: общеучебные-овладевать приемамиработы с информацией: поиск  и отбор         беспозвоноч-                «Беспо-         с за- вых зна-         иглоко-         источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять          ных живот-          звоноч-         дани- ний)         жие, ки-         постановку и формулировать rtроблему; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать         ных. Участву-          ные»;         ями

шечнопо-         учебное сотрудничество с уч ителем  и сверстниками, адекватно использовать рече-         ют в коллек-         сооб-

лостные,         вые средства для дискуссии и аргументации своей  позиции, сравнивать разные         тивной беседе:                 щения черви,        точки зрения, аргументироватr, свою  точку зрения, отстаивать свою позицию;        обмениваются          уча-

моллюски,        уметь  строить понятное  монологическое высказывание, обмениваться мнениями         мнениями         щихся

членисто-        в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы ногие         на вопросы, формулировать их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу;

адекватно воспринимать информацию учителя; rиюнирование- составлять план

работы с учебником, выnолнять задания  в соответствии с поставленной целью,  от- вечать  на вопросы.

Личностные умения: с;.слообразование - проявляют интерес  к новому  материа-

лу, способу  учебной  задачи  и способу действия

20                 Позвоноч-         Позвоноч-         Предметные умения: нау чатся определять принадлежиость биологических объек-         Наблюдают          Состав-         Фрон- ные (ком-        ные, ры-         тов к одному  из Царств живой  природы; устанавливать черты  сходства  и различия.         за способами         ление         таль- биниро-        бы, земно-          Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль-          передвижения                вопро-          ный ванный)          водные,          н ы е: общеучебные- использовать приемы  работы с информацией: поиск  и отбор          позвоночных         сов         опрос.

пресмы-         источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять         животных;         по дан-         Работа

кающиеся,          постановку и формулирование проблемы; к о м м у н и к а т и в н ы е: планировать          изменениями                ной          покщr птицы,                учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками, уметь  адекватно  использовать         внешнего  об-          теме         точка.l\1 млекопи-        речевые средства для дискуссии  и аргументации своей позиции, сравн ивать разные         лика живот-                         с за- тающие,         точки зрения, а ргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, стро-          ных на разных                         дани- звери         .         ить понятное  монологическое высказывание, обмениватьс я мнениями  в паре, актив-         этапах  инди-                         ями

но слушать  одноклассников и понимать  их  позицию,  находить ответы на вопросы,         видуальнога

формул ировать  их; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную  задачу; адекватно вое-         развития принимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебни-

ком, выполнять задания в соответствии  с поставленной  целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес  к изучению приро- ды методами  естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам


Nо


1

2

3

4

5        6

7

Раздел 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

23

Три среды

обитания живых ор- ганизмов (форлщро- вание 110- вых зна- ний)

Наземная

среда, водная среда, почвенная среда

Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, nеречислять

важнейшие nриродные зоны Земли, их обитателей; сравнивать  различные среды обитания; характеризовать  условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): nоз н а ватель- н ы е: общеучебные-формулировать ответы на воnросы учителя; исnользовать

nриемы работы с информацией: nоиск и отбор источников необходимой информа- ции, систематизация  информации; формулировать  nроблему; к о м м у н и к а т и в- н ы е: nланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно исnользовать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей nозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать  свою точку зрения, отстаивать свою nозицию; уметь строить nонятное монологическое высказывание, обмени-

ваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников  и nонимать их позицию,

находить ответы на воnросы, формулировать  их; ре г у л я т и в н ы е : nринимать учебную задачу; адекватно восnринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выnолнять задания в соответствии с nостав- ленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к nрироде, понимают

необходимость защиты окружающей среды; nроявляют любознательность и инте- рее к изучению природы методами естественных  наук

Характеризу-

ют и сравни- ваютоснов- ные среды обитания,

а также назы-

вают виды растений

и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной

беседе: обме-

ниваются мне-

НИЯМИ

Состав- ление вопро- сов

по дан-

ной теме

Работа nо кар- ТОЧКЗ.i\1

с зада- ниями. Работа стаб- лицей

24

Жизнь

на разных материках (кo.-.tбullи- рованный)

Материки

Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых орга-

низмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать ус- ловия обитания в различных nриродных зонах.

Метапредметные универсальные учебные  действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: общеучебные - nрименять приемы работы с информацией:  поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация  информации, осуществлять постановку и формулирование  nроблемы; отвечать на вопросы; к о м м у н и к а-

т и в н ы е : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ис- nользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей nозиции, срав- нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою nозицию; уметь строить понятное монологическое  высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников  и понимать их позицию, нахо- дить ответы на вопросы, формулировать  их; взаютдействие- строить сообщения в соответствии с учебной задачей. уметь адекватно использовать речевые средст-

Выявляют особенности строения жи- вых организ- мов и объяс- няют их взаи- моевязь

со средой оби-

тания. Участ- вуют в коллек- тивной беседе: обмениваются мнениями

Нахож- дение дополни- тельной инфор- мации

в научно- популяр- ной литера- rype, справоч- никах,

Тер- мино- логи- ческий дик- таит. Инди- виду- аль- ный опрос


N

N


1        2         3         4        5        6         7

более рас-         рифа, глу-         Универсальные учебные действия (УУД): nоз н а в а те льны е: общеучебные-         изменений nростра-         боковод-         соблюдать  nравила поведения и работы с приборами и инструментами  в кабинете         в среде обита- нённых          ное сооб-         биологии; осваивать приемы исследовательской  деятельности;  ре г у л я т и в н ы е :         НИЯ  ДЛЯ ЖИВЫХ растений         щество.        планирование- составлять план работы с учебником,  выполнять задания в соот-         организмов.


исnоль-

зование измери- тельных

и живот-         Фотогра-         ветствии с nоставленной  целью, nланировать алгоритм действий по организации         Объясняют         прибо-

НЬIХ»         фии, атлас-         своего рабочего места с установкой  на функциональность; осуществление учебных         необходимость

(комплекс-         определи-         действий- выполнять лабораторную работу; целеполагаиие- выполнять поста-         сохранения

ное приме-         тель, чуче-        новку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся,         среды обита-

нение зна-         ла, герба-        и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е -уметь обмениваться  мне-         ния для охра-

ний, уме-         рий и др.         ниями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и от-         ны редких

ний, навы-         личную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими вnе-         и исчезающих

ков)         чатлениями.         биологических

Лиrностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходи-         объектов.

масть защиты окружающей  среды; проявляют любознательность и интерес к изу-         Обобщают чению природы методами естественных наук         и систематизи-

руютзнания


ров,

форму- лирова- ние вы-

БОДОВ

27 Практиче-        Экология,         Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характери-         Называют при-         Нахож-         Пись

w        екая работа 1  экологи-         зовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособ-         родные зоны         дение        мен-

«Исследо-         ческие         лениости живых организмов к определённым условиям; приводить примеры оби-                 Земли, характе-         допол-          НЫЙ вание осо-        проблемы         тателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами.                 ризуют их ос-         нитель-          отчет бенностей                Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль -                 новные особен-         ной ин-          о про- строения                н ы е: общеучебные-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инст-                 ности и выяв-        форма-         делан- растений                рументами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской  деятельно-          ляют законо-         ции         ной

и животных,        сти; ре г у л я т и в н ы е : планирование- составлять план работы с учебником, вы-        мерности рас-        в научно-  работе

связанных        полиять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм дей-         пределекия ор-         популяр- со средой        ствий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность;        ганизмов        ной

обитания.        осуществление  учебиых действий - выполнять практическую  работу, целеполага-         в каждой

Экологиче-        ние- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что        из сред. Выпал-


литера- туре,

ские про-         уже известно, и того, что ещё неизвестно;  к о м м у н и к а т и в н ы е -слушать        няют практиче-        спра-

блемы ме-         и понимать речь других людей.         скую работу.        вочни- стности        Ли чностные умения: осознают ответственное  отношение к природе, необходи-         Обобщают        ках

и доступные        масть защиты окружающей  среды; проявляют любознательность и интерес к изу-         и систематизи-

пути их ре-        чению природы методами естественных  наук; осознают  потребность и готовность                 руют знания. шения»        к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной  деятельности          Делают выводы

(при.менение        вне школы

знаний)


Продо.7.J/Сение табч.

1

2

3

4

5

6         1        7

28

Контроль- ная работа по теме

«Среда

об11тания живых ор- ганизмов» (контроль знаний)

Наземная, водная, nочвенная среды обитания живых  ор- ганизмов

Предметные ум  ния: научатся  применять полученные знания  в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль- н ы е: устанавливать причинно-следственные связи;  владеть  навыками  контроля и оценки  своей деятельности; применять знания  при решении  биологических за-

дач; ре г у л я т и в н ы е : принимать учебную задачу; адекватно  воспринимать ин- формацию  учителя; тюнuрование- составлять  план работы, выполнять  задания

в соответствии  с поставленной  целью; целеполагание - осуществлять постановку

учебной задачи  на основе соотнесения  того, что уже известно, и того, что ещё неиз- вестно.

Личностные умения: нравствеюю-этическая ориентация-ориентируются на мо-

ральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразоваиие- имеют жела- ние и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разного вида:

- выбор одного  правильного от- вета из нескольких предложен- ных;

- установление соответствий;

- составление сравнительной таблицы;

- нахождение ошибок в приве- денном  тексте;

- представление развернутого ответа

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

29

Как чело- век появил- ся наЗем- ле. Лабо- раторная работа 6

« Измере- ние своего роста

и массы тела»

(!.:он. er:c-

иое при-

.ненее Зllauuй, У'.1ений,

иавыr:ов)

Антропо- генез, предки человека, эволюция, дриопите- ки, австра- лопитеки

Предметные умения: научатся называть этапы  происхождения человека,  предков человека,  их характерные черты, образ  жизни; объяснять причины  негативного влияния  хозяйственной деятельности человека  на природу; роль растений  и жи- ватных  в жизни  человека; обосновывать необходимость принятия  мер по охране живой природы; соблюдать правила  поведения  в nрироде; различать  на живых объектах, таблицах опасные  для жизни человека виды растений  и животных; вес- ти здоровый  образ  жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а те ль-

н ы е: общеучебные- применять приемы  работы с информацией: поиск и отбор

источников необходимой информации, систематизация информации; формулиро- вать проблему; отвечать  на вопросы  учителя;  ре г у л я т и в н ы е: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания  в соответствии с постав- ленной  целью,  планировать алгоритм  действий  по организации своего  рабочего места с установкой на функциональность; осуществлеuие учебных действий - вы- полиять лабораторную работу; целеполагатте- осуществлять постановку  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно, и того,  что ещё неизвестно;

к о м м у н и к а т и в н ы е : обмениваться мненияш в паре, слушать друг друга, по-

нимать позицию партнера,  в том числе и отличную от своей; строить  понятные  ре- чевые высказывания, делиться своими  впечатлениями.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют

любознательность и интерес  к изучению природы методами естественных наук

Описывать основные эта- пы антропоге- неза, харак- терньrе осо- бенности предковых форм  Челове- ка разумного. Планируют

и организуют свое рабочее место. Выпал- няют лабора- торную работу. Обобщают

и систематизи-

руют знания. Делают выводы

Состав- ление плана работы, фикси- рование резуль- татов, исполь- зование простых измери- тельных nрибо- ров, форму- лирова- ние вы- вода

Пись- мен- ный отчет о про-

делан- ной работе


'


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7   _,J

нацио-

нальные парки, опустыни- вание

о загрязнении окружающей среды; к о м м у н и к а т и в н ы е : строить понятное мо-

налогическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать од- ноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулиро- вать их; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно  воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся  к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами есте- ственных наук

и животных

обитают в их регионе. Уча- ствуют в кол- лективной беседе: обме- ниваются мне- ниями: объяс- няют причины исчезновения степей, лесов, болот, обме- ления рек

туре, спра- вочни-

ках,

муль-

тиме- дийном прило- жени и

32

Здоровье

человека

и безопас-

ность жизни. Лабора- торная работа 7

«Про- стейшие способы оказания первой доврачеб- ной по- мощи (при.мене- ние зна- ний)

Вредные

привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные

Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных

ситуациях природного происхождения, демонстрировать  простейшие сnособы ока- зания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жиз- ни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные универсальные учебные  действия (УУД): поз н а в а те ль-

н ы е: общеучебные-использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор

источников необходимой информации, систематизация  информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен- тами в кабинете биологии; ре г у л я т и в н ы е: плаиирование - составлять план ра- боты с учебником, выполнять задания в соответствии с nоставленной целью, осу- ществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагаиие- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; к о м м у н и к а т и в н ы е : слушать и пони- мать речь других людей; самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные умения: демонстриру ют ответственное отношение к природе, необ-

ходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслаобразование -стремятся хорошо учиться и сориентированы  на ка- чественкое получение образования

Обосновывают

необходимость соблюдения правил поведе- ния в природе

и выполнения гигиенических требований

и nравил по- ведения, на- правленных

на сохранение здоровья. Пла- нируют и opra- низуютсвое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обоб- щают и систе- матизируют знания

Состав-

ление rmaнa работы, фикси- рование резуль- татов, исполь- зование nростых измери- тельных прибо- ров, форму- лирова- ние вы-

ВОДОВ

Пись-

мен- ный отчет о про- делан- ной работе


Продолжение табл.

1

2

3

4

5         1        6         J        7

33

Контроль-

ная работа по теме

«Человек

на Земле» (контроль знаний)

Биологи- ческое разнообра- зие, Крае- ная книга, здоровый образ жизни

Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной

работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль- н ы е: устанавливать  причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических  за-

дач; ре г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин- формацию учителя; плаиuровапие- составлять план работы, выполнять задания

в соответствии с поставленной целью; целеполагаиие- осуществлять постановку

учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: проявляют  интеллектуальные  и творческие способности;

понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах

из заданий разиого  вида:

- выбор одного правильного от- вета из нескольких предложен- ных;

- установление соответствий;

-составление сравнительной таблицы;

- нахождение ошибок в приве- денном тексте;

- представление развернутого ответа

Резервное время  (2 ч)

34

Обобще-

ние и по- вторение по теме

«Много-

образие живых ор- ганизмов>> (cucme- матuзация

3/IQNUЙ}

Биология,

живой ор- ганизм, признаки живого. Клетка, органои- ды, обо- лочка, яд- ро, цито- плазма, электрон-

НЫЙ МИК- роскоп, микро- скоп, шта-

тив, зри-

тельная трубка, окуляр

Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных

ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении  и др.; называть приспособления ужи- вых организмов для выживания, наблюдать за живыми организмами; вести здоро- вый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать  необходимость приня- тия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; раз- личать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений

и животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз н а в а т е ль-

н ы е: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать  информацию; осущест- влять постановку и формулирование  проблемы; логические- устанавливать  при- чинно-следственные  связи; к о 1 м у н и к а т и в н ы е -слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, исполь- зовать речь для регуляции своих действий; ре г у л я т и в н ы е -свободно ориен- тироваться в содержании и заданиях учебника, тетради.

Личностные умения: владеют способами самоорганизации  учебной деятельности,

что включает в себя умения ста вить цели и планировать личную учебную деятель- ность: проводят самооценку у ровня личных учебных достижений

Участвуют

в коллектив- ной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют роль биологи- ческих знаний в жизни чело- века. Выделя- ют существен- ные признаки живых орга- низмов. Срав- нивают хими- ческий состав тел живой инеживой природы. Ха- рактеризуют

Нахож- дение допол- нитель- ной ин- форма- ции

в научно- популяр- ной литера- туре, справоч- никах

Фрон- таль-

НЫЙ опрос, работа с кар- точ- ками, тес- тиро- вание

и са-

мо- про- верка


О"ончание табл.

N

00

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая nрограмма .............................................................................................................................................................................................................................. 3

Пояснительная записка ..........................................................................................................................................................................................................................3

Учебно-те:v атическое планирование .................................................................................................................................................................................................... 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....