Опорный конспект по теме "Тип Губки"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Бурова Светлана Сергеевна

Опорный конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt._tip_gubki.docx88.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Губки

        Губки – это многоклеточные животные, т.к. тело их состоит из множества специализированных по строению и функциям клеток. Губки встречаются в пресной и морской воде, прикрепляясь ко дну или подводным предметам (субстрату).

        Они имеют форму мешка или глубокого бокала, который основанием прикреплен  к субстрату, а отверстием (устьем) обращен вверх. Помимо крупного верхнего отверстия стенки губки пронизаны тончайшими порами, ведущими извне во внутреннюю полость.

        Тело губки состоит из 2 слоев клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Между ними выделяется мезоглея – слой особого бесструктурного вещества с отдельными разбросанными в нем клетками. У большинства губок мезоглея сильно утолщается – в ней формируется скелет.

        В мезоглее рассеяны разнообразные клетки:

1) значительное количество звездчатых клеток – они являются опорными элементами.

2) скелетообразующие клетки – клетки, внутри которых закладываются и развиваются отдельные структурные элементы губок.

3) большое количество подвижных клеток – амебоцитов. Среди них можно различить тех, внутри которых происходит переваривание пищи, захваченной другими клетками. Часть же амебоцитов являются резервными клетками и могут превращаться в любые другие, в том числе половые.

http://schooled.ru/textbook/biology/6klas/6klas.files/image083.jpg

А. Схема строения губки: 1 - эктодерма из покровных клеток; 2 - амебоциты; 3 – скелетообразующие клетки; 4 - воротничковые клетки энтодермы; 5 - устье; 6 - полость губки; 7 - поры, которыми начинаются канальцы. Б. Канальцы проводят воду с питательными веществами к внутренней полости губки

        Эктодерма губок образована плоскими покровными клетками, а энтодерма – особыми воротничковыми клетками. Воротничковые клетки имеют цилиндрическую форму, из свободного конца которых выдается длинный жгутик, окруженный цитоплазматическим воротничков. Такие клетки могут терять жгутики и уходить вглубь мезоглеи, превращаясь в амебоциты. В свою очередь, амебоциты могут превращаться в воротничковые клетки.

        Покровные клетки также могут углубляться в мезоглею, образуя амебовидные клетки. Это говорит о примитивном (простом) строении губок, т.к. все их клетки взаимозаменяемые.

        Постоянные движения жгутиков воротничковых клеток создают ток воды через губку: вода проходит в полость губки через поры в ее стенках, а затем через устье выводится наружу. При этом воротничковые клетки захватывают из воды взвешенные в ней мелкие пищевые частицы (бактерии, простейших или остатки разлагающейся органики) и заглатывают их. В дальнейшем эта пища может быть переварена самими жгутиковыми клетками или передана амебоцитам для переработки. Питательные вещества пищи после этого распределяются между всеми клетками тела.

        Скелет. Только у немногих губок тело остается совершенно мягким, у большинства же имеется твердый скелет, который служит опорой для тела и канальцевой системы.

        Скелет состоит из минеральных веществ: известняка или кремнезема, либо из органического вещества спонгина, напоминающего своими свойствами рог. Встречаются скелеты, образованные и минеральным, и органическим веществом. В любом случае опорные элементы размещаются в мезоглее.

        Минеральный скелет состоит из микроскопических телец – игл, формирующихся внутри скелетообразующих клеток. Иглы обычно правильной геометрической формы и разнообразны по внешнему виду. Они могут лежать отдельно друг от друга или слипаться концами, образуя решетчатый остов или сплошной скелет.

        Роговой или спонгиновый скелет состоит из сильно ветвящихся внутри мезоглеи сети роговых волокон желтого цвета. Формируется он иначе, чем минеральный: растущие волокна  скелета образуются не внутри клеток, а между ними – внеклеточно.

        Губки в высокой степени способны к регенерации. Регенерация – это восстановление утраченных частей тела. Если удалить часть тела губки, она восстанавливается. Кроме того, если протереть губку через сито, отделив все клетки друг от друга, то эти клетки, активно двигаясь, собираются опять вместе, образуя новую маленькую губку.

        Размножение. У губок широко распространено бесполое размножение. Как правило, оно происходит с помощью почкования. Например, у морского апельсина группа клеток скапливается на поверхности губки, формируя маленькую губка, которая через некоторое время отделяется и приступает к самостоятельному образу жизни.

        Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродиты (образуют и мужские, и женские половые клетки). При этом какие-либо внешние различия между мужскими и женскими особями у раздельнополых представителей отсутствуют.

        Половые клетки образуются в мезоглее губки. Зрелые сперматозоиды выходят из тела губки наружу и с током воды по системе каналов попадают внутрь другой губки, имеющей яйцеклетки. Внутри материнского организма происходит слияние половых клеток – оплодотворение и формирование личинки.http://worldofschool.ru/public/page_images/1218/59.jpg

        Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движениям которой личинка энергично плавает в толще воды. Плавание длится от нескольких часов до 3 суток, после чего личинка прикрепляется ко дну и дает начало новому организму. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....