Игра «Экологические кубики»
план-конспект урока по биологии на тему

Вильданова Ирина Владимировна

урок обобщения, в игровой форме дети обобщают и расширяют свои знания об экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Экологические кубики»

Основные понятия: среда обитания живых организмов, факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные, ограничивающая роль экологических факторов.

Тип игры: настольная игра – упражнение.

Дидактический материал: набор игровых кубиков, выполненных из плотного картона. В набор входит 5 кубиков – три из них несут информацию об абиотических факторах, четвертый – о биологических факторах, пятый – об антропогенных факторах.

Проведение игры: игра проводится с целью закрепления материала. Сначала учащиеся знакомятся с правилами игры, условными обозначениями, требованиями, предъявляемыми к игрокам.

Правила и ход игры: играющий последовательно бросает все пять кубиков: сначала – кубики с абиотическими факторами. Выбросив первые три кубика, на доске играющий записывает значения полученных параметров. Например: температура летом +35 0С, =42 0С; влажность =35%. По этим параметрам игрок подбирает тип  соответствующего сообщества (например, пустыня) и называет одно (или несколько) животное, обитающее при данных абиотических условиях среды (в данном сообществе) – например, скорпион. Затем играющий бросает четвертый кубик и получает какой-то биотический фактор, влияющий на выбранное животное. Он должен оценить степень влияния данного фактора на это животное и дать несколько вариантов путей и результатов такого воздействия. Например, выпал фактор «животное того же вида». Возможный ответ: «Этот фактор оказывает воздействие. Если вне периода размножения скорпион встречает другого скорпиона, то возможна конкуренция за пищу, за убежище, за территорию. В период размножения – конкуренция за самку (с самцом), с самкой – брачные отношения». Затем бросает пятый кубик, и играющий получает один из антропогенных факторов. Требования те же, что и к предыдущему ходу. Например, выпал фактор «вырубка леса». Возможный ответ: «Данный фактор не оказывает воздействие на такое животное, как скорпион». Если выпадают два противоречивых значения одного и того же фактора, то следует бросить кубик еще раз. В результате происходит моделирование взаимоотношений какого-то животного со средой обитания, оценивается степень влияния того или иного фактора на животное. Подсказки учащихся приемлемы и поощряются.

Условные обозначения:

        - низкая освещенность.

        - высокая освещенность.

        - ядохимикаты.

        - сбросы промышленных стоков.

        - вырубка леса

        - автомобильное движение

Тема: Среда обитания организмов. Экологические факторы.

Задачи: раскрыть понятие «среда обитания организмов», выяснить ее экологические факторы; показать влияние факторов неживой и живой природы на организмы; продолжить формирование умений работать с учебником, осуществить экологическое  и эстетическое воспитание учащихся, осуществить связь с предыдущим уроком и с параллельной темой за курс природоведения.

Тип урока: раскрывающий содержание

Методы обучения: частично-поисковый, эвристический.

Структура урока:

  1. Изучение нового материала
  2. Закрепление знаний о среде обитания
  3. Домашнее задание.

Оборудование: таблицы, учебная литература, набор для игры «экологические кубики», комнатные растения, гербарии.

Ход урока

Знания о взаимосвязи живых организмов со средой обитания имеют большое значение для формирования у школьников ответственного отношения к природе, для обоснования необходимости охраны не только живых организмов, но и их среды обитания. 

Среда обитания – это место обитание организмов с определенной совокупностью условий.

- Вспомните, пожалуйста, что в природе окружает живые организмы.

В природе живые организмы окружают воздух, почва, растения, животные, вода.

- Абсолютно верно, в природе все, что окружает организмы: вода, воздух, солнечный свет и т.д. называют экологическими факторами среды.

Экологические факторы среды – это те факторы, которые оказывают влияние на живые организмы в природе.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания.

                                       Факторы среды

Факторы                       Влияние человека           Факторы живой  

неживой природы        (антропогенные)        природы

(абиотические)                                                 (биотические)

вода, минералы, воздух.          вырубка лесов,         растения, животные,

свет, температура,                   осушение болот,        грибы, бактерии

рельеф местности                    создание заповедников

- Вспомните из курса природоведения. Какое влияние оказывают факторы среды на организмы.

Солнечный свет способствует фотосинтезу, вода – необходима для химических реакций в клетке и т.д.

- Да. Факторы среды оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность, и даже внешний облик организмов. Так, животные, которые обитают в одинаковой среде обитания (например, в воде) имеют сходную форму тела – обтекаемую, конечности, приспособленные для плавания (ласты, плавники), несмотря на разные систематические категории (млекопитающие и рыбы). Растения, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления, препятствующие испарению влаги: видоизмененные листья (колючки) у кактусов, барбариса или толстые листья с запасом воды (сем. Толстянковые).

- Приведите, пожалуйста, свои примеры.

Далее следует рассмотреть гербарные материалы и комнатные растения. Следует выяснить какие из них светолюбивые или теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые. Выявить приспособленность к тем или иным условиям обитания среды. Предлагается по картинкам животных определить признаки, позволяющие определить, к какой среде обитания они относятся. И, наоборот, называя, среду обитания, предположить, какими признаками должен обладать организм, чтобы выжить.

- Давайте теперь рассмотрим влияние биотических факторов на живые организмы. Например, на одной территории обитают два много особей одного вида, какое же влияние они могут оказывать друг на друга?

Конкуренция за пищевые ресурсы, за территорию, за особь противоположного пола.

- А если на одной территории обитают особи разных видов, какие варианты влияния могут быть?

Конкуренция за пищевые ресурсы, хищничество, паразитизм, симбиоз.

- Влияние человека, как мы уже говорили, может быть как положительным, так и отрицательным. Вы сами можете привести примеры.

На закрепление предлагается игра «Экологические кубики».

Выводы: итак, мы с вами на уроке узнали, что такое среда обитания, какие есть экологические факторы, и какое влияние они оказывают на живые организмы. Так как все живые организмы, в том числе и человек, зависят от среды обитания, то надо полагать, что следует заботиться о своем месте обитания, не допускать загрязнения окружающей среды. Каждый из нас может оказывать посильный вклад в гармоничное существование природы и человека. Какой это вклад, вы можете назвать мне сами.

Насаждение зеленых растений, не сорить на улицах городов и парков, соблюдать правила поведения в природе и сбора растений и животных, устраивать акции в пользу защиты окружающей среды.

Домашнее задание: стр. учебника            , рабочая тетрадь стр.         выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны?», «Подумайте».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Экологические кубики»

Открытый урок по экологии, биологии 5-6 класс...

Игра "Экологическое ассорти"

Игра "Экологическое ассорти" проводится в рамках предметной недели биологии, экологии. Направлена на формирование правильного экологического мировозрения. Состоит из разнообразных по тематике и сложно...

Литературная игра «Веселый кубик».

Литературная игра «Веселый кубик».(конкурс - задание для урока чтения)...

Игра с кубиками (изучение и закрепление лексико-грамматических категорий, автоматизация звуков)

Учебный материал предназначен для занятий с детьми дошкольного возраста.В нем содержится материал для изготовления пособия "Кубики". С его помощью Вы сможете организовать с детьми такие игры, как:Назо...

Дидактическая игра "Сенсорный кубик"

Сенсорный куб — это пособие, представляющее собой куб из шести граней, с разными фактурными сторонами....

Статья "Игры с кубиками для закрепления учебного материала учащимися с ОВЗ"

Статья посвящена методической разработке "Игры с кубиками для закрепления учебного материала учащимися с ОВЗ", сопровождающая участие в районном конкурсе инновационных продуктов....