Открытый урок с технологической картой по биологии ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Урок проводится в 5 классе по теме "Грибы" в соответствии с ФГОС ООО. Разработка урока содержит технологическую карту с УУД. Используется учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_5_klass_fgos.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  открытого урока по биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные)
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках, таблицах, муляжах, гербарных экземплярах в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения:проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные:
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Средства обучения:
  • Учебник Пономарева И. Н.  Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2015;
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Гербарии, муляжи, таблицы


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

 - Доброе утро, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

выше. Успехов вам и удач!

Будет трудно, я помогу.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
(Царства:  Животных  Растений  Бактерий)
-Докажите, что эти царства относятся к живой природе. (дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

Давайте вспомним отличительные признаки животных  ТЕСТ   

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений  

Ответы:
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей
• Наличие хлоропластов
• Фотосинтез. (Автотрофы).
• Активное движение
• Ограниченный рост
• Отсутствие хлоропластов
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств. Посмотрите, пожалуйста, на парту. Выберите  представителей царства животных и представителей царства растений.

 (работа с гербариями, экспонатами (грибы)

Отвечают на вопросы

Выполняют тест

Проводят самопроверку, используя текст учебника

вспоминают признаки царства растений  

работают с гербарными материалами и муляжами

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Целеполагание и мотивация

У вас остались лишние организмы . Что за загадочные существа остались на парте?

- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

 Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах?  

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Создание проблемной ситуации

Усвоение новых знаний

Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам.

Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы — это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников».

Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы.

Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы?  

- что это за организмы? (Эукариоты)

-Что это значит? (В клетках грибов есть ядра)

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства

Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Обсудите в парах, что вас удивило?   Какие вопросы у вас возникли?

Что такое гриб? Почему грибы выделили в отдельное царство?

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе.

Физкультминутка

Работа в группах  

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью цветной бумаги сделайте аппликацию строения  шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с цветной бумагой, клеем, ножницами)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Представить  в виде схемы, используя прием «Ментальная карта»то )

Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Тело и грибница гриба образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами.  Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками.

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопрос учителя

Для грибов характерны следующие признаки растений:
•Неподвижность
•Неограниченный рост
•Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

Самостоятельная работа с учебником

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное закрепление учебного материала

        Подведем итог нашего урока, проверим усвоение  материала.

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.По способу питания грибы

а) автотрофы
б)
гетеротрофы
4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

5.К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик;
б)
Гриб-трутовик;
в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

Итак, завершился наш  урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Подводит  итог урока, предлагает поработать по шаблону:

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Свои ответы начинайте со слов

Я узнал…

Я смогу…

Я удивился…

Высказывают мнение об уроке.

- оценка процесса и результатов деятельности,

- рефлексия способов и условий действий;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи4

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

    Домашнее задание

П.13., ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.

Творческое задание. Подготовить сообщение  о грибах,  встречающихся в нашей местности, используя дополнительную литературу и  средства Интернет.

Записывают домашнее задание в дневники



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕЗКИ МЕТАЛЛА"

Урок по дисциплине "Подготовка металла к свариванию" 1 курс . Специальность "Сварщик" (электросварочные и газосварочные работы"...

Открытый урок (с технологической картой) по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"

цель урока: обобщить и  систематизировать знания по теме сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»...

Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».

Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме " Мишка Тедди замечательный".

Учебный предмет: английский язык         Класс: 2Тема урока: “ Мишка Тедди замечательный. Игрушки. Отрицательные предложения с глаголом «иметь»  &rdquo...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме "Мой дом"

Тема урока: Проект "Мой дом"Тип урока:комбинированный урокЦель урока:научить детей описывать комнаты дома.Задачи:Практическая:Овладение английским языком как средством общения по теме «...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 3 класс по теме « Меню для ланча в школе»

Цель урока повторить лексику по теме: «Еда», учить разделять еду на «Фрукты», «Овощи» и «Напитки», развивать навыки аудирования, чтения, говорения и пис...