Технология развития критического мышления
статья по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Технология  «Развитие критического мышления»   представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novichkova_a.a._doklad_trkm.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов ТРКМ на уроках биологи и экологии

Учитель Новичкова А.А. учитель биологии и экологии

Слайд 1

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности,  а также развитие  личности учащихся. Это важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.

    Слайд  2

Работая с детьми, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

       Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

Слайд 3

   Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

   Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.  

Слайд 4

Технология  «Развитие критического мышления»   представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Слайд 5

Основные задачи  фаз ТРКМ

В основу технологи развития критического мышления положено три этапа (стадии). Каждый имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности (стадии вызовы), а потом на осмысление (стадия осмысления) и обобщение приобретенных знаний (стадия рефлексии).

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия.

Стадия вызова активизирует учащихся, актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа.  В процессе чтения и письма происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе важно сохранить интерес учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым».

Стадия рефлексии направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, достижение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, освоить  новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Слайд 6

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Используемые приемы позволяют значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.

    Применение приемов ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.

(гиперссылки)

  • Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
  • Прием «Фишбоун»
  • Прием «Синквейн»
  • Прием «Кластер»
  • Прием «Верите ли вы?»
  • Прием «INSERT»
  • Прием  «Взаимоопрос»
  • Прием «Мозговая атака»
  • Прием  «Групповая дискуссия»
  • Прием   «Чтение с остановками»
  • Прием «Ключевые термины»
  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Слайд 7

    Технология развития критического мышления на уроках биологии и экологии,  позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения учащихся. Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие способности.

         Биология, наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.

 Слайд8

Литература

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....