Главные вкладки

    Интегрированный урок. Биология + математика "О вреде курения - языком биологии и математики"
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Урок в 8 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_vrede_kureniya_yazykom_biologii_i_matematiki.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГБ ОУ «Кокшинская общеобразовательная школа – интернат»

    Интегрированный урок в 8 классе

    (биология + математика)

    «О вреде курения – языком биологии и  математики»

                                                   Учитель биологии      Арсентьева Валентина Ильинична

    Учитель математики         Близнецова Наталья Александровна

    Ноября 2016 год

    Тема интегрированного урока:

     «О вреде курения языком биологии и  математики»

    Целью нашего интегрированного урока  является выявление отрицательного влияния курения на живой организм. В конце урока мы должны подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Курение вызывает различные заболевания у людей».

    Форма проведения урока:  интегрированный  урок.

    Тип урока: комбинированный.

    Биология           – изучение нового материала.

    Математика – Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

    Цель  урока:

    Биология            – восприятие учащимися и первичное осознание нового материала.

    Математика –  - решение задач с практическим содержанием;

                                 - уметь различать дробь от числа и число по его дроби;

                                 -развитие навыков устного и письменного счета.

    Задачи урока:

    • образовательная:

    по биологии – формирование знаний о влиянии курения на здоровье живого организма,

    по математике – применение ранее полученных знаний для решения задач на обыкновенные дроби.

    • развивающая:

    развитие памяти, речи, логического мышления, развитие умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения;

    •  воспитательная:

    воспитание ценностного  отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, формирование сознательного понимания актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?».

    Технические средства обучения: интерактивная доска.

    Ход урока

    Учитель биологии:   

     Здравствуйте!  Садитесь.  Кто дежурить по классу? Кто  отсутствует на уроке?

    При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам: «Здравствуйте» и желаю вам здоровья.

     Здоровье человека во многом зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

    Учитель биологии:                                                                                                                           Сейчас я вам предлагаю послушать притчу о вреде табака.

    В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

    Подошел мудрый старец и сказал:

    - Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

    Купцы с радостью посмотрели на него.

    - Ты прав, о мудрый старец! — сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах божественного листа?

    И мудрец пояснил:

    - Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой. И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

    Отошли люди от купцов, задумавшись… 

    Учитель биологии:                                                                                                                  

     Ребята, как вы думаете,  о чем сегодня мы будет говорить на уроке? (предполагаемый ответ учеников: о вреде курения). Слайд 1. 

    В притче  весьма выразительно мудрец описал влияние  табака на живой организм. 

    Действительно у  курильщика  возникает кашель, головокружение, тошнота, доходящая иногда до рвоты, сильная головная боль.

    Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают этого  всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. В наше время каждый второй человек курит. Много написано про курение:

    • Курение убивает.
    • Кто курит табак, тот сам себе враг.
    • Курение убивает мозг.
    • Курение способствует возникновению рака.
    • Здоровье – главное богатство.

     Можно привести еще тысячу примеров, но это никому не нужно. Люди, зная, что курение вредит,  все равно курят по две, по три пачки в день.

    Многие подростки, стараясь казаться взрослыми, начинают курить, и постепенно это «баловство» становится привычкой. Но они не задумываются о том, что курение наносит огромный вред не только курильщику, но и окружающим его людям, живот- ным. Мальчики и девочки считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Таким детям кажется, что они очень  «крутые» без комплексов. Но так ли это на самом деле?

    Может, стоит задуматься над проблемой «Жить  или курить?».  На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке, исследуя влияние табакокурения на живой организм. А помогут нам в этом разобраться такие  науки, как биология и  математика. Итак, наш урок называется «О вреде курения языком биологии и  математики»

    Целью нашего исследования является выявление отрицательного влияния курения на живой организм. В конце урока мы должны подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Курение вызывает различные заболевания у людей».

    Учитель биологии:

    Ребята, скажите, а что изучает биология?

    Ответы детей:  Биология — наука о живой природе. Разнообразие живых организмов, среды их обитания, классификации.

    Учитель биологии:

    Мы с вами в 8 классе изучаем……

    Дети:

    Животных.

    Учитель

    Да животных. Они  плавают, ползают, ходят, прыгают, летают.

    Назовите их?

    Дети:

    Это ……………

    Учитель биологии:

    Тема нашего урока «Птицы»

    Цель урока по биологии:  

    1. Создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка условия усвоения системы знаний и умений.
    2. Ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полетом, внутренним строением.
    3. Изучить общую характеристику класса Птицы.

    Учитель биологии:

    Птицы на Земле живут всюду, за исключением Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, водоемы. Почти все птицы летают. Птицы – это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. У птиц можно различить голову, клюв, шею, туловище, крылья, хвост и 2 пары конечностей. Голова у птиц небольшая. Она  заканчивается клювом. На верхней части клюва находятся ноздри. По бокам головы расположены крупные глаза. Зрение у птиц очень хорошее. Позади глаз находятся слуховые отверстия. Они прикрыты перьями и снаружи незаметны. Птицы очень хорошо слышат. Шея у птиц длинная, подвижная. Птица может повернуть голову в любую сторону и достать клювом до любой части тела. Передние конечности птиц превратились в крылья. Самые крупные перья образуют хвост. Их называют рулевыми. Они направляют движение птиц при полете.. птицы  имеют скелет: позвоночник, череп, скелет конечной. У птиц есть головной мозг. Зубов у птиц нет. Это облегчает массу головы. Позвоночник птиц образован несколькими группами позвонков. Шейные позвонки, грудные позвонки, хвостовые позвонки. Есть ребра, грудина. Которые образуют грудную клетку. Она защищает внутренние органы птиц .

    У птиц, как и у других позвоночных животных имеются органы пищеварения, дыхания, кровообращения.

    Дышат птицы при помощи легких атмосферным воздухом. Кровь в легких птиц получает большое количество кислорода.

    У птиц есть сердце, но состоит оно из 4 камер: правого и  левого предсердий, правого и левого желудочков, а не из 3 как у пресмыкающихся. К органам тела у птиц всегда течёт кровь, богатая кислородом и снабжает все органы питательными веществами.

    Есть у птиц и почки. В них кровь освобождается от вредных для организма веществ. В почках образуется моча, которая вместе с непереваренной пищей удаляется наружу.

    Ребята, вы внимательно слушали. Ответьте на вопрос, а что общего у человека и птиц?

     Ответы детей: все имеют сердце, легкие, внутренние органы, скелет, череп, головной мозг)

            Учитель биологии:

            Чем и при помощи каких органов дышат птицы? А человек?

            Дети:

    Дышат атмосферным воздухом с помощью лёгких.

            Учитель биологии:

    Да, они дышат при помощи лёгких. Поэтому никотин, который входит в состав сигаре и является ядом растительного происхождения  мы с вами уже знаем, что вреден человеку. А раз птицы имеют органы дыхания, сердце то никотин вреден и птицам..

    Капля никотина убивает лошадь.

    Кролик погибает от 1/4 капли никотина.

    Собака  - от 1/2 капли.

    Крокодил  большой, но и он погибнет от 2 капель никотина.

    Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.

    Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.  Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет.

    Учитель математики: предлагаю решить задачу. Слайд 7.

     В сигарете  содержится 0,9 мг никотина, из которых 25 % вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округли до десятых.

     (Проверка осуществляется комментированием решения с места).

    Учитель биологии:

    Цицерон говорил: «Человек часто сам себе злейший враг». Это действительно так. Если вам предложить мутную, пахучую жидкость неизвестного состава вы не станете ее пить, побоясь отравиться. И в то же время люди доверчиво и беспечно выкуривают сигареты,  не задумываясь над тем, что они вдыхают полной грудью.

    Учитель математики: Слайд 9. 

            Решите задачу о содержании ядовитых веществ в табачном дыме.

    В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина, табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.

    Учитель математики: Решите задачу № 2

    Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в посёлке   примерно около 2400 человек и 5/12 из них курят. 

    (Для проверки используется решение на доске).

    Учитель биологии: 

    Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей и животных. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещение равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.

     В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках, положили спать собачку, и она через несколько часов умерла.  

    В комнате площадью 50 кв.м., где выкуривают 6 сигарет за 1 час, некурящий человек получает такую же дозу никотина и других табачных ядов, как будто он сам выкурил 1 сигарету. Животные находится в накуренном помещении тоже не могут, они  сразу уходят, а если остаются то  погибают.

    Откройте учебник на странице 87 и давай почитаем о птицах.

    Дети читают.

    Учитель математики: Решите задачу.

    Известно. Что из 50 школьников курят 6 человек,   пробовали курить 23 ученика,

     семей, где курит папа 33,

     Выясните:

    - Сколько % учеников  являются постоянными курильщиками?

    - Сколько % учеников  подвергаются пассивному курению дома?

    (Проверка – комментирование с места).

    VI.   Интерпретация полученных знаний. Вывод по результатам исследовательской работы.

    Учитель биологии: 

    Итак, на уроке мы выявили отрицательное влияние курения на живой организм. Как по-вашему мнению, подтвердили мы или опровергли гипотезу «Курение вызывает различные заболевания у людей». Ваше мнение.  

    (Ответы учащихся).

    Учитель биологии:

    Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

    Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –

    Ты вправе сам командовать судьбой.

    Ты согласиться можешь, но отказ

    Окажется получше в сотню раз.

    Ты вправе жизнь свою спасти.

    Подумай, может ты на правильном пути.

    Но если все-таки успел свернуть

    То потрудись себе здоровье вернуть.

    Какой выбор сделаете вы? Жить или курить? Это ваше решение. Вам жить.

     VII.            Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Учитель биологии: 

    Наш урок подошел к концу. Скажите мне, ребята

    1. Что вы узнали на уроке нового?

    2. Знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшей жизни?

    3. Подумайте и продолжите: «Теперь я буду…»

    Мы желаем вам, ребята.
    Быть здоровыми всегда.
    Но добиться результата
    Невозможно без труда.
    Всем известно, Всем понятно,
    Что здоровым быть приятно.

    Мы  надеемся, что наш урок - это ещё один шаг к здоровому образу жизни. Ваше здоровье в ваших руках. Спасибо за участие в нашем разговоре.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

    Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

    Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

    Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

    Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

    Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

    Интегрированный урок математики и химии «О вреде курения языком процентов».

    Урок – это результат проектной деятельности учащихся. В ходе работы над проектом учащиеся изучали научно – популярную литературу по данной теме, использовали интернет – ресурсы. Использовались традици...

    Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

    Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

    Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

    Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....