Интегрированный урок математики и химии «О вреде курения языком процентов».
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Песоцкая Алина Александровна

Урок – это результат проектной деятельности учащихся. В ходе работы над проектом учащиеся изучали научно – популярную литературу по данной теме, использовали интернет – ресурсы. Использовались традиционные и интерактивные приемы и способы, такие как постепенное погружение в проблему; диалоги, тренинги (составление доклада, публичное выступление); работа в группах; анкетирование участников проекта. На уроке рассматривались: Проблемные вопросы Влияние курения на здоровье подростка. Школьники и курение. Страшные цифры. Учебные вопросы Химический состав табака. Почему курение особенно опасно для школьников? Курение и мы. Лабораторный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vrede_kureniya_yazykom_procentov.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

  Интегрированный урок математики и химии

                 «О вреде курения языком процентов».

Тему урока  подсказала актуальная и злободневная проблема нашего времени – курение. ( кстати, ее предложили сами учащиеся 9 класса).

Думая над тем, каким будет урок, я вспомнила следующие слова:

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Поэтому урок  – это результат проектной деятельности учащихся.

В ходе работы над проектом учащиеся изучали научно – популярную литературу по данной теме, использовали  интернет – ресурсы. Использовались традиционные и интерактивные приемы и способы, такие как постепенное погружение в проблему; диалоги, тренинги (составление доклада, публичное выступление); работа в группах; анкетирование участников проекта.

На уроке рассматривались:

Проблемные вопросы

Влияние курения на здоровье подростка.

Школьники и курение.

Страшные цифры.

Учебные вопросы

Химический состав табака.

Почему курение особенно опасно для школьников?

Курение и мы.

Лабораторный опыт.

В проекте дается информация о вреде курения на сердечно – сосудистую систему, головной мозг, органы дыхания. Приводятся статистические данные о связи курения с онкологическими и сердечно – сосудистыми заболеваниями, об отрицательном влиянии  курения на физическое и умственное развитие. В ходе работы над проектом было проведено анонимное анкетирование, которое дало  возможность учащимся  для формирования своей точки зрения по отношению к употреблению сигарет.

                          Ход  урока.  

  1. Орг. момент.
  2. Постановка целей и проблемы исследования.

Цели:

  1. Знать о негативном влиянии веществ, выделяемых при курении на организм человека.
  2. Знать свойства веществ и их влияние на подростковый организм.
  3.  Знать процентное содержание допустимых норм и реально поступающих в организм подростка при курении.
  4. Уметь решать задачи на процентное содержание вещества в смеси.
  5. Уметь проводить математическое исследование.
  6. Уметь читать диаграммы.
  1. Ход урока.

Введение.

Табак… На его совести огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней.

Жертвами табака становятся не только люди преклонного возраста, но и дети, школьники. Даже самые крошечные создания по вине табака рождаются на свет неполноценными, умственно и физически недоразвитыми.

Ни один из нас не застрахован от происков табака. С ним мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах.

Мальчики и девочки считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Таким детям кажется, что они очень  «крутые», без комплексов.

Но так ли это на самом деле?...

Рассмотрим состав дыма и свойства химических соединений, входящих в табачный дым.

                               Состав дыма

Курильщики вдыхают смертельный коктейль ядовитых химических соединений, обладающих активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами. Все они накапливаются в организме курящего. Это: смола, сероводород (H2S), угарный газ (СО), никотин, метан, цианистый водород (HCN).  А также более 4000 других канцерогенных соединений.

Несколько веществ , которые попадают в лёгкие обычного курильщика табака:

Смола является наиболее опасной из химических веществ сигарет. При том, что люди в основном курят из-за воздействия никотина на мозг, они умирают главным образом из-за воздействия смолы. Когда дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля, он приносит с собой миллионы частичек на кубический сантиметр.

Цианистый водород оказывает прямое пагубное воздействие на реснички бронхиального дерева, часть природного очистительного механизма легких у людей. Повреждение этой очищающей системы может привести к накоплению токсичных агентов в легких, таким образом, увеличивая вероятность развития болезни.

Оксид углерода – это бесцветный газ, присутствующий в высоких концентрациях в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода, и поэтому он замещает кислород. В связи с этим повышенный уровень оксида углерода у курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что сказывается на функционировании всех тканей организма.

Давайте прослушаем сообщение о негативном влиянии веществ, выделяемых при курении  на организм человека.

Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут 

Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительнокурящие

в 13 раз чаще заболевают Стенокардией,

в 12 раз - Инфарктом миокарда,

в 10 раз - Язвой желудка.

Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких.

100 выкуренных сигарет равняются году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак. 

Никотин относится к нервным ядам.

В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.

В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы детей и подростков болезненно реагируют на табак.

Составные части табачного дыма всасываются в кровь через 2-3 минуты.

Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.

Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой.

Чаще всего табакозависимость (привыкание к сигарете) устанавливается за год.

У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин “Пассивное курение”.

              Влияние пассивного курения

  1. Риск сердечных приступов и смерти на 91% выше для тех, кто регулярно находится среди курящих, и на 58% для тех, кто время от времени проводит время среди курящих.
  2. Уровень смертности от сердечных заболеваний в семье, где курит один из супругов, на 20% выше.

Мы узнали о свойствах химических соединений, входящих в состав дыма, о биологическом влиянии на организм человека. А сейчас проведем математическое исследование вреда курения. Решите, пожалуйста, следующие задачи.

1. Выкуренные сигареты сокращают жизнь курильщика на 15%. Какова продолжительность жизни наших курящих детей? Если средняя продолжительность жизни по России 56 лет?

2.В классе 10 человек со стажем курения не менее 3-х  лет. Обнаружено, что 60 % из них имеют по 2 заболевания, связанных с курением - органов дыхания и пищеварения. Определить сколько детей имеют по 2 заболевания?

3.Вес новорождённого ребёнка в норме 3 кг 300гр.Если курит отец, его вес будет меньше на 125гр,если мать-на300 гр.Определить сколько  % теряет в весе ребенок, если курит : а) мать; б) отец (округлить до целых).

4.Если хороший ученик курит, то при списывании текста с учебника он допускает 4% описок, что составляет 32 ошибки. Сколько  знаков в тексте учебника?

5.Курящий  подросток тратит в месяц 7% маминой зарплаты. Какая сумма домашнего бюджета будет потрачена за год на сигареты, если мама получает 10000 рублей в месяц?

6.Зарплата курильщика 12 тыс. в месяц. Он прокуривает  7%   зарпллаты. Билет в кино стоит 120 рублей. Сколько раз можно сходить в кино на «прокуренные деньги»?

Давайте проверим, что у вас получилось.

  1. 56 ∙ 0,15 = 8,4 (л) – 15 %,    56 – 8,4 = 47,6 лет.
  2. 10 ∙ 0,6 = 6 чел.
  3. а) 300 : 3300 ∙ 100% = 9 %;     б)125 : 3300 ∙ 100% = 4 %.
  4. 32 : 0,04 = 800.
  5. 10000 ∙ 0,07 = 700 (р) – в месяц;     700 ∙ 12 = 8400 (р) – в год
  6. 12000 ∙ 0,07 = 840 (р) – в месяц;    840 : 120 = 7 раз.

Многие считают, что фильтр сигареты задерживает вредные вещества, негативно влияющие на организм человека. Давайте проверим, а так ли это на самом деле?

Опыт.

Мы с вами опытным путем выяснили какие вещества, выделяемые при курении, попадают в организм. А сейчас с помощью решения задач выясним процентное содержание допустимых норм и реально поступающих в организм подростка при курении.

  1. При неполном сгорании топлива, в частности табака, образуется угарный газ, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Сигарета весит 2,5 г, после выкуривания ее масса стала 0,5 г. Концентрация угарного газа составляет 3 % от массы всего дыма. Во сколько раз масса угарного газа выкуренной сигареты превышает массу допустимой нормы, если ПДК = 0,3%?

Давайте сравним ответы.

            М, г

               α

             m, г

Было

             2,5

Выкурили

2,5 – 0,5 = 2

   3% = 0,03

 0,03 ∙ 2 = 0,06

Стало

ПДК = 0,3% = 0,003

            0,5

  1. 2,5 – 0,5 = 2 (г)                                1.m(дыма) = 2,5 – 0,5 = 2 г.                                        

                  М дыма                                  2. m (CO) в таб. дыме:

2) 2 ∙ 0,03 = 0,06 (г)                                   m (CO) = m(дыма) ∙ ω =2 ∙ 0,03=0,06г                                                  

         m   СО                                               3. m (CO) ПДК = 2 ∙ 0.003 = 0,06 г

3) 2 ∙ 0,003 = 0,006 (г)                             4. кратность масс = 0,06 : 0,006 =                                                              

   допустимая     m  СО                                = 10 РАЗ.                                                                  

4) 0,06 : 0,006 = 10 раз                          Ответ. 10 раз.                              

Ответ. 10 раз.

     Подумайте!

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают этого  в серьез.

 

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет.

Курильщик не погибает только потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке.

Давайте решим задачу.

  1. Сколько грамм формальдегида нужно добавить к 5% раствору никотина массой 100 г, чтобы концентрация никотина уменьшилась до 1 % ?

Сверимся с ответом.

Исходный раствор

   100 г

5% = 0,05

100 ∙ 0,05 = 5

Добавили

   х

   0%

  0

Полученный раствор

100 + х

1% = 0,01

(100 + х) ∙ 0,01

            Решение

(100 + х) 0,01 = 5,              ω = m (никотина) / m(раствора)=        

1 + 0,01х = 5,                       = 100 ∙ 0,05/ 100 + х (формальдег),

0,01 х = 4,                            0,01 = 100 ∙ 0,05 / 100 + х ,

Х = 4 : 0,01,                           100 + х = 5 : 0,01,

Х = 400 (г).                            100 + х = 500,

Ответ. 400 г.                        Х = 400.

                                               Ответ. 400 г.

В классах проводилось анкетирование. Давайте посмотрим на его результаты.

В анкетировании приняли 21  ученика из 23 учащихся класса.

Ответы учеников: 

1. Курят ли родители? (да-мама-5,да-папа-14)

2. Пробовали ли вы курить? (да-16)

3. Первую сигарету выкурили:

а) один - о; б) с другом -8 ; в) в компании -7  .

4. Куришь ли ты сейчас? (да- 3)

5. Курю для того, чтобы

а) считать себя взрослым - 1;

б) за компанию - 4;

в) ради интереса - 5.

6. Какова реакция родителей на то, что вы курите:

а) ругают - 12;

б) убеждают бросить - 6;

в) безразличны - 0.

7. Тебе это нравится? (да-0,нет-21)

8. Говорили с тобой о вреде курения? (да-20)

 А теперь исследуем результаты анкетирования, решив задачи.

1.В классе 23 учащихся.По результатам анкетирования 3 учащихся курят. Каков процент  курящих детей в классе?

2.В анкетировании принимали  участие 21 человек. 25%  из них  оказались курящими девочки. Сколько курящих девочек в классе?

3.В классе 23 учащихся.Из них 16 пробовали      курить. Какой процент  детей в классе пробовали курить?

4.По данным анкеты из 23 учащихся у 14 курят родители.

Какой процент детей живут в семьях курящих родителей?

5.Из 16 учащихся первый раз попробовали курить с другом   8 человек. Какой процент детей начали курить с другом?

6. На вопрос «Говорили с тобой о вреде курения?» положительный ответ дали 87 % учащихся класса. Сколько подростков знают о вреде курения? Какой % подростков сознательно наносят вред своему здоровью?

Сравним ответы.

  1. 3 : 23 ∙ 100% = 13%.
  2. 25 % = ¼;    21 : 4 =5 чел.
  3. 16:23 ∙ 100% = 70 %
  4. 14 : 23 ∙ 100% = 61 %
  5. 8 : 16 = ½ ; ½ = 50 %.
  6. 23 ∙ 0,87 = 20 чел., 3 : 20 ∙ 100% = 15 %.

Давайте посмотрим на диаграмму, отражающую причины, в результате которых подросток начинает курить.

Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей.

Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Еще в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней.

Вывод. 

13%  подростков вашего класса  не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Но многие из вас задумались и ответили на вопросы еще одной анкеты, предлагающей альтернативу курению.

Что я бы хотел сделать с деньгами потраченными на сигареты?
(принимали участие в опросе 21 человек )

  1. 1.Пойду в кино-11 человек.
  2. 2.Пойду на каток-5 человек.
  3. 3.Пойду в парк-4 человека.
  4. 4.Пойду в бассейн-7 человек.
  5. 5.Пойду в цирк-0 человек.
  6. 6.Поеду в туристическую поездку-4 человека.

  В связи с этим, мы предлагаем вам выполнить следующее домашнее задание:

Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 22 рубля, ежемесячная зарплата 12000 руб. Сколько это в денежном эквиваленте?

(в месяце 30 дней)

Определите расходы на сигареты в вашей семье.

А свою работу на уроке в группах оцените сами, заполнив специальные бланки, лежащие на партах.

Оценка группы ___________________________________

Работали активно:

1__________________________________

2__________________________________

3__________________________________

 А какое решение вы теперь можете принять?

-Не будете курить вовсе;

-Будете курить меньше;

-Продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни?

На столах у вас лежат наклейки  разных цветов. Синий цвет означает: не буду курить вовсе. Желтый и зеленый – буду курить меньше, а розовый – продолжу курить. Передайте свои наклейки  капитанам команд, которые наклеят их под соответствующим ответом.

Мы рады, что наш урок заставил вас задуматься о своем здоровье.

                        Дарован был нам первый чистый вдох

                         Мы ощутили сладкий воздух в лёгких

                         Наскучил воздух без приправ и вот

                         Вдыхаем дым табачный, он такой же лёгкий.

                         Он время дал подумать, пережить

                         Решить проблемы, и усилить чувство,

                         Того, что хорошо на свете жить

                         Но обещание его, как воздух пусто

                         И нервы успокоит и простит,

                         Задавит боль и может даже чувства

                         Но в дыме этом зверь опасный спит.

                         Не разбудить его - полезное искусство !

Давайте обратим внимание на замечательную фразу Гете и задумаемся о своем дальнейшем образе жизни.

Табак – забава для дураков.

Про курение давно
Всем понятно лишь одно:
Что болезни для тебя –
Станут лучшие друзья!

Если будешь ты курить,

В легких будет сажа.

И не вырастишь совсем,

Не старайся даже!

Станешь ты сутул и дряхл,

Зубы почернеют.

Будешь слаб здоровьем ты,

Сердце заболеет.

Если ты смолишь по пачке

И глотаешь дым за так,

На уроке над задачкой

Ты не справишься никак!

Я советую, друзья,

Спортом заниматься,

С сигаретой навсегда

Лучше вам расстаться!

Про курение давно
Всем понятно лишь одно:
Что болезни для тебя –
Станут лучшие друзья!

Если будешь ты курить,

В легких будет сажа.

И не вырастишь совсем,

Не старайся даже!

Станешь ты сутул и дряхл,

Зубы почернеют.

Будешь слаб здоровьем ты,

Сердце заболеет.

Если ты смолишь по пачке

И глотаешь дым за так,

На уроке над задачкой

Ты не справишься никак!

Я советую, друзья,

Спортом заниматься,

С сигаретой навсегда

Лучше вам расстаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».

Цели урока:Продолжить работу по формированию  умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...

Интегрированный урок математики и химии, по теме "Правильные многогранники"

Интегрированный урок математики и химии, по теме «Правильные многогранники». Данная разработка урока предлагается в качестве учебного материала по математике и химии для всех профессий СПО....

Интегрированный урок математики и СБО в 9 классе. Тема: «Проценты. Сбережения».

научить применять полученные знания и навыки при изучении темы «Проценты» на практике, в жизненных ситуациях....

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия....

Презентация к ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИХ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия.

Презентация к ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИХ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия....