Методическая разработка к уроку по теме "Цветок" в 6 классе
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Яковлева Светлана Ивановна

Цель: сформировать знания учащихся  о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок; на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_po_teme_tsvetok_6_klass.docx162.12 КБ

Предварительный просмотр:

Биология. 6 класс.  Яковлева С.И.

 «Цветок»

Цель: сформировать знания учащихся  о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок; на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением цветка;

- научить   распознавать и описывать по рисунку строение цветка;  

- сравнивать строение цветков вишни и тюльпана, записывать строение цветка с помощью формулы.

Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять главную мысль в тексте;

- анализировать, сравнивать, логически мыслить, находить ответы на проблемные вопросы;

- делать выводы, вести диалог, способствовать развитию коммуникативности при общении учащихся на уроке.

Воспитательные: 

- воспитывать любознательность, желание получать новые знания, находить вопросы в обыденной жизни и учиться на них отвечать, взаимопомощь при изучении трудных участков темы.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Цветки: правильные и неправильные; обоеполые и раздельнополые (тычиночные и пестичные). Растения: однодомные и двудомные. Формула цветка.

Оборудование: цветущие комнатные растения, таблица «Строение цветка», презентация.

Ход работы

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

1) Каково внутреннее строение стебля или кустарника?

2) Какое значение имеют кожица и пробка?

3) Где расположен луб и из каких клеток состоит?

4) Что такое камбий? Где он расположен?

5) Что такое годичные кольца? Что можно определить по годичным кольцам?

6) Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?

 (Потому-что нет смены времён года. Дерево растёт круглый год равномерно, поэтому плотность древесины равномерная, и не видно годовых колец. Но у тех тропических деревьев, которые сбрасывают листья в сухой сезон, годовые кольца есть.)

Биологический диктант:

1) Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки).

2) Ситовидные трубки входят в состав … (луба).

3) Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам … (древесины).

4) Усики гороха – это видоизмененные … (листья).

5) Стебель дерева состоит из коры, древесины, камбия и … (сердцевины).

6) Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек).

7) Между корой и древесиной находится … (камбий).

8) Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием).

9) Кожица стебля и пробка – это … (покровные) ткани.

Карточка:

Это вытянутые тонкостенные живые клетки, стенки которых на концах клеток несут множество мелких пор. Эти клетки называются ситовидными элементами. Что это за  часть стебля, к какому отделу она относится? Какие функции выполняют ситовидные трубки?

Ответ: Ситовидные трубки входят в состав луба. Это проводящая часть луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.

Тест:

1. Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

в) стебель;

г) видоизмененный подземный побег; +

д) видоизмененный корень.

2) Колючка барбариса - приспособление растения:

а) к уменьшению испарения влаги;

б) к сохранению от поедания животными;

в) оба ответа верны. +

3) Донце луковицы это:

а) укороченный стебель; +

б) видоизмененный лист;

в) видоизмененный корень.

4) Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья; +

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5) Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в) стебель;

г) видоизмененный подземный побег; +

д) видоизмененный корень.

6)   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)  побег. +

Ответы: 1-г; 2-в; 3-а; 4-6; 5-г; 6-в.

III. Изучение нового материала.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

А когда на земле появились цветы? Появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.

 Народная мудрость гласит «кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные  представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах гниющего мяса.

Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи» цветет два часа, но запаха прекрасней не бывает.

В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.

Арабидопсис – первое растение, которое побывало в космосе и цвело там.

Цветок представляет собой видоизмененный укороченный побег. Это генеративный орган, т.е. орган полового размножения растений. Однако есть растения, для которых это утверждение не верно.

Назовите эти растения. Как они размножаются? Почему их цветки не имеют яркой окраски и привлекательного запаха?

Ответ: Например, чеснок, живородящие луки, горец живородящий, мятлик живородящий. Эти растения размножаются вегетативно – их цветок в процессе развития трансформировался в почку, которая опадает и прорастает. Яркая окраска цветка и запах необходимы для привлечения опылителей. При вегетативном размножении опылители не нужны.

Цветки образуются только у цветковых растений. Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

Давайте вспомним, какова основная функция цветка? Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена.

Вспомните строение генеративной почки, из каких частей она состоит? Генеративная почка состоит из почечной чешуи, зачаточного листа, зачаточного стебля и зачаточного бутона.

Что развивается из генеративной почки? Из генеративной почки развивается цветок.

Давайте  выясним, как происходит развитие цветка из  генеративной почки?

                                                           цветоложе

   Зачаточный стебель                        цветоножка

   

                                                         венчик        

  Зачаточные листья                        чашечка        внутренние листочки

                                                           

     

                                                           пестик               наружные листочки        

                                                              тычинка

Отсюда можем сделать вывод, что цветок - видоизмененный побег.

Самая яркая и заметная часть цветка - венчик. Он состоит из лепестков. 

строение цветов - цветы          Строение цветка - Фото 5421/20 

        Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным (дурман, колокольчик, примула). Если лепестки не срастаются, то венчик называется свободнолепестным (лютик, вишня, яблоня, ветреница).

Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще  всего является привлечение насекомых-опылителей.  

Достаточно часто случается так, что венчик окружен  чашечкой, которая состоит из чашелистиков.

                                     Ч а ш е ч к а

Раздельнолистная

Сростнолистная

Листочки чашечки несросшиеся

Листочки чашечки срослись

Герань

Гвоздика

 

     

       

Основной функцией чашечки является защита внутренних частей цветка. Чашечка окрашена в зелёный цвет.

Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником.

Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой  околоцветник называют двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют простым. Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка. Тычинка состоит из пыльника и  тычиночной нити.

Внутри  пыльника развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.

Если у цветка отсутствует пестик, такой цветок называется тычиночным, или мужским. Если у цветка отсутствует тычинка, такой цветок называется пестичным, или женским.

Вывод: цветы бывают тычиночными и пестичными.

Если на  одном растении развиваются и пестичные, и тычиночные  цветки то такие растения называются однодомными. А если на одном растении  развивается пестичный цветок, а на другом тычиночный, то такие растения называются двудомными. 

IV. Физкультурная минутка.

При  неверном утверждении, присаживаемся, при правильной - встаем и руки поднимаем вверх, потрясывая пальчиками.

1)  растения состоят из клеток; +

2) хромопласты это зеленые пластиды; -

3) каждая клетка растений имеет ядро; +

4) фотосинтез - функция зеленых хлоропластов; -

5) главный корень – состоит из множества мелких корешков; -

6) у малины сложный лист; +

7) колючки кактуса видоизменения корней; -

V. Закрепление знаний.

Беседа по вопросам:

1) Какие растения называют цветковыми?

Цветковые, или покрытосеменные, растения имеют органы семенного размножения – цветок.

2) Какие  виды размножения цветковых растений вам известны? 

Семенное и вегетативное.

3) Что такое цветок? 

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения

4) Главные части цветка это?

Пестик и тычинки.

5) Из чего образуется плод?  

Из завязи пестика развивается плод.

6) Все ли цветки имеют лепестки и чашелистики?

Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.

Загадки:

1) Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)

3) Стоит дуб полон круп, шапкой накрыт, гвоздиком прибит. (Мак)

4) Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Мини-викторина «Мозаика цветов»

1) В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого растения было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок. (Тюльпан).

2) С давних времен девушки ищут в соцветиях этого растения необыкновенные цветки, по поверью приносящие счастье. У них не четыре, а пять, шесть, семь и более лепестков. Такой цветок, по поверью, нужно отыскать и съесть. Это всеми любимое растение с приятным ароматом, кустарник, с трудом удерживающий на ветках кисти своих прелестных цветов. (Сирень)

3) Этот цветок был раньше очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье устраивали праздник в его честь. При этом юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. С помощью этих букетиков можно было разговаривать без слов. Эти лесные цветы очень малы, изящны, и кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора. (Ландыш)

VI. Домашнее задание.

§28.

VII. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока в 5 классе

Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...

Методическая разработка открытого урока в 7 классе

Урок грамматики. Введение темы Past Continiuo...

методическая разработка интегрированного урока в 3 классе

Интегрированный урок в 3 классе тема " Русский сарафан в музыки и живописи"...

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...