Плесневые грибы и дрожжи
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Формировать представление об изучаемой группе организмов; первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с материалом параграфа учебника: определить границы знания и «незнания» у шестиклассников, приступающих к изучению темы; развивать интерес к предмету «Биология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_uroka_6_kl_griby_i_drozhzhi.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ в 6 классе ГБОУ СОШ № 296уч. биологии Моносова Р.С.

                                                         

РАЗДЕЛ I. БИОЛОГИЯ -  НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Урок№:  Плесневые грибы и дрожжи                                                  

Цели
деятельности
учителя

Формировать представление об изучаемой группе организмов; первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с материалом параграфа учебника: определить границы знания и «незнания» у шестиклассников, приступающих к изучению темы; развивать интерес к предмету «Биология»

Тип урока

Урок-исследования  с элементами проведения лабораторных работ

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнают, что такое лабораторный методы изучения грибов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная лабораторная работа

Образовательные
ресурсы

УЧЕБНИК?

Оборудование

Лабораторное оборудование: постановка лабораторного опыта по выращиванию плесневого гриба мукора и  дрожжей; световой микроскоп и микропрепараты: плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей

Лупа, линейка, ПК, медиапроектор

Наглядно-демонстрационный материал

Зрительный ряд: таблицы с изображением методики выращивания гриба мукора и пеницилла

(опыт, наблюдение, измерение); Особенностей макро и микроскопического  строения плесневых грибов: мукора  пеницилла, дрожжей, слайды изображений клеточного строения под электронным микроскопом плесневых грибов

Основные понятия

Постановка опыта, наблюдение, описание, измерение

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя. – Здравствуйте, ребята!Я хочу рассказать вам об одном историческом факте, который имеет прямое отношение к нашей теме урока:

Проклятие Тутанхамона…
В начале 20-х годов английский археолог Говард Картер обнаружил  в египетской Долине Царей нетронутую гробницу. Лорд Карнарвон, финансировавший проект и лично участвовавший в открытии гробницы Тутанхамона, вскоре умер от загадочной болезни. Вслед за ним скончался и  другой участник раскопок, Артур Мейс.
Позже выяснилось, что в тканях легких найденных в гробнице мумий все еще жил плесневый грибок, находившийся на высокой стадии развития. Пресса заговорила о "Проклятии Тутанхамона", не обратив внимания на тот факт, что, в частности, Мейс был тяжело болен еще до начала раскопок, а лорд Карнарвон когда-то очень увлекался автоспортом, однажды попал в аварию и повредил легкое. Ослабленная иммунная система англичан оказалась идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Тем более что в гробнице жила самая опасная из всех существующих
 ее видов – черный гриб Аспергилус Нигер)

-Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Как вы думаете, о каких грибах идёт речь? Попробуйте привести примеры таких грибов (Дети отвечают: плесневые грибы и дрожжи). (А какие грибы человек использует в хлебопечении?( Дети отвечают: при печении используют дрожжи). Обратите внимание, какие разные грибы. Давайте более подробно познакомимся с ними. 

.

Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге

с учителем.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: работают

в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Продолжение табл.

II. Изучение нового материала

Беседа

по теме

физкультминутка

- Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл. Давайте спросим первую группу исследователей, как они вырастили  плесневый грипп мукор?

(Дети рассказывают о методике выращивания гриба мукора в домашних  условиях )

- Давайте обратимся к  представленным таблицам и  материалу учебника стр. 78 и попробуем ответить на вопросы стр.80: (Вопросы на проецируются на экране)

1.Где и на чём поселяется и  развивается мукор 2.Какое строение имеет гриб мукор 3. Как он размножается? 4. Каковы особенности строения грибницы мукора.5.Как называются «чёрные головки» на мукоре? 6. Как называются эти головки?7. Какой способ получения пищи характерен для гриба мукор?

(Дети готовят ответы по учебнику и отвечают)

- Дети , а вы знаете, что в Китае есть мукор китайский, который  издавна используют в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых блюд. И ещё,

 некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. Приготовьте к следующему уроку информацию, сообщение по этому вопросу  (Учащиеся по желанию получают дополнительное задание, подготовить сообщения)

-Однако в наших домах достаточно часто поселяется  и ещё один гриб-это пеницилл ( на экране появляется макро и микроскопическое изображение пеницилла) и перечень вопросов к учащимся, по данному типу плесневого гриба:

1. На каких продуктах появляется пеницилл?

2. Чем пеницилл   на клеточном уровне отличается от мукора?

3. В чём вы видите особенности внешнего строения пеницилла?

4. Что общего у этих плесневых грибов?

5. Какие особенности имеют спорангии пеницилла?

- А вы знакомы с таким лекарственным препаратом ,как пенициллин? В каких случаях его применяют, с какой целью? А из чего же его получают и как?( Дети отвечают на вопросы)

- У меня к вам предложение подготовьте к следующему уроку  информацию о том, кто впервые получил пенициллин и когда впервые использовали и при каких обстоятельствах?( Учащиеся по желанию получают задание дополнительное)

Учитель проводит физкультминутку.

В ясный солнечный денек (закрыть глаза)

Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).

Рассмотреть большой пенек (развести руками),

Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).

Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),

Опыт с ними проведем:

Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?

Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть)

-Ребята, но сегодня нас ждёт ещё одна группа грибов и своих   исследователей, которая   приготовила нам раствор пекарских дрожжей.( Ребята расставляют на каждую парту по пробирке с раствором  приготовленных дрожжей)

- Нам предстоит сейчас приготовить микропрепарат с этими дрожжами. Для этого, что  надо нам сделать, ребята?- Обращается к  второй группе исследователей. (Ребята объясняют как надо приготовить микропрепараты). На экране появляется макро и микроскопическоеизображение клеток дрожжей   

-Учитель ставит задачу зарисовать и ответить на вопросы:

1. В чём особенности строения дрожжей?

2. Для чего разводят дрожжи?

3. Какой способ питания характерен для дрожжей?

4. Давайте познакомимся с материалом « А знаете Вы, что…» (Дети отвечают на вопросы)

 -Но природа не сразу открывает свои татайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!

– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)

– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?

(Ответы детей)

– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.

– Итак, кто как думает?

(Учитель подводит итог выводам детей).

 (Обучающиеся работают в рабочих тетрадях).

– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.

(Обучающиеся изучают учебник, записывают ответы в рабочую тетрадь)

Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.

Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивная: высказывают свои мнения

на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя.

выполняют физические упражнения

Фронтальная.

фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость изучаемого материала.

Познавательные:

самостоятельно производят постановку опыта в домашних условиях по описанию; могут составить произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения

Беседа по вопросам.

– Ребята на стр.80 к нам есть вопрос: Как можно объяснить появление плесневых грибов на хлебе, фруктах и др. продуктах?- Сложный вопрос? Можно обратиться к учебнику, а можно и подумать.

Отвечают на вопросы,

Фронтальная

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

находят необходимую информацию

учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Групповая или в парах

других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

III. Итоги урока.

Рефлексия

Дом. задание

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Вот и подошёл к концу наш  урок биологии. Что вы узнали на нём?

– Какую новую группу грибов открытия?

– Какими особенностями они обладают?

- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?

– С каким настроением вы уходите с урока?

стр.78-80 читать и уметь отвечать на вопросы.

Подготовить сообщения группе учащихся на выбранную тему

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес

к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....

Урок "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок разработан с использованием  технологии развития критического мышления....

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...

технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи

материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания...

Плесневые грибы и дрожжи

Биология 5 класс ФГОС. УМК - Пасечник....