Конспект урока по теме Биотехнологии.ГМО
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Никитина Ирина Алексеевна

Обощающий урок с использованием технологии дебатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_po_teme_gmo_opasny_dlya_cheloveka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Биотехнологии. Создание генетически  модифицированных организмов.

Цели урока:

  •  расширение и обобщение знаний по теме;
  •  развитие самостоятельности обучающихся в процессе познания;
  •  формирование навыков работы с разными информационными источниками;
  •  развитие аналитических и коммуникативных умений;
  •  формирование культуры ведения коллективного спора;

Используемые педагогические технологии:

  • технология дебатов
  • критический анализ текста
  • икт (выступления спикеров сопровождаются показом слайдов, иллюстрирующих слова ораторов)

Ход урока.

Учитель:

«Здравствуйте!  Сегодня у нас завершающий урок по теме «Селекция. Биотехнологии». На прошлых уроках мы знакомились с задачами и основными методами селекции, говорили об использовании новейших технологий в работе по выведению новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, в том числе, о широком использовании  таких  направлений, как клеточная и генная инженерия. Как вы помните, генная инженерия подразумевает создание новых, не встречающихся в природе, сочетаний генов.

Основные этапы и операции генной инженерии включают: выделение из клеток ДНК, 

содержащей нужный ген; разрезание ДНК на мелкие фрагменты с помощью специальных ферментов; соединение фрагментов ДНК с так называемыми  векторами,  обеспечивающими  проникновение ее в клетку;  клонирование (размножение) нужного гена;  создание  рекомбинантной (гибридной) ДНК из участков ДНК (генов) разного происхождения; 

введение (микроинъекция) генетического материала в культивируемые клетки организма-хозяина или в его яйцеклетку. 
          После  того,  как  в  начале 70-х годов  20 в. был разработан метод получения  рекомбинантных  ДНК, чужеродные гены стали  вводить в клетки бактерий, растений

 и животных. Такие организмы получили название трансгенных. По-другому еще эти организмы называют генетически модифицированными организмами или ГМО.

         После того, как информация о  ГМО стала широко распространяться через средства массовой информации, все чаще и громче стали звучать голоса, утверждающие, что ГМО опасны для человека. Именно этот тезис и обозначен сегодня как тема наших дебатов.

«ГМО опасны для человека»  (Тема записана на доске).

У нас есть две команды: команда утверждения и команда отрицания.  Каждая команда состоит из четырех спикеров, задача которых — максимально убедительно изложить и аргументировать свою точку зрения.  Для оценки дебатов нам необходимы эксперты, 3 человека. (Эксперты заявляют о своем желании выступить в этой роли, при необходимости учитель предлагает ряду учащихся выступить в роли экспертов). Вы получаете листы экспертной оценки спикеров, выставляете баллы по указанным критериям, затем результат просуммирует секретарь (определяем секретаря).

Правила  переговоров:

  • команды утверждения и отрицания вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (4 минуты первому спикеру, по 2-3  минуты  другим спикерам);
  • каждый участник команды может выступить один раз;
  • все участники соблюдают регламент на всех этапах дебатов;
  • выступления спикеров могут иллюстрироваться презентацией, плакатами и т.п.;
  • тайм-кипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах;
  • эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);
  • в случае затруднений спикеры команд могут взять тайм-аут длительностью до 2-х минут (за все время переговоров — не более 6 минут);
  • диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
  • команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.

Спикер У1

Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду утверждения. Затем  определяет тезис для защиты и заявляет кейс утверждающей команды:

«Наша команда считает, что ГМО вредят человеку . Для подтверждения тезиса мы предлагаем к обсуждению следующие аспекты:

  • создаются организмы, которых нет в природе
  • употребление человеком в пищу ГМО приводит к нарушению генотипа человека
  • употребление человеком в пищу ГМО приводит к росту различных заболеваний.

 (Записать на доске эти аспекты)

Спикер У1 кратко характеризует каждый аспект:" Мы знаем, что существующие в природе организмы являются результатом длительной совместной эволюции, коэволюции. Организмы, обитающие в природе, в течение миллионов лет приспосабливались друг к другу. Созданные человеком ГМО появились в короткий промежуток времени, отсутствие достаточного времени на приспособительную эволюцию может привести к катастрофическим необратимым изменениям в существующих экосистемах. Методами генной инженерии изменяется генотип организма, в геном свиньи, например, встраиваются гены медузы, вызывающие образование флуоресцентных веществ, в результате получены светящиеся свиньи. Если гены медузы попадут в организм человека, это может привести к образованию мутантного потомства у людей. Наконец, вещества, не свойственные природным организмам, традиционно употребляемым человеком в пищу, могут привести к отравлениям и другим нарушениям здоровья.»

Спикер О1.

Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду отрицания. Затем опреде-

ляет тезис отрицания для защиты и заявляет кейс команды:

«Наша команда считает, что ГМО не вредны для человека. Для подтверждения тезиса мы   соглашаемся обсуждать аспекты команды утверждения и дополняем их понятиями «экономическая выгода» и «биологическая грамотность». (Записать на доске)

Далее спикер кратко характеризует с позиции отрицания все аспекты.

«Да, действительно, методами генной инженерии созданы организмы, никогда не существовавшие в природе, однако, этими организмами не предполагается заселять природные экосистемы, поэтому, вряд ли есть риск необратимых катастрофических изменений в экосистемах. Говорить об изменении генотипа человека, употребляющего в пищу ГМО, довольно странно, так как пищевые продукты в органах пищеварения разлагаются на составляющие их мономеры, которые присутствуют во всех живых организмах. Уже на клеточном уровне строятся специфические для данного организма вещества, Чтобы встроить новый ген в геном, необходимо произвести сложные технологические манипуляции как это делают молекулярные генетики, на уровне процессов пищеварения это просто невозможно. Любой человек, изучавший в школе основы генетики, это знает. Что касается отравлений: не стоит употреблять в пищу продукты, содержащие ядовитые для человека вещества, ни один ГМО не создавался с целью сделать продукт ядовитым»

Спикер У2.

Полно раскрывает несколько аспектов, усиливая утверждающую позицию. Приводит конкретные факты и цифры (например, статистику аллегргических реакций при употреблении гмо)

Спикер О2

Подробно раскрывает аспекты, усиливая отрицающую позицию:

Приводит контраргументы (увеличение числа аллергических заболеваний в связи с общим ухудшением экологической ситуации)

Спикер У3

Я хочу привести ряд фактов, доказывающих, что гмо вредны (статья)

Спикер О3

Я готов оспаривать предыдущего оратора, так как (критический анализ текста статьи)

Спикер У4

подводит итог выступлениям предыдущих спикеров своей команды, усиливает подтверждающую позицию эффектным заключением.

Спикер О4 подводит итог выступлениям предыдущих спикеров своей команды, усиливает отрицающую позицию эффектным заключением, делает упор на экономическом значении гмо, возможности накормить голодающих, подчеркивает важность экологического и биологического образования

Секретарь собирает экспертные листы и подводит итог дебатов. В это время ведущий предлагает зрителям высказать свое мнение по вопросу дебатов и о выступлениях команд.

Затем секретарь оглашает результаты.

Заключительное слово учителя.

Тема, которую мы сегодня обсуждали, достаточно актуальна. В настоящее время ГМО находят широкое применение в народном хозяйстве всех стран. Вряд ли возможно повернуть вспять научную революцию.

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас был экологически и биологически грамотным человеком, осознанно делал свой выбор, понимал сущность процессов и явлений, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Приложение 1

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

ФИО эксперта ____________________________

Критералл

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

1. Содержание

Доказательность

Аргументация

2. Структура

Логичность выступления

Соблюдение регламента

3. Способ

Корректность

Четкая грамотная речь

4. Вопросы и ответы

Сумма

Сумма команды

ов

Задача эксперта состоит в том, чтобы поставить спикеру максимум или снять определенное количество баллов: 3 — отлично; 2 — хорошо; 1 — удовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Конспект урока "Селекция и биотехнология. Подготовка к ЕГЭ" 11 класс

Конспект открытого урока по биологии. Тема: "Селекция и биотехнология Подготовка к ЕГЭ". Данный урок проводился в 2013г в рамках единого методического дня, посвященному подготовки учеников к сдачи ЕГЭ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

Презентация к уроку по теме "Биотехнологии" для 9 класса

Тема "Биотехнологии" очень интересна потому, что современное общество развивается и использует все более невероятные возможности в своей деятельности! Удивить учеников - это моя задача!...