Рабочая программа по биологии 9 класс И. Н. Пономарева,О.А. Корнилова, И .М. Чернова .
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Григорьева Лилия Николаевна

Рабочая программа по биологии 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,Чернова И.М. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx53.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, учебника по биологии для 9 класса.

Рабочая программ рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебного часа в неделю. Программа        построена с учётом содержания  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.

Цели и задачи обучения.

  • -   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Цели и задачи реализации регионального компонента   

-повышение интереса к природе региона;

-усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;

-воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам природы.

-расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта;

-реализация получение комплекса знаний о природе Чувашской Республики и каждым учащимся;

-углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий;

-формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.

Национально-региональный компонент в предметной области биология обеспечивает  овладение учащимися основами научных исследований в области биологии и экологии, умение узнавать и формулировать  проблемы в контексте региональной тематики,  а также видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их.

Сроки реализации рабочей программы «Биология»- 2017-2018 гг

9-й КЛАСС ( 68ч.)

«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

Введение в основы общей биологии (2 ч)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Часть 1. Основы изучения о клетке  (10 ч.).

Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.

Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).

Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.

  Лабораторная  работа 1: «Сравнение растительной и животной клеток»

Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке».

Часть 2.  Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 )

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов.

Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференциации.

  Вегетативное размножение.

  Лабораторная  работа 2:  «Способы бесполого размножения организмов»

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

Часть 3. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч) 

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет.  Генотип и фенотип.  Взаимодействие генов.

Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.  

Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

         Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.

        Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа 3 «Изучение фенотипов местных сортов растений»

Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости

Часть 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч)

       Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

       Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.

       Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Часть 5. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция.  Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные – как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные.

       Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

       Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

        Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

        Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Часть 6. Учение об эволюции ( 10 ч )

        Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. 

        Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

        Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

        Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

   Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности.

Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики,

Лабораторная работа 4: Изучение изменчивости у  организмов.

Контрольная работа №4  Учение об эволюции

. Часть 7. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч )

         Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

         Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

         Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,

 Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция – источник разума и орудийной деятельности. Полуденный хищник. От стада к коллективу. Речь и вторая сигнальная система как средство управления коллективом. Освоение огня. Большой коллектив и охота на крупных млекопитающих. Возникновение искусства и религии.

Контрольная работа №5  «Происхождение человека»

Часть 8. Основы экологии (13 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации.

       

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

  Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в  регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон  размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.

Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода.

Как предотвратить дальнейшее развитие экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей устойчивого развития). Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем экологического кризиса.

Роль биологии в жизни людей. Осознание исключительной роли жизни на Земле в создании и поддержании благоприятных условий жизни человечества. Роль экологических и биосферных знаний в установлении пределов безопасной активности людей. Роль медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии в решении проблем, стоящих перед человечеством.

Лабораторная работа 5 : Приспособленность организмов к среде обитания

Контрольная работа №6  Основы экологии

Часть 9. Заключение. Экология Чувашии.

Загрязнение в природе нашего региона. Экологические  задачи поставленные перед обществом. Биоценоз Чувашской Республики. Взаимодействие   животных в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.

знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),


тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Вид форма контроля

  1. 1.

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

1

самовоспроизведение  автотрофы  гетеротрофы

рост  развитие  биосистема уровни организации жизни

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

  1. 2.

Многообразие форм живых организмов.

1

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

  1. 3.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

1

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Химический состав клетки.

1

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Органические вещества клети.

1

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

   Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Строение клетки.

1

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Основные органоиды клетки растений и животных.

1

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Биосинтез белков в живой клетке.

1

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

   Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Обеспечение клетки энергией.

1

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа № 1

«Основы учения о клетке».

1

Контрольная работа

Размножение организмов.

1

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Деление клетки. Митоз.

1

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Образование половых клеток. Мейоз.

1

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

Контрольная работа

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Генетические опыты Г.Менделя.

1

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.Закон независимого наследования.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Сцепленное наследование генов.

1

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Взаимодействие генов.

1

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 Решение генетических задач

1

Решение генетических задач

индивидуальный

 опрос

Наследственная изменчивость.

1

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Другие типы изменчивости.

1

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Генотипические и фенотипические проявления у растений

1

Генотипические и фенотипические проявления у растений

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа №3

Основы наследственности и

изменчивости

1

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Генетические основы селекции организмов.

1

Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 Особенности селекции растений.

1

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

Селекция.  Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Особенности селекции животных.

1

Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Основные направления селекции микроорганизмов

1

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Современная теория возникновения на Земле.

1

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Этапы развития жизни на Земле.

1

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 «История живой природы местного региона

1

История живой природы местного региона

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Идея развития органического мира в биологии

1

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

1

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

1

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Современные представления об эволюции органического мира.

1

Факторы эволюции.  Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Вид, его структура и особенности

1

Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Процесс образования видов – видообразование

1

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

Биологический прогресс и регресс.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 Основные направления эволюции

1

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

 

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Основные закономерности биологической эволюции.

1

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа №4                 1

Учение об эволюции

Контрольная работа

Место и особенности человека в системе органического мира.

1

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Этапы эволюции вида Человек разумный

1

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

   Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа №5  «Происхождение человека»

1

Контрольная работа

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

1

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Закономерности действия факторов среды на организмы.

1

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Биотические связи в природе.

1

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Популяция как форма существования видов в природе.

1

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

1

Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

1

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем..

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

1

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Развитие и смена биогеоценозов.

1

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Основные законы устойчивости

 живой природы.

1

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

   Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Рациональное использование природы и её охрана.

1

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Экологические проблемы.

1

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

 

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Контрольная работа №6

 Основы экологии

1

Контрольная работа

Загрязнение в природе нашего региона. Экологические  задачи поставленные перед обществом.

1

Загрязнение в природе нашего региона. Экологические  задачи поставленные перед обществом.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

Биоценоз Чувашской Республики. Взаимодействие   животных в природе.

1

Биоценоз Чувашской Республики. Взаимодействие   животных в природе.

Фронтальный и

индивидуальный

 опрос

 
лабораторных работ 5

Лабораторная  работа 1: «Сравнение растительной и животной клеток»

Лабораторная  работа 2:  «Способы бесполого размножения организмов»

Лабораторная работа 3 «Изучение фенотипов местных сортов растений»

Лабораторная работа 4: Изучение изменчивости у  организмов.

Лабораторная работа 5 : Приспособленность организмов к среде обитания

 Контрольных работ 6

Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке».

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости

Контрольная работа №4  Учение об эволюции

Контрольная работа №5  «Происхождение человека»

Контрольная работа №6  Основы экологии



Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса  по предмету «Биология»

Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа России» (издательство «Вентана-Граф»).

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

Дополнительная литература:

  1.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  2. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  3.  http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом

   

Образовательные технологии:

  • словесно – наглядные: постановка учебной задачи, дискуссия,  беседа, лекция,  семинар, коллоквиум; демонстрация наглядности.
  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся: проблемный вопрос, актуальность его решения, формулировка цели и задач, планирование и закладка опыта, наблюдение и фиксация полученных данных, работа с научными источниками, сравнение и анализ полученных данных, обобщение, выводы и рекомендации.
  • информационные компьютерные технологии: Internet-ресурс (видео, фото картинки, научная информация; программа Power point; Word; XL-таблицы.
  • личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (  Природоведение. Биология. Экология : 5 – 1...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 классы авторы: И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова;

Календарно - тематическое планирование составлено рабочей программы «Основы общей   биологии» 9 класс, авторы: И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова;    Природоведение. Биоло...

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....