рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Рассмотрено

На педсовете    

 «__»____________2017 г.  

Протокол № _________                                        

Утверждаю

Директор школы

       _______________ Г.Н. Бобыкина

                

                                           

Рабочая  программа

по Биологии

9 класс

на 2017 – 2018 учебный         год

Учитель:  О.С. Колбина

                                                                                                                                                                         количество часов – 68

село Щенники

2017 год


Пояснительная записка

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

В этом курсе широко используются уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:  

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;  использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи раздела «Общая биология»:

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Содержание тем учебного курса биологии 9 класса

  1. Введение в основы общей биологии (3 ч).

 Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия: Биологическое разнообразие вокруг нас.

  1. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и еѐ роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелѐных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа: Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторная работа: Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками.

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

1. Решение генетических задач.

2. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и еѐ роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (3 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

7.Учение об эволюции (8 ч)

 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Экскурсии Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

8.Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

9.Основы экологии (12ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

 Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

 Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоѐв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Повторение (8 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Итоговый контроль и тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс биологии 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • Основы учения о клетке: многообразие клеток и их химический состав, обменные процессы, происходящие в клетке; биосинтез белков, углеводов и обеспечение клеток энергией;  
  • Размножение и индивидуальное развитие организма;
  •  Основные учения о наследственности и изменчивости: генетические опыты Г. Менделя, сцепленное наследование генов, определение пола и наследственная изменчивость.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, этапы эволюции человека; место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;  
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, биотические связи в природе, основные законы устойчивости в живой природе, экологические проблемы в биосфере;
  •  Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов, тем уроков

Количество часов

Лабораторные работы

1.

Введение в основы общей биологии

3

2.

Основы учения о клетке

10

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

10

Л/р. № 3.Решение генетических задач.

Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

3

7.

Учение об эволюции

8

Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов.

8.

Происхождение человека (антропогенез)

5

9.

Основы экологии

12

Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания

10.

Повторение

8

Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

Итого

68

Календарно – тематическое планирование

2 часа в неделю (68 часов в год)

Тема урока

Домашнее задание

Дата

план

факт

Введение в основы общей биологии (3 часа)

1.

Биология – наука о живом мире.

§ 1, в. 1-3

 

2.

Общие свойства живых организмов.

§ 2, рис. 1, в. 1-3

3.

Многообразие форм живых организмов.

§ 3, рис. 2-3, в. 1-3

Основы учения о клетке (10 часов, л/р - 1)

4.

Цитология-наука, изучающая клетку.

§ 4, сх. 4, в. 1-3

5.

Химический состав клетки.

§ 5, рис. 5-6, в. 1-3

6.

Белки и нуклеиновые кислоты.

§ 6, рис. 7-8, в. 1-3

7.

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

§ 7, рис. 9-12, в. 1-3, § 8, в. 1-3

8.

Обмен веществ - основа существования клетки.

§ 9, рис. 13, в. 1-3

9.

Биосинтез белков в живой клетке.

§ 10, рис. 14-15, в. 1-3

10.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

§ 11, рис. 16-17, в. 1-3

11.

Обеспечение клеток энергией.

§ 12, рис. 18, в. 1-3

12.

Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке».

повторить материал § 4 - 12 , записи в тетради

13.

Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка»

задачи в тетради

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов, л/р - 1)

14.

Типы размножения.

 § 13, рис. 19, в. 1-3

15.

Деление клетки. Митоз.

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

§ 14, рис. 20-22, в. 1-4

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

§ 15, рис. 23-24, в. 1-4

17.

Индивидуальное развитие организма.

§ 16, в. 1-3

18.

Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

повторить материал § 13 - 16 , записи в тетради

Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов, л/р - 2)

19.

Основные понятия генетики.

Из истории развития генетики.

§ 17, в. 1-4; § 18, в. 1-3

20.

Генетические опыты Г.Менделя.

§ 19, рис. 26-28, в. 1-4

21.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

§ 20, рис. 29, в. 1-4

22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§ 21, в. 1-4

23.

Взаимодействие генов.

§ 22, в. 1-4

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л/р. № 3.Решение генетических задач.

§ 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4

25.

Наследственная изменчивость.

§ 24, табл. 2

26.

Другие типы изменчивости.

Л/р. № 4.Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

§ 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2

27.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

§ 26, рис. 37-39, в. 3-4

28.

Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

повторить материал § 17 - 26 , записи в тетради

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

29.

Генетические основы селекции организмов.

§ 27,рис. 40-41, в. 1-3

30.

Особенности селекции растений.

§ 28, в. 1-3

31.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

§ 29, табл. 4, рис. 42, в. 1-3

32.

Особенности селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов.

§ 30, в. 3-4; § 31, рис. 44, в. 3-4

Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа)

33.

Представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§ 32, рис 46, в 1-3; § 33, в 2-3

34.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§ 34, в 1-3

35.

Этапы развития жизни на Земле.

§ 35, в 1-3

Учение об эволюции (8 часов, л/р - 1)

36.

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

§ 36, в 1-3; § 37, рис 47-48, в 2-3

37.

Современные представления об эволюции органического мира.

§ 38, рис 49-50, в 1-3

38.

Вид, его критерии и структура.

§ 39, рис 51, в 2-3

39.

Процессы видообразования.

§ 40, рис 52, в 1-3

40.

Макроэволюция – результат микроэволюций.

§ 41, в 1-3

41.

Основные направления эволюции

§ 42, рис 53-55, в 2-3, сообщение о Северцове А.Н.

42.

Основные закономерности биологической эволюции.

Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов.

§ 43, рис 56-57, в 2-3

43.

Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции»

Повторить материал § 32-43

Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

44.

Эволюция приматов.

§ 44, рис 59-60, в 1-3

45.

Доказательства эволюционного происхождения человека

§ 45, рис 61-63, в 1-3

46.

Ранние этапы эволюции человека.

Поздние этапы эволюции человека.

§ 46, рис 64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в 3-4

47.

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§ 48, рис 67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2

48.

Обобщающий урок по теме «Происхождение человека»

повторить материал § 44-49

Основы экологии (12 часов, л/р - 2)

49.

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

§ 50, рис 70-71, в 2-4

50.

Общие законы действия факторов среды на организмы

§ 51, рис 72-73, в 2-3

51.

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания

§ 52, рис 74, в 2-3

52.

Биотические связи в природе

§ 53, рис 75-76, в 1-3

53.

Популяции

§ 54, рис 77-78, в 1-3

54.

Функционирование популяции во времени

§ 55, рис 79-81, в 2-4

55.

Сообщества

§ 56, рис 82, в 2-3

56.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

§ 57, рис 83-86, в 2-3

57.

Развитие и смена биогеоценозов.

§ 58, рис 87, в 2-3

58.

Основные законы устойчивости живой природы

§ 59, рис 88-89, в 1-3

59.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

§ 60, в 1-3

60.

Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

повторить материал § 50-60

61.

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

Записи в тетради

62.

Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Задание в тетради

63.

Повторение. Решение генетических задач.

Задание в тетради

64.

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

Записи в тетради

65.

Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции».

Записи в тетради, повторить весь изученный материал

66.

Итоговое тестирование по основам общей биологии.

67-68

Резерв учебного времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....