КОНСПЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Куликова Екатерина Николаевна

Конспекты по биологии для 5-го класса в помощь школьному учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  биологии 5  класс ФГОС

Тема урока:  Царство Грибы.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Результаты:

Предметные:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные :

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

видеофрагмент «Грибы- хищники»

микропрепарат мукора;

микроскоп (световой).

дрожжи

пластилин

задания для групп

схемы

Структура урока:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

5. Открытие нового знания.

6. Первичная проверка понимания

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного материала

9.Рефлексия деятельности.

10.Информация о домашнем задании


 Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельнос-ти ученика

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.

СЛАЙД 1

Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежно-стей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

3 минуты

Цельэтапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.

СЛАЙД 2

-Перед вами организмы,  которые мы уже изучили. Определите к какому царству их относят и почему? (бактерия, вирус, растение, животное)

- Каких организмов на Земле больше всего и почему?

- На какие группы делятся животные по способу питания Приведите примеры.

Сейчас я проведу игру для самых внимательных и любознательных.

Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?

Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.

Активизирует знания о многообразии органического мира

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникатив-ные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познаватель-ные УУД:

умения анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Устная оценка учителя

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

-Ребята вы верите в чудеса?  Я тоже купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и постряпала такую вкусную булочку, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто мне скажет, что произошло? Кто творит такие чудеса? К какому царству относятся эти организмы?

-Итак, как звучит тема нашего урока?

СЛАЙД 3

-Добро пожаловать в   Царство  грибов!  Откройте тетради, запишите число.   Тему урока. Изучением грибов занимается наука микология.

-Ребята, а что вы знаете о грибах?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют грибами.

Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения,выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

Предметные УУД:

умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;формировать умение понимать смысл терминов: грибница, мицелий

Познаватель-ные УУД:

умения выявлять причины и следствия простых явлений

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

3 минуты

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности.

СЛАЙД4

ПРОБЛЕМА урокафранцузский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.

Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.

Определим основные вопросы урока.  (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

СЛАЙД 5

1. Признаки(общая характеристика) грибов

2. Строение грибов

3. Типы питания грибов.

Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

5.Открытие нового знания

9 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения,формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Скажите, какой организм мы назовем грибом? Почему их выделили в отдельное царство?

Запишите: Признаки грибов

СЛАЙД 6

Сравните строение клеток гриба и  растения,

СЛАЙД 7

гриба  и животных

Что общего? По каким признакам различаются. Сделайте вывод.

СЛАЙД 8

Признаки  грибов

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки
  • постоянно растут верхушечной частью
  • неподвижны

   как животные

  • не имеют хлорофилла
  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • вклеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам?

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

Дальше вы будете работать в группах

Вам нужно прочитать задание, обсудить, выполнить его и поделиться полученными знания о грибах.

СЛАЙД 9

2. Строение грибов (работает 1 и 2 группа)

Задание группы №1. Строение одноклеточных грибов

Прочитайте дополнительный материал

1.Рассмотрите препараты мукора под микроскопом

2.На листе заполните схему  «Строение одноклеточных грибов», подготовьте устный рассказ о строении  грибов, приведите примеры.

СЛАЙД 10

Задание группы №2.Строение шляпочных грибов

Прочитайте дополнительный материал

1. С помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб.

2.На листе заполните схему  «Строение шляпочных грибов», подготовьте устный рассказ о строении  грибов, приведите примеры.

СЛАЙД 11

3. Питание грибов (работает 4-6 группа)

Задание группы №3. Питание грибов сапротрофов

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 58-59 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов- сапротрофов. Заполните схему.

Задание группы №4. Питание грибов- паразитов

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 59 «Питание грибов» и дополнительный материал, подготовьте выступление об особенностях питания грибов- паразитов. Заполните схему.

Задание группы №5. Питание грибов- хищников

Просмотрите видеоролик, прочитайте текст параграфа 13 на стр. 59 «Питание грибов» и дополнительный материал, подготовьте выступление об особенностях питания грибов- паразитов. Заполните схему.

Задание группы №6. Питание грибов- симбионтов

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 59 «Питание грибов» и дополнительный материал, подготовьте выступление об особенностях питания грибов- симбионтов. Заполните схему.

Учитель совместно с учениками определяет признаки грибов

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся сравнивают строение клеток гриба с клетками растений и животных

Учащиеся выполняют  задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникатив-ные УУД

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Познаватель-ныеУУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

6.Первичная проверка понимания

10 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

А сейчас заслушаем командира группы с результатами работы.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Достигли ли вы ее?

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие –изменить.

Структурируем материал в виде схемы (кластера)

ГРИБЫ

по строению                                 по способу питания

*одноклеточные                        *сапротрофы

*многоклеточные                      * хищники

                                                     * паразиты

                                                     * симбионты

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Возвращаемся  к  проблемному вопросу (обсуждение дополнение вопрос)

Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию

Показывает ролик «Грибы - паразиты»

Учащиеся выступает с результатами работы

Познаватель-ные УУД

формировать умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему ).

7. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

СЛАЙД №12

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

8. Закрепление изученного материала

8 минут

Цель этапа:применить знания в новой ситуации

СЛАЙД №13

Итоговое тестовое задание

(Выбрать правильный ответ  и записать в матрицу)

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4. Трутовик- это гриб:

А) сапротроф

Б) паразит

В) симбионт

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, поселяющийся на хлебе.

И) мукор

К) масленок

К) фитофтора

7.К шляпочным грибам относится

Ц) груздь

О) дрожжи

М) спорынья

8.Рост верхушкой сближает гриб с:

А) растениями

Г)  животными

У) бактериями

СЛАЙД №14

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Взаимопроверка (на слайде ответы)

1 ошибка – 5

2 ошибки -4

3-4 ошибки -3

более 5 ошибок – 2Выставление оценок

Объясняет правила выполнения теста

Выполняют индивидуально

Взаимопроверка (работа в паре)

Выставление оценок

Регулятивные УУД

 умения работать с тестами, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникати-вные УУД

умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Взаимооце-нка за письменную работу

9.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы  цели урока?

СЛАЙД 15

«Лесенка успеха»

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Примите исходное положение.

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Предметные УУД:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью

10.Информация о домашнем задании

1 минута

Цель этапа:

выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей

СЛАЙД 16

§13

Р т №.5,6 стр 39

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «Значение  грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) Рисунки «Галерея грибника»

Предлагает  домашнее задание на выбор

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Биология

Класс

5

Учитель

Куликова Екатерина Николаевна

Дата

12.12.17г

№ урока

14

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Животные

Учебник

«Биология» 5 класс под ред. И.Н. Пономарева., И.В. Николаев.,О.А. Корнилова; «вентана-Граф» 2012г

Смысловые блоки, содержание

Представление о животных;

Разнообразие животных;

Роль животных в природе

Тип урока

Открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС)

Цель урока

 Формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Задачи по содержанию

Обучающие:

- сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растений и животных;

- познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Развивающие:

- формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;

- формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

- продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать экологическое мышление;

- поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.

Формы организация учебной деятельности

Индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения и познания

Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с ЭОР), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Планируемые результаты  изучения темы (требования к уровню подготовки)

Личностные:Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир;

                         Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей;

                         Проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке;

Метапредметные:

Общие:

- активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения;

- учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя. Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД :

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь общаться друг с другом. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;

Регулятивные УУД:

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи и познавательной деятельности.

Предметные: Умение различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме

Домашнее задание

Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные».

2. Выберете задание:

  • Составьте кроссворд о животных (10 слов);
  • Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»;

Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека

Содержание этапов урока

Этап урока, цели и задачи

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне

Итог: настрой на работу

1 мин.

Приветствие

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш

Прошу садиться

Как и на каждом уроке вас ждет открытие новых знаний при изучении новой темы

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН для дальнейшей коррекционной работы

Итог: определение степени усвоения учащимися материала

7 мин

Начнем урок с проверки ваших знаний и умений по прошлой теме: «Растения»

Каковы признаки растений?

Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?

Посмотрите внимательно на слайд, какие организмы неразрывно связаны с растениями?

Обучающиеся отвечают на вопросы

3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Формулирование темы и учебных задач урока

5 мин.

Какие признаки характерны для живых организмов?

(анимация, многообразие животных)

  Рассказ о древнегреческой мифологии о богине природы Фауна. .В римской мифологии у Теллус (Tellus), богини Земли были дочери Флора и Фауна. Их царствование наступало вначале весны, после заморозков, когда начинали появляться первые цветы, и власть Флоры и Фауны распространялась над всеми живыми существами. (слайд 4)

Организация формулирования темы и цели урока

(Называют общие признаки животных конспектируют в тетрадь)

-Питаются готовыми органическими веществами, получаемых из тел, растений, грибов и др. животных

- ведут активный образ жизни, передвигаются;

- Сложное внутреннее строение;

- Сложное поведение (инстинкты,рефлексы)

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы

Учебник стр. 52. Смотрят и выписываю

4. Изучение нового материала (усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации.

15 мин

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Демонстрирует видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a9-1000-4ddd-d4a4-010046bb2fe0/31_6.swf

Изучить анимацию «Животные Одноклеточные и Многоклеточные организмы».

Составьте и заполните схему.
Назовите характерные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов?

Слайд 6Одноклеточные животные.  Демонстрация видео

Слайд 7.Многоклеточные животные. Рассказ о типах многоклеточных животных. Демонстрация картинок

Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают вывод по изученным материалам.

Просматривают видео. Делают выводы, конспектируют

Просматривают картинки, конспектирую

Заполняют схему:

Животные

        

Одноклеточ.  Многоклеточ.

Дописывают в схему к группе одноклеточных

Дописывают в схему к группе многоклеточные животные

Физкультминутка

1 мин.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Показ упражнений.

Повтор упражнений.

Закрепление нового материала.

Итог: Определение степени усвоения полученных знаний

10 мин.

Задание работаем в парах

Выполняют задание

На основе полученных знаний давайте выполним следующие задания.
Задание 1. Составление итоговой схемы (кластера)

Задание 2.Какие из перечисленных ниже признаков, относятся  :1) к растениям;

2) к животным; 3) ко всем организмам?

А) состоят из органических и неорганических соединений;

Б) Способны к обмену веществ и энергии;

В) Способны к активному передвижению;

Г) Самостоятельно синтезируют органические вещества;

Д)Состоят из клеток;

Е) Наличие в клетках хлоропластов

Задание 3: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения.

1. У коровы молоко на языке.
2. Волка ноги кормят.
3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
4. Собака – друг человека.
5. Грач на горе, весна на дворе.
6. Синица в избе, зима на дворе.

Рефлексия

2 мин.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения.

Выбрать цвет светофора, который соответствует

Зеленый – Все понял(а)

Красный – Многое было не понятно

Желтый- Понял, но не все

Домашнее задание

4 мин.

Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание.

Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник.

Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные».

2. Выберете задание:

  • Составьте кроссворд о животных (10 слов);
  • Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»;

Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленностьк жизни и значение его в природе и жизни человека



Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016 учебный год)

Номинация: Педагогические технологии: среднее образование

Название работы: Конспект урока по биологии в 5 классе (ФГОС). Тема: «Значение бактерий в природе и для человека»

Урок «Значение бактерий в природе и для человека»

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий. 

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес,  умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: 

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

коммуникативные: 

 - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

 Оборудование:

Учебник: биология 5 класс - И. Н. Пономарёва; раздаточные материалы, таблицы.

Ход урока:

Учитель: Я рада вас приветствовать на уроке. Давайте вспомним тему прошлого урока и решим тест, чтобы проверить ваши знания. Для выполнения тесового задания дается  3 минуты.

Тест.

  1. Клетка бактерий не имеет …

А. цитоплазмы;

Б. клеточной стенки;

В. оформленного ядра.

  1. Капсула нужна бактерии, чтобы___________________________________________  (допишите ответ)
  2. По типу питания бактерии относят …

А. автотрофам;

Б. гетеротрофам;

В. все ответы верны.

4. Как называются бактерии в клетках, которых содержится хлорофилл? (Ответ напишите)

5. Нужны ли бактерии в природе и жизни человека?

А. да,

Б. нет,

В. незнаю.

Учитель: Обсудим результаты работы. Были ли у вас сложности с ответами на вопросы и почему они возникли? (Скорее всего, затруднение вызовет последний вопрос, потому что не изучали этой темы).

Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).

А теперь давайте попробуем сформулировать цель урока.

Учащиеся: Цель урока – изучить роль бактерий в природе и жизни человека.

Учитель: Хорошо!

Вы подразделены на 4 группы. У каждой группы будет свое задание (раздаточный материал на столах у каждой группы), на выполнение которого отводится 10 минут, по завершению работы каждая группа  выступит перед одноклассниками (не более 3 минут). Выступать может один или несколько человек от группы.

Задания группам:

  1. Группа. При помощи текста в параграфе 10 «Роль бактерий в природе» на стр.42-43, и дополнительного материала (Приложение 2), составить рассказ от лица бактерии. Что могли рассказать про себя Бактерии, если бы умели говорить (Не менее 10 предложений).  
  2. Группа. При помощи текста в параграфе 10 «Роль бактерий в жизни людей» на стр.43-45, и дополнительного материала (Приложение 1), составить схему положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека. Подготовить выступление по этой схеме.
  3. Группа. При помощи дополнительного материала (Приложение 4) заполнить таблицу и подготовить выступление.

Название бактерии

Вызываемое заболевание

Как попадает в организм

Пр. 1. Вибрион Коха

Холера

Вода, пища, грязные руки.

2.

  1. Группа. При помощи дополнительного материала (Приложение 3) разработать правила гигиены, которые нужно соблюдать, чтобы не заболеть болезнями, вызываемыми бактериями. И к каждому правилу придумать лозунг (призыв). Подготовить выступление с лозунгами. Для удобства нужно заполнить таблицу.

Правило гигиены

Лозунг

  1. Нужно мыть руки перед едой.

«Мойте руки перед едой!»

Учитель: Заслушав выступления всех групп, давайте вместе оценим выступление каждой группы. На доске расчерчена таблица с нумерацией групп. Подойдите к доске и поставьте баллы которые, по вашему мнению, заслуживает выступление группы.

1 баллов – выступление было не связанно с заданием и  не интересным.

2 балла – выступление было полным и интересным.

Сформулируем выводы урока.

Учащиеся: Вывод: Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.

Учитель: Давайте вспомним цель нашего урока.

Учащиеся: Изучить роль бактерий в природе и жизни человека.

Учитель: Как вы думаете достигли ли мы цели?

Учащиеся: Да. (Поясняют)

Учитель: А теперь оценим свое настроение  в конце урока. Нарисуйте смайлик у себя в тетради.  (Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;  Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения; Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).

Домашнее задание:        

§10 , стр. 42-45, ответить на вопросы после параграфа (устно)

Учитель: Спасибо! Урок закончен.

Приложение 1

Роль бактерий в жизни человека

Бактерии – это примитивные одноклеточные живые организмы. Они распространены повсеместно: на поверхности или внутри других организмов (животных, растений, человека), в большом количестве встречаются в почве, водоемах. Прямо или косвенно бактерии играют важную роль в жизни человека.

Одной из сред жизни бактерий являются другие живые организмы, в том числе человек. Отношения, которые возникают при этом могут быть разными. Есть бактерии, которые приносят пользу. Так, в кишечнике человека живут бактерии (к примеру, кишечная палочка), которые способствуют процессам пищеварения, синтезируют некоторые витамины и препятствуют деятельности болезнетворных бактерий. В случае чрезмерного приема антибактериальных препаратов эти полезные бактерии погибают, что негативно отражается на здоровье. Сама же кишечная палочка, благодаря поселению в кишечнике человека, постоянно обеспечена питательными веществами.

В кишечнике домашних жвачных животных, которые составляют основу животноводства, (коров, коз, овец) также живут бактерии. Жвачные животные употребляют растительную пищу, богатую на клетчатку, но самостоятельно переваривать клетчатку не способны. Эту функцию выполняют бактерии.

Среди бактерий есть также немало паразитических видов, которые поселяясь в организме человека, растений и животных, провоцируют развитие разнообразных заболеваний. От больного в другой организм бактерии могут проникать вместе с едой, водой, воздухом, через покровы тела. Самый распространенный путь проникновения бактерий в организм человека – воздушно-капельный.

Болезнетворные бактерии могут переносить и кровососущие насекомые. Так, возбудителя чумы переносят блохи, а сыпного тифа – вши.

У человека бактерии вызывают такие заболевания, как ангину, дифтерию, туберкулез, тиф, дизентерию, холеру, и много других, у животных – бруцеллез, сибирскую язву, т.д. Бактериальные заболевания лечат с помощью антибиотиков и других лекарственных средств.

Бактерии широко используются в хозяйстве человека. Так, с древних времен человек применяет способность некоторых бактерий вызывать брожение для получения определенных продуктов: молочнокислой продукции (йогуртов, сыров, кефира), масляной и уксусной кислот, т.д. Без бактерий невозможно дубление кожи и изготовление льняного волокна.

Применяют определенные группы бактерий и в микробиологической промышленности для получения антибиотиков, витаминов и некоторых других веществ. В сельском хозяйстве их используют для силосования зеленых кормов.

Одна из важных проблем современности – это очищение сточных вод. В очистных сооружениях используют бактерии, которые разлагают органические остатки. Кроме того, изучая численность и видовой состав бактерий в воде можно определить степень загрязненности водоемов. С помощью некоторых бактерий человек борется с кровососущими животными, вредителями сельского и лесного хозяйства. Изобретены специальные бактериальные препараты, которые поражают только определенные виды вредных бактерий.

Бактерии могут наносить вред хозяйственной деятельности человека, к примеру, портить продукты питания. При этом бактерии вырабатывают ядовитые вещества, которые могут отравить организм человека или животного, если они будут употреблять в пищу испорченные продукты. Например, палочка ботулизма может развиваться в консервированных мясных и растительных продуктах, рыбе, колбасе, если при консервировании не придерживаться строгих правил технологического процесса. Чтобы полностью избавиться от бактерий в пищевых продуктах, предназначенных для длительного хранения, их стерилизуют либо пастеризуют.

Приложение 2

Роль бактерий в природе

Бактерии распространены повсеместно: в воздухе, в воде, в почве, в живых организмах. Бактерии были обнаружены даже на дне океана на глубине нескольких километров, в термальных источниках, температура воды которых достигает 90 градусов, в нефтеносных пластах, то есть они способны существовать в таких условиях, где другие живые организмы не встречаются вообще.

Благодаря жизнедеятельности почвенных бактерий совместно с другими организмами – растениямигрибами – обеспечивается плодородие почвы. В 1 грамме чернозема содержится около 10 миллиардов бактерий. Они разлагают органические вещества, оставшиеся от мертвых животных и растений, которые поступают в грунт. Благодаря этому, образуются неорганические вещества, которые позднее могут употреблять другие организмы, в том числе растения, а также выделяется углекислый газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Большое количество перегноя образуется бактериями при удобрении почвы навозом, при культивировании многолетних и однолетних травянистых растений, у которых отмирают многочисленные корни. При наличии кислорода в почве бактерии за короткий период времени подвергают превращению перегноя в минеральные вещества для питания растений, в том числе культурных.

С целью обеспечить лучшие условия для жизнедеятельности полезных почвенных бактерий в сельском хозяйстве проводят обработку и удобрение почвы. Благодаря рыхлению верхнего слоя почвы, сохраняется влага, и происходит обогащение почвы воздухом, что необходимо как для жизни культурных растений, так и для почвенных бактерий. Также и внесение навоза питает не только культурные растения, но и бактерии.

Цианобактерии и некоторые бактерии почвы способны усваивать азот воздуха и преобразовывать его в доступную для употребления растениями форму. Клубеньковые бактерии являются одной из таких групп бактерий. Они поселяются на корнях бобовых и некоторых других растений (облепихи, шелковицы). Клубеньковые бактерии способны усваивать азот из воздуха и продуцировать органические азотсодержащие вещества, обогащая ими почву.

Усваивая органические вещества, бактерии обеспечивают очищение водоемов. Но также они могут провоцировать обратный процесс – «цветение воды». Цианобактерии, зеленые и пурпурные серные бактерии вместе с растениями формируют запасы органических веществ в природе, образуя их из неорганических соединений. А цианобактерии еще и выделяют в атмосферу свободный кислород, которым дышат все живые существа. Образование залежей природного газа и нефти также происходило с участием определенных видов бактерий.

Жизнь на Земле невозможна без жизнедеятельности бактерий, так как они участвуют в круговороте веществ в природе, осуществляя химические превращения, не доступные ни животным, ни растениям.

http://beaplanet.ru/prokarioty/bakterii/rol_bakteriy_v_prirode.html

Приложение 3

Как болезнетворные бактерии попадают в организм человека.

Бактерии – очень распространенные организмы на нашей планете. Предположительное число их разновидностей – около миллиона. Изучено и описано приблизительно 10000 штаммов. Видовое разнообразие и условия жизнедеятельности позволяют им находиться в невозможных для жизни микроорганизма условиях. Бактерии устойчивы к температурным перепадам, а некоторые виды могут сохранять жизнь в условиях чрезвычайно высоких или чрезвычайно низких температур. Существуют группы бактерий, которые обходятся без доступа кислорода (аэробы), или устойчивы к химически агрессивным средам из-за способности образовывать защитную капсулу.

Такие разнообразные условия жизни бактерий создают потенциальную опасность для человеческого организма. Многие из видов бактерий давно проживают с человеком как симбионты, в том числе и патогенные (болезнетворные, их в таких случаях называют условно - патогенными). И до определенного момента они не представляют для организма человека опасности. Многие из симбионтов стали необходимым условием для поддержания здоровья человека и получили название полезной микрофлоры. Все остальные бактерии – это патогены, порой смертельно опасные.

Опасность патогенных видов бактерий заключается в том, что они в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, которые для человека (или животного) являются токсичными. А учитывая высокую скорость размножения бактерии, концентрация токсичных веществ увеличивается в короткие сроки. Эти сроки определяются инкубационным периодом различных бактериальных инфекционных заболеваний.

Пути попадания в организм человека патогенных бактерий разнообразны:

  • во время приема пищи (неправильная термическая обработка, несвежие продукты или испорченные в результате неправильного хранения, немытые ягоды, фрукты и овощи)
  • при нарушении целостности защитных кожных или слизистых покровов (ссадины, проколы, порезы, разрывы, ожоги)
  • в результате нарушения санитарных норм по обеззараживанию (при вдыхании пыли, водяного пара, с потоком воды) или личной гигиены.
  • В результате нарушения микрофлоры в самом организме человека, когда в составе микрофлоры начинают преобладать условно – патогенные бактерии, например в условиях стрессовой ситуации.

Приложение 4

Болезнетворные бактерии.

Существует особая группа микроорганизмов – Болезнетворные бактерии, которые еще носят название патогенных микробов. Они паразитируют на других организмах, вызывают различные инфекционные болезни человека, животных или растений.

Рассмотрим наиболее распространенные болезнетворные бактерии, которые поражают человека.

Вибрион Коха вызывает холеру. Заражение данными микроорганизмами происходит через воду, пищу, грязные руки и предметы, зараженные вибрионами. Источником распространения болезни являются больные и носители, в которых холера не развивается, но которые распространяют патогенные микробы среди других людей.

Бацилла Зонне и Флекснера обуславливает развитие дизентерии, распространяется среди населения такими же путями, что и предыдущие микроорганизмы.

Бацилла Коха является возбудителем туберкулеза. Передается другим людям от больных через воздух и капли, выделяемые при кашле зараженных людей.

Бацилла колостридиум тетанус становиться причиной тяжелого заболевания – столбняка. Заражение происходит при контакте с загрязненными колостридиями грунтом, а также при передаче патогенных микроорганизмов от больного животного или человека.

Геликобактерпилори – микроорганизм, который обуславливает развитие язвенной болезни.

Болезнетворные бактерии способны вызывать много других тяжелых заболеваний с поражением различных органов, которые требуют соответствующего лечения. Болезнетворные бактерии способны вызывать системный воспалительный ответ организма, тяжелые пневмонии, менингиты и даже сепсис с развитием шокового состояния, что приводит к смерти, поэтому важно предупреждать попадание патогенной флоры в организм. С этой целью применяют различные методы – антисептики и дезинфекции.



Предварительный просмотр:

Предмет: биология.

Класс: 5 в

Тема урока: «Лишайники»"

 Тип урока: проблемно-поисковый

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.

Организация пространства: групповая работа.

Оснащение урока: компьютеры, электронное приложение, учебник, мультимедиапроектор,   элементы для моделирования лишайника, карточки с заданиями, модель лишайника.  

 УУД: 

Познавательные   умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации  конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задачи:

Обучающая: изучить строение лишайника.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

 

- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

 

Организация пространства:  групповая работа

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1 . Организацион-ный момент

Ранжирование.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.(Слайд №1)

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

– Здравствуйте, ребята.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2)

                                       

Учащиеся разбиваются на группы согласно

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Поднимают руки, кто готов отвечать на 5

 

                     

       

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

                 

2.Мотивация. 

3.Определение целей и задач урока. Целеполагание.

4.Информационный блок (работа в группах по заданию учителя..)

5.Обобщение полученных на уроке сведений

6. Итоги урока.

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

Демонстрация

видеоролика о лишайнике на слайде

работа в технологической карте

Работа в технологической карте

Работа по тексту учебника

Работа по тексту  с использованием электронного приложения к учебнику

.

на слайде

на слайде

Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да.  Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы  вылетаем из аэропорта МКОУ СОШ №25 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд№3)

-Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса).

-Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.)

-А вы хотели бы узнать , что это за организмы? (да)

Ребята, что вам известно о лишайниках?

Сформулируйте тему урока.

Запишите в технологической карте.

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. Для этого обратитесь к технологической карте урока.  Отметьте, чего бы вы хотели добиться на уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)см Приложение.)

А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

Для этогосейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна!Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?

-Для этого  поработаем с Интернет –ресурсами, откройте страничку  в Википедия и найдите обьяснение термину «Манна небесная».

Какую информацию вы узнали?

- Что же бросились собирать люди?( лишайники)

Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.


1 группа – строение лишайника,

2 группа – питание лишайника, значение

3 группа – размножение и рост лишайника.

Музыкальная физминутка.

Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд№6)

– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд  14)

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися.

Самооценка знаний обучающихся  . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Вывод: Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.

Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока?

Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока?

(использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 )

– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:

Я узнал..

Я умею…

У меня есть вопросы..

Самооценка знаний обучающихся  

Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием.

  • . Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №9 ) Спасибо всем за внимание.

 Смотрят видеоролик,готовятся к ответу

Отвечают на вопросы

Записывают тему в технологической карте урока.(Лишайники)

учащиеся самостоятельно формулирую цели урока

2-3 ученика зачитывают поставленные цели.

Выступления учащихся о результатах работы

учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Выполняют под музыку

читают, заполняют технологическую карту

 Отчет представителей каждой группы.

находят необходимую информацию читают, заполняют

таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки

отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

 

Диффер.контроль.

Работа в группах

Индивид.

выступление.

 Индивид.

Выступление (опережающее задание)

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются вкарте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(материала учебника, электронного приложения)

Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

Познавательные: ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность

   

 

Приложение

Технологическая карта урока

дата ________________________   Тема урока: ________________________________________

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, каковы особенности строения лишайников

Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском

Узнать, что  изучает наука «Лихенология»

Узнать, от чего зависит окраска лишайников

Узнать, каково значение в природе и жизни человека

Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

Научится искать нужную информацию в интернете

Среда обитания лишайников

Пополнить свой словарный запас

Отдохнуть на уроке

  1. Рассмотрите рисунок,  укажите части лишайника.

Рисунок №1.

2.Классификация лишайников.

Карточка № 1

Выделяют  ___________ типа слоевищ

        

Типы слоевищ

Особенности строения

Работа с коллекцией лишайников

№1 -

№2 -

№3 -

Определите слоевище лишайников

post-12160-1219390158

A_rock_with_lichen_thereupon

2005_yaschera1_lishajnik

№ 1

№ 2

                                  № 3

3.Значение лишайников в природе и жизни человека

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Урок по биологии «Лишайники».

Разработан

учителем биологии

Шишовой Ириной Анатольевной

                                                                                                                 

Россошь,      2014г



Предварительный просмотр:

Класс: 5

Четверть: II

УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.

Тема: “Многообразие живых организмов”

Тема урока: “Растения”

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник “Анатомия 8 класс”.

Список используемой литературы:

1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.

Цели урока:

  • обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
  • развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность

Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросл; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения” (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал

Этап урока

Содержание учебного материала. 
Деятельность учителя

Деятельность 
обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

- Что изучали на прошлом уроке?

- Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2)

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану

Ф

 

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

- Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)

  • размер
  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания

- Каково значение бактерий в природе и для человека?

 

И

Коммуникативные:управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение

- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Отстаивание своей точки зрения

 

 

 

 

 

Самооценка, взаимооценка

Ф

 

 

 

Г

 

 

П

 

- Что оказалось лишним? (Слайд 2)По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой.Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)

  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания

 

 

Учащиеся соотносят свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом)

И

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

- Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта

1) Отличительные особенности растений от других организмов

- Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах.

 

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Маршрутный лист №1

Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.

  1. Определите преобладающий цвет растений. Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
  2. Выясните, почему растения являются автотрофами. Используйте текст учебника на стр.46, 2 абзац.
  3. Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

2). Изучение многообразие растений

- Что изучает систематика?

На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.

- Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2.

 

 

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Устное представление результатов совместной работы.

 

 

П

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Маршрутный лист №2

1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги.

2. Составьте рассказ по плану:

  • особенности строения
  • местообитание
  • значение

3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5)

4) Самооценка

 

 

Самостоятельная работа в группах с источниками информации.

Устное представление результатов совместной работы.

 

 

Г

 

 

 

 

 

И

 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1). Назовите общие признаки растений.

2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей.

3). Какова роль растений в природе?

4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй.

Выполняют задания

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения(Слайд 6)

1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.

2. Растения растут только определённый период в жизни.

3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.

4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода.

5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.

6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.

Проверьте правильность выполнения задания.

Ответы (1,3,5,6)

Самопроверка, самооценка

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Дайте обоснованный ответ.

- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7)

- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8)

- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9)

- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10)

- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

Решение биологических задач

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

П.11, ответить на вопросы стр.51

Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11)

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Продолжите любое высказвание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что... (Слайд 12)

Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Предварительный просмотр:

Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерий

Задача урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.

Ход урока

  1. Проверка знаний

Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).

  1. Изучение нового материала

Вступительное слово: СЛАЙД 1

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны своить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!

Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг СЛАЙД 2

На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если вы правильно подберете в соответствие названия и формы, то в результате получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.

Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)

Стрептококки (цепочки из кокков) (И)

Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)

Вибрионы (в виде запятой) (Р)

Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)

Бациллы (в виде палочек) (Б)

Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

Строение бактерий -назвать органоиды бактерий( рисунок на доске).

Распространение бактерий. "Последние новости".

бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий

в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.

  1. Споры бактерий (работа с учебником).
  1. Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении. СЛАЙД 4-6
  2. Домашнее задание

Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 4 в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии для 10 класса "Фотосинтиез"

Конспект урока биологии в профильном 10 классе с использованием кейс- технологии....

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...