Рабочая программа биология 10 класс Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Гладышева Оксана Витальевна
Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой ООО МОАУ СОШ №3, школьным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) учебным планом МОАУ СОШ №3, примерной образовательной программой среднего общего образования по биологии с учетом авторской программы «Биология 6-11 класс»-М.:Дрофа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»

Рабочая программа учебного предмета

по биологии для 10 класса (профильный уровень)

на 2017/18 учебный год

Учитель: Гладышева Оксана Витальевна.

Количество  часов за год - 105,  в неделю - 3

        Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой СОО МОАУ СОШ №3, школьным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  учебным  планом МОАУ СОШ №3, примерной образовательной  программой среднего общего образования по биологии с учетом авторской  программы «Биология 6-11 класс»-М.:Дрофа,2005, автор Н.И.Сонин. На изучение биологии на профильном уровне отводится 105 часов. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений: (В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – стереотип – М: Дрофа.2010).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС.

В результате изучения биологии обучающиеся 10 класса должны:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС

РАЗДЕЛ  1.

Введение в биологию. Многообразие живого мира.

Основные свойства живой материи. (5 часов)

        Введение в биологи. Содержание и построение курса общей биологии. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

        Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

        Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части  и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

        Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Основные понятия.

Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме.

Темы рефератов:

  1. История развития биологии.
  2. Биология в системе культуры.
  3. История становления взглядов о понятии «жизнь».
  4. Методы современной биологии.
  5. Значение биологии в современном обществе.
  6. Место биологии в системе естественных наук.  

Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.
  2. Анализ современного состояния биологических исследований.
  3. XXI век – век биологии?

РАЗДЕЛ 2.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (8 часов)

        История представлений о возникновении жизни на Земле. Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка

зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца.         Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия).

        Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Теория происхождения протобиополимеров.

        Современные представления о возникновении жизни на Земле. Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Эволюция пробобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.

        Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).

        Основные понятия. Теория академика А.И. Опарина. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Коацерватные капли. Теория биогенеза. Теория абиогенеза. Пробионты.

Темы рефератов:

  1.  Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.
  2.  Различные взгляды на возникновение жизни на Земле.
  3.  Зарождение жизни и эволюция пробионтов.
  4.  Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности.
  5.  Молекулярная эволюция.
  6.  Ископаемые бактерии и их роль в эволюции и преобразовании биосферы древней Земли.
  7.  Первичные этапы химической эволюции органических молекул на Земле.

Темы творческих  и исследовательских работ:

1. Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка   состояния современного научного знания в решении этого вопроса.

РАЗДЕЛ 3

Учение о клетке. (34 часа)

Химическая организация клетки. (13  часов)

        Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в клетке. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.

        Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

        Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.

        Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.

        Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения.

        Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции.

        Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных.

        Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

        Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).

Лабораторные работы № 1, 2.

« Определение крахмала в растительных клетках». 

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

Темы рефератов:

  1.  История развития цитологии.
  2.  Развитие и совершенствование цитологических методов.
  3.  Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.
  4.  Вода – основа жизни клетки.
  5.  Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.
  6.  Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.
  7.  Ферменты – биологические машины.
  8.  Современные представления о гене.
  9.  Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.
  10. Применение ферментов в медицине.
  11. Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.

Темы творческих и исследовательских работ:

  1.  Изучение влияния различных факторов на процесс денатурации белков и биологического значения денатурации.
  2.  Изучение влияния интенсивности света на биосинтез органических веществ.

Метаболизм – основа существования живых организмов. (10 часов)

        Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Процессы метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур.

        Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм, иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ.

        Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Практические работы:

  1. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
  2. Сравнение процессов брожения и дыхания.

Демонстрация. 

Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.

Строение и функции клеток. (11 часов)

        Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.

        Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.

        Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

        Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения.

        Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр.

        Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

        Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра.

        Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине.

        Клонирование растений и животных. Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

        Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

 

Демонстрация. 

Схемы строения клеток различных прокариот. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Биографии    ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Лабораторные  работы № 3, 4.

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

 

Основные понятия. 

Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Темы рефератов:

1. История развития цитологии.

2. Развитие и совершенствование цитологических методов.

3. Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.

4. Вода – основа жизни клетки.

5. Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.

6. Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.

7. Ферменты – биологические машины.

8. Современные представления о гене.

9. Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.

10. Применение ферментов в медицине.

11.  Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.

  1. Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.
  2. Биофизика цитоплазматических мембран.
  3. Принципы структуры и функционирования рибосом.
  4. Современные представления о строении митотических хромосом.
  5. Вирусы, особенности функционирования и размножения.
  6.  Клетка как архитектурное чудо.
  7. Преобразование энергии в митохондриях.
  8. Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.
  9. Регуляция синтеза белков.
  10. Гипотезы возникновения вирусов.
  11. Значение знаний о строении и принципах функционирования биологической мембраны для медицины.
  12. Значение клеточной теории для развития биологии.
  13. Клетка  - доказательство единства живой и неживой природы.
  14.  Клетка – генетическая единица живого.

РАЗДЕЛ 4.

Размножение и развитие  организмов. (19 часов)

Размножение организмов. (9 часов)

        Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;   вегетативное  размножение.  Биологический  смысл и  эволюционное  значение бесполого размножения.

        Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них.

        Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

        Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера.

        Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

 

Демонстрация. 

Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки,  представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.

Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические  препараты различных  тканей  млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.

Основные понятия. 

        Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).  (10 часов)

        Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция.

        Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Закономерности постэмбрионального периода развития.

        Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

        Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша.

        Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.

        Регуляция развития растений; фитогормоны.

        Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).

        Работы академика А. Н. Северцова,  посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

                Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение. Таблицы,  иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).  Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие   последствия   употребления   алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. 

Этапы эмбрионального развития  растений   и  животных.   Периоды  постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

Темы рефератов:

  1.  Значение воспроизведения для эволюции органического мира.
  2.  Передача генетической информации при вегетативном размножении.
  3.  Клонирование растений и его практическое применение.
  4.  Преимущества полового размножения, значение его появления в эволюции органического мира.
  5.  Эволюция полового размножения у растений.
  6.  Эволюция полового размножения у животных.
  7.  Теория зародышевых листков, их производные.
  8.  Репродуктивный цикл у млекопитающих и его гормональная регуляция.
  9.  Влияние алкоголизма и наркомании родителей на стадии эмбрионального развития организма человека.
  10. Перестройки генетического материала в онтогенезе.
  11. Использование знаний о механизмах онтогенеза в практической деятельности человека.
  12.  Развитие организма и окружающая среда.
  13. Факторы, влияющие на развитие организма.
  14. Основные этапы эмбрионального развития человека.
  15. Влияние факторов среды на рост и развитие организмов.

Темы творческих и исследовательских работ:

  1.  Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений.
  2.  Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений.

РАЗДЕЛ 5

Основы генетики и селекции (34 часа)

Основные понятия генетики. (1 час)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Демонстрация. Биографии великих генетиков.

Закономерности наследования признаков (20 часов)

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность.

Связь между генами и признаками.Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления.

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности.

Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Демонстрация. 

Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Лабораторная работа № 5.  «Решение генетических задач».

Основные закономерности изменчивости. (7 часов)

        Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы.

        Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение).

        Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

        Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

 Демонстрация.   

Примеры   модификационной   изменчивости. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторные  работы № 6, 7, 8.

«Описание фенотипов комнатных и с/ х растений»

«Изменчивость. Построение вариационного ряда и кривой»

«Изучение изменчивости»

Основы селекции. (5 часов)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. 

        Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков.

        Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. 

Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений.

 Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Темы рефератов:

  1.  История развития генетики и ее методов исследования.
  2.  Генетика  - одна из наиболее точных отраслей биологической науки.
  3.  Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов.
  4.  Как фенотип «маскирует» генотип?
  5.  Причины расщепления признаков с позиции современной науки.
  6.  Законы Г. Менделя и Т. Моргана – фундаментальные открытия в биологии.
  7.  Значение изучения вопросов генетики пола для медицины и селекции.
  8.  Гены и поведение животных и человека.
  9.  Контроль генов за развитием клеток.
  10. Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира.
  11. Экспериментальное получение мутации.
  12. Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами.
  13. Использование знаний о закономерностях изменчивости в сельском хозяйстве.
  14. Мутации и их роль в эволюции органического мира.
  15. Зависимость проявления генов от условий внешней среды.

Темы исследовательских работ:

  1.  Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании различных растений.


Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе по учебнику  В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.

«Общая биология», 105 часов (3 часа в неделю, профильный уровень)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока, тип урока

Элементы содержания образования

Д/з

РАЗДЕЛ 1. Введение в биологию. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (5 часов)

1.

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Введение. Содержание и построение курса общей биологии.

Вводный урок. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

§ 1.1

2.

2. Уровни организации жизни.

Урок открытия нового знания.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный.

§ 1.1

3.

3. Биогеоценотический и биосферный уровни организации жизни.

Урок открытия нового знания.

Уровни организации живой материи и принципы их выделения; организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Записи в тетради.

§ 1.2

4.

4. Основные свойства жизни.

Урок открытия нового знания.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части  и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Повторить

§ 1.1.-1.2.

5.

5. Зачет 1. «Биология как наука»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (8 часов)

6.

1. История представлений о возникновении жизни на Земле

Урок открытия нового знания.

        Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия).

§ 2.1.1.-

2.1.2.

7.

2. Предпосылки возникновения жизни на Земле.

Урок открытия нового знания.

        Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ.

§ 2.1.3.-

2.1.4.

8.

3. Современные представления о возникновении жизни на Земле. 

Урок открытия нового знания.

        Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.

§ 2.2.1.-

2.2.2.

9.

4. Теория  происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов.

Урок открытия нового знания.

Теория происхождения протобиополимеров.  Термическая теория. Низкотемпературная теория. Теория адсорбции. Коацерватная теория. Свойства коацерватов.

§ 2.3

10.

5. Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала.

Урок открытия нового знания.

Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала.

§ 2.4

11.

6. Гипотеза возникновения генетического кода.

Урок открытия нового знания.

Гипотеза возникновения генетического кода. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода.

§ 2.4. прочитать записи в тетради

12.

7. Начальные этапы биологической эволюции. 

Урок открытия нового знания.

События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.

§ 2.5

13.

8. Возникновение фотосинтеза.

Урок открытия нового знания.

Появление фотосинтеза. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов.

§ 2.5 прочитать лекцию

РАЗДЕЛ 3. Учение о клетке. (34 часа)

Химическая организация клетки. (13 часов)

14.

1. Методы изучения клетки

введение в цитологию.

Урок открытия нового знания.

       Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

стр. 85

15.

2. Химический состав клетки. Неорганические соединения.

Урок открытия нового знания.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в клетке. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.

§ 3.1, записи в тетради

16.

3. Неорганические соединения. Вода и минеральные соли. 

Урок открытия нового знания.

Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

§ 3.1

17.

4. Органические вещества клетки.

Биополимеры. Общая характеристика. Белки, их строение. Урок открытия нового знания.

       Органические молекулы. Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение.

§ 3.2.-

§ 3.2.1.

Прочитать лекцию

18.

5. Свойства белков. Уровни организации белковой молекулы.

Структура белка. Функции белков.

Урок открытия нового знания.

       Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.

§ 3.2.1.

Прочитать лекцию

19.

6. Решение задач по теме «Белки».

Урок-практикум.

Решение задач на вычисление молекулярной массы белков.

Прочитать лекцию

20.

7. Решение задач по молекулярной биологии. 

Урок-практикум.

Решение задач по молекулярной биологии.

Прочитать лекцию

21.

8. Биополимеры. Углеводы.

Лабораторная работа № 1

«Определение крахмала в растительных клетках». 

Лабораторная работа № 2

 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

   Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.

Сообщения § 3.2.1.

стр. 102-103

22.

9. Жиры. Липиды.

Урок открытия нового знания.

   Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.

§ 3.2.2.

Зад. 1 с.30

23.

10. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК.

Урок открытия нового знания.

ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК.

§ 3.2.4. с.106 - 109

24.

11. Генетический код, свойства кода. Строение и функции РНК. Виды РНК.

Урок открытия нового знания.

Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах.

§ 3.2.4  с. 109 - 112

25.

12. АТФ и другие органические соединения в клетке.

Урок открытия нового знания.

Аденозинфосфорные кислоты. АТФ и АДФ. Регуляторные и сигнальные вещества. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Записи в тетради

26.

13. Решение задач на строение нуклеиновых кислот. «Редупликация молекулы ДНК и ее достраивание».

Урок практикум.

Задачи на декодирование молекул ДНК и РНК.  

Редупликация молекулы ДНК и ее достраивание. Задачи на копирование ДНК. Решение задач на процентное содержание нуклеотидов в нуклеиновых кислотах.

Записи в тетради

Метаболизм – основа существования живых организмов. (10 часов)

27.

1. Пластический обмен.

Урок открытия нового знания.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Процессы метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Пластический обмен. Матричный характер реакций биосинтеза

 § 4.1

Зад.4,5 с.38 Р.т.

28.

2.Транскрипция. Трансляция.

 Урок открытия нового знания.

Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции. Этапы трансляции. Биосинтез белка. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм, иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм.

Стр 122-123

29.

3. Решение задач по теме «Биосинтез белка».

Урок практикум.

Ключевые понятия: транскрипция, трансляция. Процесс биосинтеза белка.

Записи в тетради

30.

4. Решение задач по теме «Биосинтез белка».

Урок практикум.

Ключевые понятия: транскрипция, трансляция. Процесс биосинтеза белка

Записи в тетради

31.

5. Энергетический обмен-катаболизм. Подготовительный и кислородный этапы.

 Урок открытия нового знания.

Энергетический обмен; структура и функции АТФ.

Этапы энергетического обмена в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в клетке

§ 4.2.

Зад.1,2

32.

6. Энергетический обмен-катаболизм. Бескислородный этап.

Практическая работа № 1.

Сравнение процессов брожения и дыхания.

Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ.

§ 4.2.

Зад.3-4

33.

7. Автотрофный тип обмена веществ.

Урок открытия нового знания.

Автотрофные и гетеротрофные организмы.

§ 4.3. с.126 - 129

34.

8. Фотосинтез.

Урок открытия нового знания.

Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии.

§ 4.3. с.126 - 129

Зад. 4-5 с.42 Р.т.

сообщения

35.

9. Хемосинтез.

Практическая работа № 2. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Ключевые понятия: хемосинтез, хемотрофы.

Серобактерии, нитрифицирующие бактерии, водородные бактерии

Энергия окислительно-восстановительных реакций – источник энергии для реакций. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Реакции хемосинтеза. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

§ 4.3 весь

Зад.6-7 с.43 Р.т., подготовиться к зачёту

36.

10. Зачет «Обмен веществ и энергии в клетке».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Строение и функции клеток. (11 часов)

37.

1. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические  клетки. 

Урок открытия нового знания.

Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки.

§ 5.1

38.

2. Строение и жизнедеятельность прокариот.

Урок открытия нового знания.

Ключевые понятия: кольцевая хромосома, мезосома, прокариоты

Бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии)

Строение и жизнедеятельность. Значение прокариот в биоценозе. Особенности обмена веществ Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.

§ 5.1 стр 135-136

39.

3. Бактериальная клетка, особенности её строения.

Урок открытия нового знания.

Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.

Записи в тетради

40.

4. Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Лабораторная  работа № 3

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Наружная клеточная мембрана. Функции: рецепторная, транспортная, межклеточные рецепторы. Жидкостно-мозаичная модель строения. Химический состав. Межмембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. 

§ 5.2.1 с. 143 – 147 до эндоплазматической сети

41.

5. Строение и функции органоидов клетки.

Урок открытия нового знания.

Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии -энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр.

§ 5.2.1

42.

6. Строение и функции ядра.

Урок открытия нового знания.

Ключевые понятия: кариоплазма. Ядро живой клетки. Строение ядра. Функции структурных компонентов ядра Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра.

§ 5.2.2

Зад.5, 7

43.

7. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. 

Урок открытия нового знания.

Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма.

§ 5.3

44.

8. Особенности строения растительных клеток.

Лабораторная  работа № 4.

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. 

§ 5.4

45.

9. Хромосомы.

Урок открытия нового знания.

Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

Записи в тетради

46.

10. Клеточная теория строения организмов.

Урок открытия нового знания.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

§ 5.5

47.

11. Неклеточные формы жизни.

Урок открытия нового знания.

Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

§ 5.6.

Зад. 2, 6

РАЗДЕЛ 4. Размножение и развитие  организмов. (19 часов)

Размножение организмов. (9 часов)

48.

1. Размножение организмов. Бесполое размножение.

Практическая работа № 3

«Вегетативное размножение растений»

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;   вегетативное  размножение.  

§ 6.1

49.

2. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Урок открытия нового знания.

Биологический  смысл и  эволюционное  значение бесполого размножения.

§ 6.1 «Термино-логия»

50.

3. Половое размножение.

Урок открытия нового знания.

Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. Виды оплодотворения. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих.

§ 6.2

51.

4. Развитие половых клеток.

Гаметогенез.

Урок открытия нового знания.

Периоды образования половых клеток: размножение и рост.

Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Гаметогенез, стадии развития.

§ 6.2

52.

5. Митоз.

Урок открытия нового знания.

Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них.

Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

Записи в тетради

53.

6. Жизненный цикл клеток.

Урок открытия нового знания.

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток.

Записи в тетради

54.

7. Мейоз

Урок открытия нового знания.

Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера.

§ 6.2 до осеменения и оплодотво-рения

55.

8 .Оплодотворение

Урок открытия нового знания.

Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

§ 6.2, подготовиться к зачёту.

56.

9. Зачет «Размножение организмов».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Записи в тетради

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (10 часов)

57.

1. Индивидуальное развитие организмов. Краткие исторические сведения.

Урок открытия нового знания.

Ключевые понятия: онтогенез. Биогенетический закон. Учение о зародышевых листках А.О.Ковалевского. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).

§ 7.1

Зад.3

58.

2. Эмбриональное развитие.

Урок открытия нового знания.

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы.

§ 7.2., 7.2.1

60.

3. Этапы эмбрионального развития.

Урок открытия нового знания.

Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция.

§ 2.2 – 7.2.3

Зад 4, 6, 7

61.

4. Особенности индивидуального развития позвоночных.

Урок открытия нового знания.

Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Особенности онтогенеза позвоночных

§ 7.2.1-7.2.3,

62.

5. Постэмбриональный период. Непрямое развитие.

Урок открытия нового знания.

Периоды постэмбрионапьного развития. Непрямое развитие.

Стадии развития с метаморфозом. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго).

§ 7.3., сообщения

63.

6. Прямое развитие.

Урок открытия нового знания.

Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Записи в тетради

64.

7. Онтогенез высших растений.

Урок открытия нового знания.

Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Биологическое значение двойного оплодотворения. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.  Закономерности постэмбрионального развития растений.

Записи в тетради, сообщения

65.

8. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

Урок открытия нового знания.

Закон Бэра. Онтогенез. Работы академика А. Н. Северцова,  посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков)

§ 7.4 с. 235 – 236

66.

9. Биогенетический закон.

Урок открытия нового знания.

Ключевые понятия: эмбриональная дивергенция.

Биогенетический закон.

Единство происхождения животного мира

§ 7.4

Зад.5

67.

10. Биологическая продолжительность жизни. Развитие организма и окружающая среда.

Урок открытия нового знания.

Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие. Природные механизмы, снижающие интенсивность влияния на стадии развития организм.

§ 7.5.

Зад.3

РАЗДЕЛ 5. Основы генетики и селекции. (37 часов)

Основные понятия генетики. (1 час)

68.

1.Основные понятия генетики.

Урок открытия нового знания.

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Закономерности наследования признаков. (20 часов)

69.

1. Современные представления о гене.

Урок открытия нового знания.

Ключевые понятия: ген, геном. Молекулярно-генетический уровень проявления признака. Строение гена эукариот. Организация генома.

Записи в тетради

70.

2. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод.

Урок открытия нового знания.

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность.

§ 9.1.

Зад. 3

71.

3. Первый закон Менделя.

Урок открытия нового знания.

Связь между генами и признаками.Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования.

§ 9.2, 9.2.1

Зад.7

72.

4. Второй закон Менделя

Урок открытия нового знания.

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Расщепление по генотипу и фенотипу. Условия проявления рецессивного признака. Число гамет, несущих разные аллели одинаково. Гипотеза чистоты гамет. Второй закон Менделя — закон расщепления.

§ 9.2.2, 9.2.3

Зад 5, 6

73.

5. Полное и неполное доминирование

Урок открытия нового знания.

Наследование окраски венчика ночной красавицы. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа. Множественный аллелизм – один признак контролируется несколькими генами.

Механизм неполного доминирования.

§ 9.2.1., 9.2.3.

Зад.1

74.

6. Решение задач на полное и неполное доминирование.

Урок практикум.

Составлять схемы. Решать биологические задачи.

75.

7. Решение задач на моногибридное скрещивание.

Урок практикум.

Решать биологические задачи.

§ 9.2.4.

Зад.2

76.

8.Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Урок открытия нового знания.

Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Закон независимого комбинирования.

§ 9.2.4.

Зад.5

77.

9. Решение задач на дигибридное скрещивание.

Урок практикум.

Решение биологических задач по теме «Дигибридное скрещивание».

78.

10. Генетическое определение пола.

Урок открытия нового знания.

Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Записи в тетради.

79.

11. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Урок открытия нового знания.

Цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцепленного наследования. Закон сцепленного наследования генов.

Хромосомная теория наследственности.

§ 9.3.

Зад.3, 5

80.

12. Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

Урок практикум.

Расстояние между генами.

Повт. § 9.3

81.

13. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Урок открытия нового знания.

Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола.

§ 9.4

Зад. 4, 5

82.

14. Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».

Урок практикум.

Наследование гемофилии и дальтонизма у человека и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцепленного с полом наследования.

Составить задачу.

83.

15. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Урок открытия нового знания.

Особенности наследования качественных и количественных признаков. Использование явления гетерозиса в практике сельского хозяйства. Аллельное и неаллельное взаимодействие генов.

Записи в тетради.

84.

16. Практическая работа «Решение генетических задач».

Урок практикум.

Наследование групп крови у человека. Неаллельное взаимодействие генов.

Подготовиться к семинару.

85.

17. Семинар по теме «Основные закономерности наследственности».

Урок – семинар.

Законы наследственности

86.

18. Характер наследования признаков у человека.

Методы генетики человека.

Урок открытия нового знания.

Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека.

87.

19. Генные и хромосомные аномалии человека.

Урок открытия нового знания.

Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Подготовиться к зачёту.

88.

20. Зачет «Закономерности наследования признаков». 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Основные закономерности изменчивости.  (7часов)

89.

1. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Урок открытия нового знания.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

§ 10.1 до с.302

90.

2. Мутации.

Урок открытия нового знания.

Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы.

§ 10.1 до конца

91.

3. Зависимость проявления генов от условий среды (фенотипическая изменчивость).

Лабораторная  работа № 6

«Описание фенотипов комнатных и с/ х растений».

Влияние степени силы и продолжительности действия фактора на проявление модификаций. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч.Дарвина о ненаследственной изменчивости среды. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

§ 10.2

Зад. 5,6

92.

4. Комбинативная изменчивость.

Урок открытия нового знания.

Лабораторная  работа №  7

«Изменчивость. Построение вариационного ряда и кривой».

Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. 

§ 10.2

Зад. 7,8

95.

5. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Лабораторная  работа №  8

«Изучение изменчивости».

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Записи в тетради

96.

6. Фенотипическая, модификационная, изменчивость.

Лабораторная работа № 9 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость.

Подготовиться к семинару.

97.

7. Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости».

Урок-семинар.

Основные закономерности изменчивости.  

Основы селекции. (5 часов)

98.

1. Создание пород животных и сортов растений.

Урок открытия нового знания.

Цели и задачи селекции

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Учение о центрах происхождения культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.

§ 11.1

99.

2. Методы селекции растений и животных.

Урок открытия нового знания.

Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

§ 11.2

100.

3. Селекция микроорганизмов.

Урок открытия нового знания.

Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Записи в тетради

101.

4. Достижения современной селекции.

Урок открытия нового знания.

Современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Подготовиться к зачёту

102.

5. Зачет «Основные закономерности изменчивости».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

103-105.

Резерв. Повторение материала.


Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Общая Биология. 10 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений/ Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И.- М.: Дрофа, 2010.-285
  • Рабочая тетрадь к учебнику  Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б.,Сонин Н. «Общая биология. 10 класс» 2010 г., базовый уровень.
  • Ловкова Т.А., Сонин Н.И. «Общая биология». 10 класс. Методическое пособие.2008
  • «Общая биология». 10 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. ООО «Дрофа»,2011

Дополнительная литература для учителя

  1.   Болгова И.В. Сборник задач по Общей Биологии для поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век»  «Мир  и  образование» 2005
  2. Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология – М., Дрофа 2004
  3.  А.А. Каменский А.С. Маклакова Н.Ю. Сарычева Биология. Экзамены. Зачеты .Тестирование.  полный курс подготовки М. РОСМЕН 2005
  4.  ЕГЭ Биология  Репетитор. М. Просвещение Эксмо 2006
  5. ФИПИ Реальные задания  ЕГЭ 2008 г. М., Астрель 2007
  6. ЕГЭ  Биология М., Интеллект-Центр 2007
  7. Мезина С.И. Обучающий задачник по генетике Новосибирск Наука 2004
  8.   Анастасова Л.П. Кучменко В.С. и др  Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии М.,  Вентана - Граф 2006 г.
  9. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. Задачи и дополнительный материал  класс  М., Владос  2004

Электронная поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный  практикум  Биология 6-11 класс (учебное электронное издание 6-11 класс)

- «Кирилл и Мефодий»,Электронное учебное издание Дрофа. 2011

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://chemistry48.ru

www.bio.1septemb@r.ra  - газета «Биология» - приложение к «1 cентября»

www.bio.nature.ru  -  научные новости биологии

www.edios.ra  - Эйдос - центр дистанционного образования

 www.km.ru/ediicatlon  - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл     и Мефодий»

www.bio.1september.ru   

www.bio.nature.ru

www.edios.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 7 класс сонин

2 часа в неделю 68 часов УМК Сонин...

Рабочая программа, "Биология",5 класс, Сонин Н.И.

Содержит пояснительную записку, требования к образователбным результатам учащихся....

Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....

Рабочая программа биология 11 класс Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...

Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....