Урок по биологии в 5 классе."Царства живой природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

На уроке учащиеся узнают о существовании классификации живых организмов,  о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных и о вирусах .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_5_klasse._tsarstva_zhivoy_prirody.doc92.38 КБ

Предварительный просмотр:

биология-5 класс

Тема 2. Многообразие живых организмов

Задачи темы:

  • объяснить, какие группы организмов существуют на Земле;
  • охарактеризовать различия между многоклеточными, одноклеточными и неклеточными организмами;
  •  раскрыть значение многообразия живых организмов;
  • продолжить формирование умения изучать объекты природы с помощью лупы и микроскопа

Основные понятия темы

Систематика, вид, род, царство, вирусы, бактерии, цианобактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, симбиоз, флора, цветковые и голосеменные растения, мхи, папоротники, хвощи плауны, водоросли, фауна, простейшие, хордовые, грибница, гифы, сапротрофы, паразиты, грибокорень (микориза), шляпочные грибы, плесневые грибы, дрожжи, лишайники, биологическое разнообразие

Тема урока: Царства живой природы

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока (для учителя): формирование представления о систематике как науке.

Планируемый результат: учащиеся должна знать о существовании классификации живых организмов. Знать о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных и о вирусах  — как представителях неклеточной формы жизни, знать о меры профилактики вирусных заболеваний.

Задачи урока:  

Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу. инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Обучающая:  Научить объяснять сущность термина «классификация»,

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

  Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Оборудование урока: презентация, таблица «Вирусы», учебник, объекты живой природы из различных систематических групп  рисунки, фотографии животных , растений, грибов, водорослей, бактерий

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Конспект

УУД

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:


2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

4.Реализация построенного проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу

7.Включение в систему знаний повторения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На столе определители растений и животных.

На доске рисунки, фотографии животных  растений, грибов, водорослей, бактерий

Учитель: Мир живых организмов многообразен, перед  учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания. Как вы думаете, на какие группы можно разделить все живые организмы?  (ответы учащихся, определение цели и задач урока)

Живых организмов очень много. Найдите в учебнике информацию о количественном составе живых организмов, сколько из них открыто и описано? Описание разных растений и животных можно найти в специальной литературе, но информации очень много. Что нужно сделать, что бы не запутаться?  (ответы учащихся).

Итак, у нас возникла трудность, мы не знаем, что нужно сделать с большим объемом информации.  Создадим проект выхода из создавшейся ситуации.

Цель проекта, план и средства достижения цели определяют учащиеся, работая в парах

Работа в группах.

  1. Пользуясь учебником, узнайте, что такое классификация? Какие признаки используются при классификации живых организмов?
  2. Что такое вид? Рассмотрите рисунок 27 с. 36, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?

царство

Заполните схему

вид

  1. Рассмотрите рисунок 28. Какие из указанных царств вам знакомы?
  2. Назовите царства живых организмов состоящие из клеток. Почему вирусы занимают особое место в живой природе?
  3. В чем особенности строения вирусов. Какие вирусные заболевания вам известны?

Представители групп по очереди отвечают на вопросы, схема заполняется на доске, о вирусах учащиеся рассказывают с использованием таблицы

Допишите предложения

Распределения организмов по группам – это

Основная и наименьшая единица классификации – это

Раздел биологии, посвященный классификации живой природу – это

Представители неклеточной формы жизни - это

С. 38 ответить на вопросы

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Чему мы научились на этом уроке?

Домашнее задание: §8, вопросы, прочитать текст на с. 38, определить цель эксперимента, наблюдения и вывод по результатам проведенного эксперимента.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

 Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД: умение планировать работу

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения владеть смысловым чтением.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Личностные: оценка  личностного продвижения к цели.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Список литературы

1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Царства живой природы".

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.   Задачи:  1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных ...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Открытый урок в 5 классе "Царства живой природы"

Царства живой природы. Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства....

План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"

Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Разработка урока 5 класс .Царство живой природы

Урок 9. Царства живой природыЦель: дать представление о систематике как науке; ученом К.Линнее – отце систематики;            классификации...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ. 5 КЛАСС. ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Презентация "Царство живой природы" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении изложения нового материала...