урок в 5 классе "Царства живой природы".
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему

Токарева Ольга Юрьевна

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

 

Задачи:  1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

               2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;

                3. воспитывать бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большеберезниковская средняя общеобразоательная школа №1»

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

Задачи:  1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

               2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;

                3. воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока:

I. Вводная часть.

Здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это путешествие не обычное, а особенное. Мы будем путешествовать по миру живых организмов. Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо  приобрести билеты. Для этого нужно выполнить задания.

1. Повторение пройденного материала по теме «Живые клетки»

1 Ответы у доски:

1 Живые клетки

2 История открытия клетки

2 Задание на знание биологических терминов.

Вставьте пропущенные слова :

1. Клетка имеет три главные  части _______, которая одевает клетку,________ полужидкую  массу и _________- небольшое плотное  тельце. Есть и особые  клетки - __________, которые разные  у мужчин  и женщин. __________ - это женская половая клетка , а мужские ___________. В клетках  растений есть органоиды  зеленого цвета - ___________.

2. Живые существа имеют   ____________ строение. Главные части клетки: оболочка, _____________, и ___________. Живые  клетки  дышат,  ______________ , растут, _________.  Клетки _____________ по форме и размерам. Среди них есть ____________   клетки,  которые  дают начало новому организму.

3 Работа с компьютером (флеш анимация собери клетку)

Работа с компьютером ( флеш анимация строение растительной клетки)

4 Назовите изображенные на рисунке клетки.

       

В ящике находится 1 крупная  клетка , размером  около 10 см.  в длину ,  покрытая  прочной  оболочкой  белого цвета.

(яйцеклетка курицы)

II. Изучение нового материала.

Учитель. А теперь пора отправляться в путешествие.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Как не запутаться в этом потрясающем разнообразии? Надо навести среди них порядок. Этим занимается наука систематика. Она объединяет похожие, родственные существа в группы. Самые крупные группы организмов называются царствами. Именно об этих группах и пойдет у нас с вами речь. Но прежде давайте вспомним, что общего у всех живых организмов и отгадаем загадку .

 В большом – большом королевстве, а как оно называется, догадайтесь сами было 5  царства: каждое со своими жителями. В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь. Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее. В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные. А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие. Отгадайте названия королевства (живая природа) и царств (бактерии, грибы, растения и животные).

          (Ответы учеников)

И первая наша остановка будет в  царстве Бактерий.  

Бактерииодноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра..

        Ученым известно по меньшей мере 2500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах других живых существ. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает, «палочка». Но форма их разнообразна: они имеют вид не только палочек, но и шариков, спиралей.

Многие ученые считают, что первыми на Земле появились бактерии. Ведь они устроены проще всех других организмов —  в их клетках даже нет ядра. От бактерий произошли простейшие, а уже от них — грибы, растения и животные.

В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие при приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки

Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

 Следующая станция – Царство Простейшие

        Представителей этого царства  простейшие  вы не видели. Потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются  амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория-туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих ее тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.

   В отличие от бактерий и простейших, тела грибов, растений, животных в основном построены из множества клеток. Это многоклеточные организмы. 

Третья станция - царство Грибы.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики,  дрожжи. которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около  100 000 видов грибов

( Клип «Живет повсюду красота»)

Значение растений в природе и жизни человека.

Континенты нашей планеты, составляющие 150 млн. км2, в основном покрыты растительностью. Даже в знойных пустынях не затухает жизнь растений. Только ледяные пространства полюсов и высочайшие вершины гор не имеют растительности

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники, торчащие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без деревянной мебели, полок полных всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей , которые хранились в шкафу. Нет больше и самих шкафов, в которых хранилась одежда  из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги , бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.

    Но это еще не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того , чего мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить – воздуха, кислорода ? Ведь именно растении вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера.

Подавляющее число растений имеет зеленый цвет, обусловленный зеленым пигментом хлорофиллом, сосредоточенным в особых органеллах растительных клеток — хлоропластах.

Жизнь человека немыслима без использования растений. Это — пища, строительный материал, сырье для различных отраслей промышленности. Основой энергетики служат продукты растительного происхождения — каменный уголь, торф, нефть и др. При помощи растений предохраняют почвы от эрозии, накапливают влагу на полях, закрепляют пески. Зеленые насаждения обладают санитарно-гигиеническим эффектом, они снижают запыленность и загрязненность воздуха, уровень шума и этим улучшают условия жизни городского населения.

     Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80 - 100 м.

 Следующая станция - царство Животные .  

 Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

        Животные — самое разнообразное царство. Их известно приблизительно 1 млн. 500 тыс. видов. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота, моделей для изучения болезней и их лечения, получения иммунной сыворотки. Многие виды насекомых опыляют растения, повышая урожай сельскохозяйственных культур. Птицы истребляют насекомых — вредителей лесов, парков, полей. Животные очищают водоемы, принимают участие в образовании почвы, уничтожении трупов животных и остатков растений. Среди животных немало вредителей сельского хозяйства (членистоногие, грызуны), возбудителей болезней и их переносчиков        

III.  Закрепление.

        Вот закончилось наше путешествие. Давайте проверим , насколько внимательно вы вели себя во время путешествия.

1 (Флеш анимация «Кто из какого царства)

2 (Флеш анимация «Царства живых организмов")

IV.Заключение.

Выставление оценок.

Домашнее задание : с. 108-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Движение в живой природе".

План-конспект урока с применением структур сингапурской методики....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...

биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.

Тема урока:  Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....

Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./

Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./...

Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...